Оформи электронную подписку на журнал и читай его первым!
Научно-методический журнал России (создан в 1933 г.) Журнал «Начальная школа» является уникальным методическим пособием, универсальным по своему характеру: в нем публикуются материалы по всем предметам и курсам для каждого класса начальной школы, официальные документы Министерства образования и науки РФ.


Статьи26 февраля 2016

Медиатехнологии в современном образовательном пространстве

Медиатехнологии в современном образовательном процессе

Я. РОМАШКИНА,

студентка, филологический факультет, Московский педагогический государственный университет

Сегодня сложно представить жизнь человека без цифровых устройств, различных девайсов, Интернета. Пявление новых образовательных стандартов, учитывающих внедрение в процесс обучения медиатехнологий, предъявляет серьезные требования к педагогам, родителям и к обучающимся. Многие педагоги и ученые-исследователи подчеркивают актуальность и особую важность. темы медиаобразования.

Нам помогла разобраться в этой теме доктор педагогических наук, профессор кафедры психологии младшего школьника, заведующая кафедрой информационных технологий в образовании Института детства Московского государственного педагогического университета Елена Игоревна Булин-Соколова.

Елена Игоревна, расскажите, как обучают современных детей в школах и какие медиатехнологии в настоящее время используются в образовательном процессе?

Е.И. Булин-Соколова. Если мы говорим про школу и медиаобразование, то этот разговор стоит вести в рамках, которые обозначены в таких федеральных документах, как «Профессиональный стандарт педагога» и «Федеральный государственный образовательный стандарт» (принят в 2009 г.). Стандарт задал новую парадигму образования, новый вектор его развития, обозначив смену системы приоритетов в образовательных целях. В стандарте фиксируется, что основными приоритетами в начальном общем образовании является формирование мотивации ученика. Полностью сформировать это в начальной школе, не удастся, но иметь обозначенное как важную стратегическую цель требуется - и об этом говорится в стандарте. Далее: формирование следующих метапредметных универсальных учебных действий (УУД) – способность самостоятельно искать, обрабатывать, представлять другим информацию, делится информацией, иметь точку зрения по поводу информации, научение детей самостоятельно отыскивать способ решения новой задачи, которую никто никогда не объяснял. Умение извлекать смыслы из того, что написано в текстах, что говорится людьми, умение слушать, слышать и понимать, развитие критического мышления тоже становится принципиально важным. Если говорить о информационно-коммуникационных компетентностях, которые формируют медиаграмотность, то это не только умение считать, читать, писать, а еще что-то, что является такой грамотностью, без которой человек не может быть успешным, не может продолжать учиться, развиваться, получить профессию в современном мире.

Стандарт начальной школы в некотором роде революционен, так как вводит новый инструмент письма: выпускник начальной школы должен уметь набирать вслепую дестью пальцами текст с клавиатуры компьютера. Поэтому наряду с каллиграфическим письмом, которое останется данью традиции и некоторым искусством, параллельно вводится функциональный инструмент письма, которым пользуется сейчас человечество. Это значит, что у нас появляются дополнительные возможности учить младшего школьника совершенствовать свой текст. Это, на наш взгляд, радикально меняет всю историю письма в школе, работы с текстами, мотивацию – игнорировать это невозможно. В стандарте говорится и о том, что выпускник начальной школы должен обладать способностью фиксировать свои наблюдения окружающего мира, деятельность других людей с помощью разных цифровых устройств, а именно: уметь снимать на фото, видео, записывать звук и редактировать, сохранять, транспортировать. Инструменты для этого сейчас столь просты и удобны, что по силам и дошкольнику, что уж говорить про выпускника начальной школы. На занятиях по предмету «окружающий мир» ученик должен вести исследования, ставить эксперименты, изучать природу, разнообразные явления, изучать себя, используя при этом различные исследовательские инструменты, в том числе и цифровые: спутниковые изображения, цифровые карты, GPS. На уроках технологии формируется умение создавать мультипликации; на уроках изобразительного искусства детей учат использовать разные графические редакторы, инструменты компьютерного рисования и моделирования; среди обозначенных в стандарте результатов обучения музыке в начальной школе – опыт и способность ребенка играть на музыкальных инструментах, умение сочинять музыку.

Все перечисленное становится частью среды, в которой ребенок обучается, и умение использовать все это адекватно является важными компетенциями ученика начальной школы, живущего в XXI веке.

Информационной средой являются не только компьютеры, объединенные в сеть, не только программные обеспечения, которые на них установлены, но и люди которые умеют все это делать, со всем этим работать, то есть учителя.

Скажите, а не рано ли вводить ребенка в такую насыщенную информационную среду, не слишком ли трудно для него будет выполнение поставленных задач?

Е.И. Булин-Соколова. Как прекрасно видно из происходящего вокруг вас, не рано. Можно, конечно, сказать, что рано, но что предложить взамен? Если ребенок хочет этим заниматься, то не рано. Если он видит, как вы снимаете на видеокамеру или на телефон то, как он играет с кошкой, ему тоже хочется это попробовать; можно вместе с ребенком снять кино про домашнее животное, рассказать про него, а потом это кино отправить по Интернету бабушке. И бабушка из другого города ответит ребенку, что он молодец. А может, пока мы всем этим заняты, закрыть его в детской - пусть он там смотрит телевизор? Все то, что мы подозреваем для ребенка рано, находится от него на расстоянии вытянутой руки, и он видит, что все люди вокруг него живут с этим, а вы собираетесь оградить его и рассказывать, что ему это рано.

Как же родителям научить детей различать хорошую и плохую информацию, уберечь их от компьютерной зависимости?

Е.И. Булин-Соколова. Нужно честно объяснить ребенку, что такое хорошо и что такое плохо, и в этом смысле позиция родителя по отношению к информационно-компьютерным технологиям никак не отличается от его же позиции по отношению ко всему, с чем сталкивается ребенок в реальной жизни. Детям интересно иногда делать то, что не разрешается, например, смотреть то кино, которое вы бы не хотели, чтобы он смотрел, но вы как человек взрослый и грамотный должны предусмотреть такую возможность и понимать, как здесь быть, это вопрос воспитания, педагогики. Надо честно, позитивно, конструктивно взаимодействовать со своим ребенком, пытаясь сформировать и передать ему ваши ценности. Самое главное в успешном воспитании – это сохранение между ребенком и родителем отношений в любых ситуациях. Можно не разрешать детям заходить с телефонами в класс, писать sms-ки на уроках или играть в игру, но это не значит, что, выйдя из школы, он не будет в нее играть, а как же с этим быть? Как и со всем остальным: мы понимаем, что просто запрещать что-то, не объясняя, не предлагая что-то взамен, это не способ.

Большинство людей уже привыкло, что компьютер и Интернет все делает за них. Не утратится ли со временем из-за этого способность анализировать, выбирать (например, книгу), находить нужные строки и выписывать их и пр., а так же все, что связанно с моторикой?

Е.И. Булин-Соколова. Цивилизация многие вещи в человеке разрушает, часть своих природных способностей человек уже утратил. Инструменты, которыми пользуются люди в своей деятельности, трансформируют их психику. С появлением нового инструмента появляются новые психические функции, а старые отмирают, и поэтому мелкая моторика будет развиваться за счет другого (например, за счет шнуровки ботинок, шитья и т.п.) Если мы считаем, что развитие мозга очень связано с моторными действиями, то мы должны предлагать ребенку те инструменты, которые будут способствовать их развитию. Если он престанет делать какие-то движения ручкой по бумажке, то у него отомрет что-то в мозгу, но зато у него вместо этого появятся другие функции, которые будут развиваться по-другому в ответ на то, что вокруг него уже другой мир.

Как вы думаете, в будущем – с созданием (появлением) новых информационных технологий – не обесценится ли профессия учителя?

Е.И. Булин-Соколова. Профессия учителя не обесценится никогда, как и позиция, роль, функция родителя. Просто компетенции, которыми должны обладать и родители, и учителя, меняются очень быстро, и люди «не поспевают». Если вы пытаетесь выучить ребенка так, как учили вас, то возникает конфликт отцов и детей. Ваш опыт, который был адекватен тридцать лет назад, сегодня никого не интересует. Вопрос в том, как готовить студентов педагогических вузов, чтобы они конструктивно, продуктивно и успешно работали в школе? Нужно чуть-чуть попытаться посмотреть в завтра, осознать, какие будут цели у образования, как к ним двигаться. В школу приходят другие дети, это другое поколение и у них другое сознание, а мы все пытаемся их научить тому, чему учили наших бабушек. И нам кажется, что если мы здесь не перестроим ситуацию, не начнем иначе учить студентов педагогических вузов, то они никогда не поймут как «учить иначе».

Как педагоги реагируют на изменения в образовательном процессе?

Е.И. Булин-Соколова. Человек, в основном, существо, которое без большого энтузиазма воспринимает изменения. Наш 216-часовой курс по медиаграмотности на курсах повышения квалификации всегда начинался беседой с учителями. Многие говорили, что это все ерунда, что они воспитали «Гагарина и Нобелевских лауреатов» и все тогда работали без всяких устройств. Конечно, требуется время, чтобы люди поняли, что те технологии и способы обучения, которые работал пятьдесят лет назад, сегодня уже не работают. Говорили учителя и о том, что дети стали другими – «неслышащими, невидящими, плохо воспитанными». Мы же предлагаем не просто говорить, но и думать, что же делать с тем, что мы имеем сегодня. Современные ученики начальных классов просто другие, они живут в другом мире. И для того чтобы в будущем они были успешны, их нужно сейчас учить по-другому. А чтобы было кому учить иначе, нам нужно сейчас всем думать о том, как нам учить студентов педагогических вузов сегодня, чтобы они были в состоянии правильно обучать детей завтра. Это в некотором роде борьба, в ходе которой возникает движение вперед, и это движение надо изучать, анализировать.

Сколько времени, на ваш взгляд, потребуется на то, чтобы все в образовательной сфере привыкли к новым стандартам в обучении?

Е.И. Булин-Соколова. Мир меняется очень быстро. Мы, казалось, только привыкли к клавиатурному письму, а уже видно, что устройство само может понимать твой голос и писать за тебя. Сейчас вся система образования находится в ситуации принятия вызова этого быстроменяющегося мира, который за стенами образовательных учреждений разворачивается со стремительной скоростью, в другом направлении, нежели предполагали учителя, преподаватели. Поэтому, чем быстрее мы все привыкнем к изменившимся стандартам, тем лучше и легче будет для нас самих, а также для наших детей.

Комментарии

Пока не добавлено ни одного комментария.
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.