Оформи электронную подписку на журнал и читай его первым!
Научно-методический журнал России (создан в 1933 г.) Журнал «Начальная школа» является уникальным методическим пособием, универсальным по своему характеру: в нем публикуются материалы по всем предметам и курсам для каждого класса начальной школы, официальные документы Министерства образования и науки РФ.


Статьи22 декабря 2016

Анализ современных программ взаимодействия музея и школы, направленных на духовно-нравственное развитие личности младших школьников

Анализ современных программ взаимодействия музея и школы, направленных на духовно-нравственное развитие личности младших школьников

Е.А. ОВСЯННИКОВА,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики Магнитогорского государственного университета им. Г.И. Носова, Челябинская область

Е.А. ЯКУНИНА,

магистр педагогики, и.о. хранителя фонда Денисовского историко-краеведческого музея, Костанайская область, Республика Казахстан

Духовное и нравственное развитие младших школьников видится в восстановлении во всей полноте исторической памяти, в спокойном «взращивании» человека, воспитании чувства принадлежности к великой стране, причастности к судьбам человечества. Центром этой работы может стать краеведческий музей – хранитель уникальных памятников культуры, мастерства, традиций, научно – технической мысли и самого человечества.

Именно в музее ребенка окружают определенные вещи и события того времени, которое пережил человек в ходе своего развития. С семи лет младшие школьники уже владеют определенными представлениями о времени, но они еще не готовы воспринимать абсолютно абстрактные понятия. В данном возрасте чрезвычайно важно предварительно подготовить ребенка к посещению музея. Учитывая данный аспект, проанализируем современный педагогический опыт сотрудничества музея и школы.

Сотрудничество музея и школы обуславливается общностью задач, которые они решают как социальные институты, и одновременно спецификой их взаимодействия друг с другом.

Б.А. Столяров указывал, что в процессе гуманизации и гуманитаризации школьного образования (1980-е гг.) были созданы благоприятные условия для развития духовного мира личности ученика и понимания педагогическим сообществом нового места музея в педагогической системе. В свою очередь, высокая степень готовности музея к этой ситуации, прямое его включение в школьную реформу дали основание говорить об обоюдном стремлении к совместному взаимодействию музея и школы [8, 45].

С 1990-х годов появилась новая тенденция, направленная на сотрудничество музея и школы, которую определяют как стремление к обоюдному партнерству.

В качестве примера сотрудничества музея и школы приведем музейно-экскурсионную программу «Предметный мир культуры» [3, 20], разработанную для начальных классов школ города Москвы.

Целью музейно-экскурсионной программы явилось создание определенной системы работы музея с учащимися I – III классов, включающей специализированные музейные уроки и экскурсии, преодоление сформировавшегося стереотипа восприятия музея как наглядной иллюстрации к тому или иному экспонату. У музея есть свой путь, своя воспитательно-образовательная задача, направленная на формирование и развитие ценностного и эмоционально окрашенного отношения ребенка к культурному наследию. Программа содержит блок теоретических материалов (в нем рассматриваются аспекты партнерства музея и школы и методика проведения занятий), а также четыре тематических блока: «Природа», «Город», «Дом», «Предмет рукотворный».

Блок «Природа» предлагает спектр мероприятий, в ходе которых внимание младшего школьника обращается на природное окружение, прежде всего на животный и растительный мир. Блок «Город» нацелен на формирование интереса к истории родного города. Блок «Дом» знакомит учащихся с существованием и функциями «дома» на материале мемориальных музеев, ставших средоточием культурной памяти живших в них великих людей. Завершающий блок «Предмет рукотворный» направлен на формирование уважения к труду того, кто создал предмет.

Содержание каждой из двадцати тем программы предусматривает музейно-экскурсионное путешествие. Путешествие начинается с подготовительной работы, ее реализует учитель на уроке. Затем учащиеся отправляются в музей, где экскурсовод проводит экскурсию. Заканчивается путешествие уроком закрепления, который проводит учитель в классе.

Пособие «Материалы для учителя» включает сценарии уроков, аннотации к экскурсиям и рекомендации по подготовке к ним, творческие задания для учащихся, а также дополнительные материалы «Это вам поможет!».

Музейно-экскурсионная программа «Предметный мир культуры» послужила ориентиром для создания аналогичных региональных программ, например, программы «Мир вокруг нас» [4, 82], разработанной для начальных классов школ города Ярославля, «Здравствуй, музей!» [7, 122] Российского центра музейной педагогики и детского творчества Государственного Русского музея. Целью данных программ также является объединение усилий музейного педагога и школьного учителя с целью воспитания духовно и эстетически развитого ребенка.

Программа «Здравствуй, музей!» имеет многоуровневый характер и включает в себя четыре раздела, содержание которых раскрывает работу с разными возрастными группами. Для учащихся начальных классов разработан второй раздел программы, нацеленный на развитие эмоциональной сферы, ассоциативного мышления и творческого воображения через погружение в мир музея. Сотрудничество специалистов возникло уже на стадии подготовки программы, авторами которой стали не только музейные педагоги, но и учителя школы. Данное взаимодействие было углублено в процессе реализации программы. Занятия проводились учителем совместно с музейным педагогом. По оценке автора программы Б.А. Столярова, такое взаимодействие придало «сотрудничеству музея и школы взаимовыгодный, развивающий, динамичный, планируемый и гибкий характер» [8, 50], а также определило жизнеспособность программы. На основе такого взаимодействия стали создаваться аналогичные музейно-образовательные программы во многих городах нашей страны.

Особого интереса заслуживает московская музейно-образовательная программа «Музей и культура» [2, 100]. Ведущей целью программы является включение младшего школьника в удивительный мир культуры средствами музея и на этой основе формирование у него гуманистической системы ценностей. Особенностью программы «Музей и культура» является то, что она полностью построена на методах музейной педагогики и реализована музейным специалистом, способным на практике провести музейный урок в начальной школе.

Целью программы «Путешествие в мир музея» (для детей 7-8 лет), разработанной Институтом повышения квалификации и городским музеем образования [1, 20], является создание специальных условий для формирования у младшего школьника познавательного интереса к миру музея и творческого самовыражения средствами музейно-краеведческой деятельности. Задачи программы: расширение представления о музее, музейном экспонате как основных источниках информации о прошлом; развитие познавательных универсальных учебных действий и умение использовать различные способы работы с информацией; воспитание бережного отношения к материальным и духовным ценностям. Образовательный процесс организован в форме коллективных и групповых занятий; практических занятий. Программа предусматривает различные конкурсы, олимпиады, викторины, содержание которых непосредственно связано с музейной тематикой. Оценка результатов освоения программы проводится в форме игры-викторины «Путешествие в Музейное царство»; анкетирования; конкурса работ.

Программа «Пешком в прошлое» [6, 30] основана на многолетнем опыте взаимодействия музея и образовательного учреждения. Разработчиком данной программы является Н.М. Степанникова, педагог дополнительного образования центра детского и юношеского творчества «Бибирево» города Москвы. Тематика занятий, проводимых в музее, совпадает с основными разделами общеобразовательных программ. Уникальность опыта реализации данной программы заключается в том, что педагоги и дети могут использовать музейные предметы как средства обучения. Программа направлена на формирование познавательного интереса к русской истории и национальной культуре, гордости за свой народ и его прошлое. Содержание программы «Пешком в прошлое» построено с учетом принципов интерактивности, комплексности, системности. Основными формами контроля усвоения содержания музейно-образовательной программы являются самостоятельные работы творческого, развивающего и аналитического характера, проводимые на уроках в группах. Предлагаемая автором процедура оценки результатов включает в себя подготовку и проведение музеем выставок детских работ и викторин по различным разделам программы.

Музейно-образовательные программы активно включаются в образовательные программы школ. Учителем начальных классов школы № 3 города Енисейска Т.А. Ситниковой была создана музейно-педагогическая программа «Мир музея» [5, 10] как составная часть программы воспитательной работы школы «Слагаемые успеха». Она представляет собой опыт научного и системного осмысления проблемы сотрудничества музея и школы. Новизна программы заключается в том, что в воспитательном процессе используются музейно-педагогические технологии, направленные на приобщение детей к музею и его культуре, создающие совершенно новые условия для их творческого развития. Благодаря этому происходит расширение воспитательной среды школы.

На базе нашего краеведческого музея действует музейно-образовательная программа «Музей – мир удивительных историй». Главная ее цель – создать специальные условия для формирования у младших школьников познавательного интереса к удивительному миру музея и их творческого самовыражения через средства музейной педагогики. Программа предполагает образовательную деятельность музея. Ее специфика заключается в параллелизме и взаимосвязанности образовательного процесса школы и краеведческого музея: Программа «Музей – мир удивительных историй» осуществляется как музейно-образовательная и предполагает не только знакомство детей с музеем, но и включение их в конкретную музейно-краеведческую деятельность.

Взаимодействие образовательных учреждений и музеев краеведческого профиля подразумевает многогранный процесс, в ходе которого решаются определенные воспитательные и образовательные задачи. Являясь не только научно-просветительским учреждением, но и центром образования, он способен развить и воспитать в ребенке личность, основанную на духовных и нравственных идеалах. Непосредственно через музей дети открывают многообразие духовной и нравственной культуры и приобретают устойчивую потребность общения с ее ценностями.

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Алейникова А.В. Программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Путешествие в мир музея» / А.В. Алейникова, И.А. Турчанинова, Г.И. Хлебоказова. Новокузнецк, 2012.

2. Ванслова Е.Г. Курс «Музей и культура» в начальной школе: методическое пособие / Е.Г. Ванслова. М., 1995.

3. Макарова Н.Г. Предметный мир культуры: музейно-экскурсионная программа для начальной школы / Н.Г. Макарова, Е.Б. Медведева, С.Б. Минина, М.Ю. Юхневич. М.: МИРОС, 1994.

4. Новожилова В.А. Музейно-экскурсионная программа «Мир вокруг нас» / В.А. Новожилова, С.Д. Тренина, И.Е. Холодякова. М., 1997.

5. Ситникова Т.А. Музейно-педагогическая программа «Мир музея» / Т.А. Ситникова. Енисейск, 2013.

6. Степанникова Н.М. Программа дополнительного образования детей «Пешком в прошлое» / Н.М. Степанникова. М., 2013.

7. Столяров Б.С. Здравствуй, музей! / Б.С. Столяров. СПб., 1995.

8. Столяров Б.С. Современные аспекты педагогической деятельности художественных музеев / Б.С. Столяров //Музей и подрастающее поколение: Рос. науч.-практ. центр по проблемам музейной педагогики. СПб., 1993.

Комментарии

Пока не добавлено ни одного комментария.
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.