Оформи электронную подписку на журнал и читай его первым!
Научно-методический журнал России (создан в 1933 г.) Журнал «Начальная школа» является уникальным методическим пособием, универсальным по своему характеру: в нем публикуются материалы по всем предметам и курсам для каждого класса начальной школы, официальные документы Министерства образования и науки РФ.


Статьи13 апреля 2016

Правописание приставок и предлогов

Правописание приставок и предлогов

УМК «Школа России». III класс

А.Н. КАЗАНЦЕВА,

учитель начальных классов, НОУ «Православная СОШ им. святителя Арсения Элассонского», г. Суздаль, Владимирская область

Тип урока: изучение нового материала.

Задачи: формировать внутреннюю мотивацию; различать приставки и предлоги; развивать орфографическую зоркость.

Планируемые результаты: предметные (различать приставку и предлог; писать слова с приставками и предлогами); метапредметные (постановка и формулирование проблемы; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера; оценка результатов собственной деятельности); личностные (проявлять интерес к изучаемой теме; умение работать в коллективе; формировать чувство товарищества).

    Межпредметные связи: литературное чтение, развитие речи.

    Ресурсы урока: учебник «Русский язык», 1-я часть (авт. В.Г. Горецкий, В.П. Канакина), рабочая тетрадь к учебнику, рабочая программа, раздаточный материал, деревянный бочонок, конфеты, смайлики трех цветов для самооценки.

    Ход урока.

    I. Организационный момент.

    Эмоциональный настрой.

    - Представьте себе, что у вас в ладошках солнечный зайчик. Улыбнитесь ему и подарите кому-нибудь из класса своего солнечного друга. Пожелайте им удачи!

    II. Мотивация познавательной деятельности.

    - Поднимите руку те, кто любит сказки! Сегодня на урок к нам попал волшебный бочонок. Из этого бочонка вы получите небольшие призы, если правильно ответите на вопросы.

    Ученики вытягивают из бочонка записки с вопросами, дают на них ответы и на дне бочонка находят конфеты, которые получают после окончания урока.

    - Мы только что получили две телеграммы: от собаки Шарика - «Мальчик доехал до деревни» и от кота Матроскина - «Мальчик до ехал додеревни». Как вы думаете, кто из них правильно написал телеграмму?

    Учащиеся предлагают свои варианты ответа, некоторые затрудняются доказать свой выбор, предполагают, что на уроке смогут научиться правильно писать такие словосочетания.

    Учитель предлагает прочитать тему урока на странице 131 учебника.

    III. Актуализация знаний

    - Шарик и Матроскин приготовили нам задания. Они написали словосочетания, а мы с вами должны раскрыть скобки.

(по)бежал (по)дороге

(про)читал (про)охоту

(за)полз (за)печку

(на)кричал (на)кота

(на)лил (на)стол

(за)бежал (за)стол

(от)резал (от)батона

    Учащиеся находят сходство и различия в произношении и написании предлогов и приставок, выясняют роль приставок и предлогов, читая информацию на странице 132 учебника, пересказывают ее.

    IV. Организация познавательной деятельности.

- Внимательно прочитайте слова. На какие группы они разделены? По каким признакам? (Имена существительные и глаголы; с приставкой и предлогом.)

Еще раз посмотрите на слова с приставками.

Что такое приставка и для чего она служит?

Как пишется приставка?

Как найти приставку в слове?

Что такое предлог?

Как пишется предлог с другими словами?

Попытайтесь между предлогом и словом поставить вопрос или другое слово. А между приставкой и корнем можно поставить вопрос или другое слово?

Какому выводу мы можем сделать? Откройте учебник на странице 132, прочитайте правило написания предлогов и приставок.

    Ф и з м и н у т к а

А сейчас все по порядку

    Встанем дружно на зарядку.

    Руки в сторону, согнули,

    Вверх подняли, помахали,

    Спрятали за спину их.

    Оглянулись через правое плечо,

    Через левое еще.

    Дружно присели,

    Пяточки задели,

    На носочки поднялись,

    Опустили руки вниз.

    V. Закрепление.

    - Сейчас мы с вами посмотрим на картинки, на которых изображены зимние забавы. Скажите, чем занимаются дети? Составьте словосочетания по картинке так, чтобы в словах были приставки, в словосочетаниях предлоги. Запишите их.

    Учащиеся придумывают словосочетания, проговаривая порядок рассуждения при написании приставок и предлогов. Представляют свою работу, обосновывая свою точку зрения и проговаривая правило.

    Предлагаю поиграть – собрать «разрезанные» пословицы.

Друг познается в беде.

Язык до Киева доведет.

Запишите пословицы, объясняя правописание приставок и предлогов.

    VI. Работа в парах: учитель предлагает рассмотреть (прочитать) упражнение № 180 в рабочей тетради, прокомментировать порядок его выполнения.

    VII. Подведение итогов.

- Над какой темой мы работали на уроке? Чему планировали научиться? Чему научились. (Ответы учащихся.)

Вернитесь к телеграммам Шарика и Матроскина и докажите, кто из них верно написал телеграмму.

Выставление оценок.

Самооценка: учитель предлагает учащимся оценить свою работу на уроке: красный смайлик – очень понравилось, все понял(-а); желтый смайлик – понравилось, но понял(-а) не все; зеленый смайлик- ничего не понравилось, ничего не понял(-а).

Комментарии

Пока не добавлено ни одного комментария.
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.