Оформи электронную подписку на журнал и читай его первым!
Научно-методический журнал России (создан в 1933 г.) Журнал «Начальная школа» является уникальным методическим пособием, универсальным по своему характеру: в нем публикуются материалы по всем предметам и курсам для каждого класса начальной школы, официальные документы Министерства образования и науки РФ.


Статьи21 марта 2017

Составление технологических и маршрутных карт для урока литературного чтения с использованием электронного учебника

Составление технологических и маршрутных карт для урока литературного чтения с использованием электронного учебника

О. М. КОРЧАЖКИНА,

кандидат технических наук, старший научный сотрудник, Институт проблем информатики Федерального исследовательского центра «Информатика и управление» Российской академии наук, Москва

В предыдущей статье «Форма организации учебного процесса с использованием электронных учебников» «перевернутый урок» (статья опубликована в журнале «Начальная школа», № 4, 2016. С. 14) была описана методика построения «перевернутого урока» с использованием электронного учебника (ЭУ). Проиллюстрируем эту методику на примере урока литературного чтения «Отечественная война 1812 года в стихах русских поэтов: А.С. Пушкин «Москва… Как много в этом звуке…», проведенного по ЭУ [1, 80-81]. Урок состоит из следующих этапов:

1) постановка цели урока;

2) анализ и отбор учебного материала;

3) составление технологических карт урока:

- технологической карты 1 «Методическое сопровождение урока» (табл. 1);

- технологической карты 2 «Организационная структура урока» (табл. 2);

4) построение/адаптация обобщенной маршрутной карты (МК учителя) (табл. 3) (в табл. 3 в столбце «Функциональные возможности ЭУ для выполнения домашнего задания» не указаны общие для всех разделов интерактивные редакторские инструменты ЭУ: ввод текста с клавиатуры,добавление закладок и заметок, поиск ключевых слов в тексте, переход к заданиям по гиперссылкам);

5) построение частных маршрутных карт (МК учащихся): табл. 4 – МК с предыдущего урока, заполненная учащимися при выполнении домашнего задания; табл. 5 – МК с текущего урока, предложенная учителем к следующему уроку (именно поэтому отдельные графы этой таблицы еще не содержат комментариев по выполнению заданий и самооценке, а также проблемных вопросов для обсуждения на следующем уроке).

В таблицах используются следующие сокращения при обозначении разделов ЭУ, используемых для реализации учебной деятельности:

ДЗ1-1, ДЗ1-2, ДЗ1-3 – домашние задания к уроку «Отечественная война 1812 года в стихах русских поэтов: А.С. Пушкин «Москва… Как много в этом звуке…»», выданные на предыдущем уроке.

ДЗ2-1, ДЗ2-2, ДЗ2-3 – домашние задания, выданные на уроке «Отечественная война 1812 года в стихах русских поэтов: А.С. Пушкин «Москва… Как много в этом звуке…»» к следующему уроку.

У2 – учебные задания, выполняемые на втором этапе урока «Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала. Организация обратной связи».

У3 – учебные задания, выполняемые на третьем этапе урока «Практикум».

Таблица 1

Технологическая карта урока – 1

Методическое сопровождение урока

Предмет/учебник: Литературное чтение Часть 1 (авт. В.Ю. Свиридова )

Класс 4

Тема урока: Отечественная война 1812 года в стихах русских поэтов: А.С. Пушкин «Москва… Как много в этом звуке…»»

Тип урока: урок углубленной работы над текстом стихотворного произведения (смысловое чтение, углубленный анализ, осмысление произведения)

Цель урока: формирование умений извлекать детальную информацию из текста, различать события и факты, описываемые в стихотворном произведении, путем анализа его художественных особенностей

Планируемые образовательные результаты:

Предметные

усвоение социокультурной лексики и художественного приёма «олицетворение» в историческом контексте стихотворного произведения;

формирование умения анализировать события и героев стихотворного произведения;

формирование умения выражать собственное мнение о событиях, фактах, чувствах автора и героев стихотворного произведения

Метапредметные

активизация аналитического мышления;

формирование умений смыслового чтения и речевых умений;

понимание литературного произведения как основы культурно-исторических ценностей российского народа;

формирование эстетического литературного вкуса

Личностные

углубление эмоционально-образного восприятия произведения за счет активизации эмоциональной сферы учащихся (личностных переживаний, нравственных чувств);

обеспечение культурно-исторической самоидентификации;

развитие потребности в самопознании, саморазвитии, самоактуализации

Решаемые учебные задачи и проблемы

Формирование умений смыслового чтения:

узнать, назвать и охарактеризовать факты, явления, события, героев, описанных в стихотворном произведении;

аргументировать свое мнение;

обобщить результаты анализа стихотворного произведения

Основные понятия, изучаемые на уроке

тема стихотворного произведения;

рифма, виды рифмовки;

художественный прием «олицетворение»;

художественные приемы изображения исторических личностей и событий истории России

Разделы ЭУ, используемые на уроке или при самостоятельной работе учащихся дома

1. Чтение и аудирование текста произведения (ДЗ1-1)

2. Чтение исторической заметки к стихам Пушкина в Словаре и заметок учителя, ответ на вопросы (ДЗ1-2):

Почему русской армии пришлось оставить Москву?

Дождался ли Наполеон ключей от города? Почему?

3. Работа с иллюстративным и справочным материалом (ДЗ1-3): Прочитай заметку учителя к реалии «Петровский замок», просмотри иллюстрации и ответь на вопросы:

Почему Пушкин упоминает Петровский замок?

Знаешь ли ты, где находится Петровский путевой дворец в Москве?

4. Раздел «Работа в парах».

Чтение вслух стихотворного отрывка и обсуждение в парах ответов на вопросы (У2-1):

Какова тема этого стихотворного отрывка?

С какой целью поэт вспоминает трудные и славные дни истории России и ее столицы? Что он при этом чувствует?

5. Раздел «Ответь на вопросы» и заметки, сделанные учителем.

Задания на осмысление художественных особенностей и лексики произведения. Обсуждение вопросов (У3-1):

В каких строчках передается торжественное, возвышенное настроение? С помощью каких слов, какой интонации?

Как создается картина грозного противостояния?

Перечитай слова, которыми поэт описывает Москву, пожар и Наполеона. Объясни, как ты понимаешь словосочетания: недавняя слава, последнее счастье, повинная голова, приемный дар, нетерпеливый герой, грозный пламень

6. Раздел «Ответь на вопросы».

Исследование поэтического строя стихотворного произведения (У3-2).

В этом стихотворном отрывке из большого произведения Пушкина найди рифмы.

Вспомни, какие виды рифмовки ты знаешь.

Проследи, как поэт поочередно прибегает к разным видам рифмы

7. Заметки учителя.

Творческие задания (ДЗ2):

Прокомментируй утверждение от лица А.С. Пушкина: «Поэтический взгляд помогает нам повелевать временем. Слова поэтического текста помогают нам перенестись из настоящего в прошлое».

Выдели в стихотворном тексте ключевые слова и выражения, сделай к ним заметки и сопроводи их иллюстрациями.

Подготовь небольшое исследование на тему «Художественный прием олицетворение» и проиллюстрируй его примерами из стихотворного текста А.С. Пушкина.

Функциональные возможности ЭУ, используемые на уроке

1. Чтение и аудирование текста произведения

2. Добавление заметок

3. Переход к пояснениям по гиперссылкам

4. Добавление закладок

5. Загрузка медиафайлов

6. Поиск ключевых слов в учебнике

Методическое назначение разделов ЭУ

1. Чтение и аудирование текста произведения

Знакомство с сюжетом, событиями, фактами, героями произведения. Изучение художественных особенностей и языка произведения, авторских стратегий

2. Чтение исторической заметки к стихам А.С. Пушкина в Словаре и заметок учителя, ответы на вопросы

Детальное понимание прочитанного с опорой на текст стихотворного произведения и дополнительный справочный материал. Учащиеся отвечают на вопросы фактологического характера и сравнивают свои ответы, приводя ссылки на использованные информационные ресурсы

3. Работа с иллюстративным и справочным материалом

Проверка понимания социокультурных реалий произведения, уровня общего развития учащихся. Визуализация учебных задач, мотивация учащихся к всестороннему изучению и осмыслению художественных особенностей произведения

4. Чтение вслух стихотворного отрывка и обсуждение в парах

Проверка понимания содержательной стороны стихотворного отрывка, цели и чувств автора произведения

5. Задания на осмысление художественных особенностей и лексики произведения

Проверка понимания эмоционального фона и лексики произведения, умения работать с информацией

6. Исследование поэтического строя стихотворного произведения

Раскрывается значение понятия, важного для осмысления и оценки инструментов создания стихотворного произведения

7. Творческие задания

Мотивация учащихся к всестороннему изучению и осмыслению художественных особенностей стихотворного произведения

Дополнительное аппаратное и программное обеспечение

АРМ учителя (компьютер, интерактивная доска, мультимедийный проектор); интернет-браузеры (Google Chrome, Internet Explorer, Mozilla Firefox, Opera); офисные приложения (Word, PowerPoint), средства просмотра текстового материала (Adobe Reader), средства просмотра иллюстративного материала (Front Page, Windows Photo Viewer)

Дополнительные средства ИКТ и образовательные интернет-ресурсы

1. Толкование термина «олицетворение» http://literatura5.narod.ru/

2. Толкование термина «рифма» http://ru.wikipedia.org/

3. Толковый словарь русского языка Д.Н. Ушакова http://ushakovdictionary.ru/

4. Интерактивная карта Москвы http://www.moscowmap.ru/

Таблица 2

Технологическая карта урока – 2

Организационная структура урока

ЭТАП 1. Проверка и коррекция полученных результатов самостоятельной работы учащихся дома и в информационной образовательной среде (ИОС) ЭУ

Длительность этапа

10 мин

Виды учебной деятельности для проверки полученных образовательных результатов

1. Беседа, демонстрация журнала успеваемости в ИОС с результатами выполнения заданий.

2. Вопросы учащихся по корректировке затруднений.

3. Предложения учителя по корректировке затруднений

Разделы ЭУ для реализации видов учебной деятельности (ДЗ1)

Виды учебно-познавательной деятельности, выполненные учащимися дома с использованием ЭУ:

1) чтение и аудирование текста произведения;

2) чтение исторической заметки к стихам Пушкина в Словаре и заметок учителя, ответы на вопросы:

Почему русской армии пришлось оставить Москву?

Дождался ли Наполеон ключей от города? Почему?

3) работа с иллюстративным и справочным материалом, чтение заметки учителя к реалии «Петровский замок», просмотр иллюстраций и ответы на вопросы:

Почему Пушкин упоминает «Петровский замок»?

Знаешь ли ты, где находится Петровский путевой дворец в Москве?

Методы контроля

Наблюдение, проверка, анализ, рефлексия

Способы коррекции

1. Концептуальные вопросы.

2. Инструкции.

3. Обсуждение/дискуссия

Форма организации деятельности учащихся

Групповая, фронтальная

Функции/роль учителя на данном этапе

Учитель-советчик: в процессе выполнения того или иного задания, если возникают сложные или неоднозначные ситуации, переводит их в учебные задачи, а не принимает решения и не дает готовых ответов

Основные виды деятельности учителя

Обсуждение и анализ теоретического материала, изученного учащимися самостоятельно.

Обсуждение вопросов, сформулированных учащимися в ходе индивидуальной работы дома или совместной работы в ИОС (с учителем, в группах или парах)

ЭТАП 2. Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала. Организация обратной связи

Длительность этапа

7 мин

Виды учебной деятельности для проверки полученных образовательных результатов

Проверка и самопроверка рецептивных заданий, выполненных учащимися самостоятельно и в ходе работы в ИОС.

Выполнение продуктивных заданий, проверка и обсуждение результатов их выполнения

Разделы ЭУ для реализации видов учебной деятельности (У2)

Чтение вслух стихотворного отрывка и обсуждение в парах ответов на вопросы:

Какова тема этого стихотворного отрывка?

С какой целью поэт вспоминает трудные и славные дни истории России и ее столицы? Что он при этом чувствует?

Методы контроля

Проверка понимания основной темы произведения и цели его автора, поиск подтверждения собственной точки зрения через осмысление лексики и художественных особенностей стихотворного произведения

Способы коррекции

Обсуждение затруднения на уроке:

пояснение теоретических вопросов,

ознакомление учащихся со стратегиями выполнения заданий,

выполнение тренировочных упражнений

Форма организации деятельности учащихся

Проверка и самопроверка рецептивных заданий, выполненных учащимися самостоятельно и в ходе работы в ИОС

Функции/роль учителя на данном этапе

Учитель-партнер, что предполагает понимание личностного смысла высказываний и поведения ученика, создание единого смыслового поля.

Учитель-образец в процессе проведения занятий задает эмоциональный тон всему уроку, демонстрирует образцы выполнения типовых заданий, подводит учащихся к выполнению творческих заданий, но не является «подсказчиком».

Основные виды деятельности учителя

Пояснения по изучаемому материалу для нивелирования возникающих трудностей.

Подготовка дополнительных материалов и заданий для осуществления «обратной связи»

ЭТАП 3. Практикум

Формирование конкретного образовательного результата/группы результатов

1. Понимание прочитанного, стремление обнаружить в тексте все многообразие смысла с помощью исследования лексики произведения.

2. Исследование ритмического строя стихотворного отрывка с целью более глубокого понимания его содержания и глубины эмоционального накала

Длительность этапа

18 мин

Основной вид учебной деятельности, направленный на формирование данного образова­тельного результата

Индивидуальная, парная, групповая: учащиеся предлагают несколько различных вариантов ответов, подтверждая их цитатами из текста произведения в ходе групповой, парной и индивидуальной работы

Методы обучения

Методы, способствующие закреплению и совершенствованию знаний: методы проблемного изложения; частично поисковые методы; исследовательские методы

Разделы ЭУ для реализации данного вида учебной деятельности (У3)

1. Задания на осмысление художественных особенностей и лексики произведения. Обсуждение вопросов:

В каких строчках передается торжественное, возвышенное настроение? С помощью каких слов, какой интонации?

Как создается картина грозного противостояния?

Перечитай слова, которыми поэт описывает Москву, пожар и Наполеона. Объясни, как ты понимаешь словосочетания: недавняя слава, последнее счастье, повинная голова, приемный дар, нетерпеливый герой, грозный пламень.

2. Исследование поэтического строя стихотворного произведения.

В этом стихотворном отрывке из большого произведения Пушкина найди рифмы.

Вспомни, какие виды рифмовки ты знаешь.

Проследи, как поэт поочередно прибегает к разным видам рифмы

Форма организации деятельности учащихся

Выполнение продуктивных заданий, проверка и обсуждение результатов их выполнения.

Демонстрация учащимися степени понимания и усвоения учебного материала

Функции/роль учителя на данном этапе

Учитель-фасилитатор способствует развитию понимания учеником себя самого, дает ему почувствовать себя увереннее, безопаснее, поднимает его самооценку

Основные виды деятельности учителя

Наблюдение, побуждение к творческой деятельности, поощрение, направление учебно-познавательной деятельности учащихся на достижение успешного результата

ЭТАП 4. Подведение итогов урока

Длительность этапа

5 мин

Рефлексия по достигнутым либо недостигнутым образовательным результатам

Фронтальная беседа по способам корректировки возникших затруднений и необходимости повторной самостоятельной проработки учебных материалов

ЭТАП 5. Домашнее задание: вхождение в новую тему и/или проблему и обсуждение условий для осознанного восприятия нового материала при самостоятельной работе с ЭУ дома и в ИОС

Формирование конкретного образовательного результата/группы результатов

Формирование умений самостоятельного исследования законов литературы, биографий писателя, его творчества и создания собственных текстов

Длительность этапа

5 мин

Основной вид учебной деятельности, направленный на формирование данного образова­тельного результата

Индивидуальная или групповая домашняя работа в ИОС ЭУ

Методы обучения

Методы, способствующие пониманию поставленных задач и мотивирующие учащихся на их выполнение: информационные, объяснительно-иллюстративные, побуждающие (иллюстрация, демонстрация, наблюдение, объяснение, беседа, инструктаж)

Разделы ЭУ для реализации данного вида учебной деятельности (ДЗ2)

Раздел «Творческие задания»:

1. Выдели в стихотворном тексте ключевые слова и выражения, сделай к ним заметки и сопроводи их иллюстрациями.

2. Подготовь небольшое исследование на тему «Художественный прием олицетворение» и проиллюстрируй его примерами из стихотворного текста Пушкина

Форма организации деятельности учащихся

Учащиеся выбирают вопросы для самостоятельной или парной работы дома в ИОС ЭУ. Учитель готовит МК учащихся и размещает их в ИОС ЭУ

Функции/роль учителя на данном этапе

Учитель как инструктор, дающий установку для выполнения задания, все исчерпывающие объяснения и инструкции

Основные виды деятельности учителя

Объяснение, демонстрация, побуждение к творческой учебно-познавательной деятельности

Таблица 3

МК учителя для урока литературного чтения для учащихся IV класса

«Отечественная война 1812 года в стихах русских поэтов: А.С. Пушкин «Москва… Как много в этом звуке…»

Самостоятельная (индивидуальная, парная или групповая) работа учащихся в ИОС ЭУ

Функциональные возможности ЭУ для выполнения домашнего задания

Домашнее задание к уроку (представлено с помощью функции «Заметки»)

Виды учебно-познавательной деятельности при подготовке домашнего задания

1. Прочти и прослушай стихотворный отрывок из романа в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин» – «Москва… Как много в этом звуке …» (ДЗ1-1)

1. Чтение и аудирование текста произведения

Текст и аудиозапись произведения

2. Прочти историческую заметку к стихам Пушкина в Словаре (гиперссылка «тема стихотворного отрывка») и заметки учителя, ответь на вопросы (ДЗ1-2):

Почему русской армии пришлось оставить Москву?

Дождался ли Наполеон ключей от города? Почему?

1. Усвоение исторического контекста стихотворного отрывка.

2. Ответы на вопросы фактологического характера

1. Словарь ЭУ и заметки, подготовленные учителем

3. Прочти заметку учителя к реалии «Петровский замок», просмотри иллюстрации и ответь на вопросы (ДЗ1-3):

Почему Пушкин упоминает «Петровский замок»?

Знаешь ли ты, где находится Петровский путевой дворец в Москве?

1. Работа с иллюстративным и справочным материалом: чтение заметок учителя и просмотр иллюстраций.

2. Решение мыслительных задач, основанных на активизации новых знаний.

3. Актуализация личного опыта

1. Заметки и иллюстративный материал, подготовленные учителем

Совместная (коллективная/парная/групповая) работа учителя и учащихся в классе

Функциональные возможности ЭУ для работы в классе

1. Этап 1. Проверка и коррекция полученных результатов самостоятельной работы учащихся дома и в ИОС ЭУ:

беседа, демонстрация журнала успеваемости с результатами выполнения заданий;

вопросы учащихся по корректировке затруднений;

предложения учителя по корректировке затруднений;

обсуждение и анализ теоретического материала, изученного учащимися самостоятельно;

обсуждение вопросов, сформулированных учащимися в ходе индивидуальной работы дома или совместной работы в ИОС (с учителем, в группах или парах)

1. Обсуждение и коррекция разделов домашнего задания, выполнение которых вызвало затруднение у учащихся.

2. Привлечение дополнительных справочных материалов ЭУ и заметок, подготовленных учителем

2. Этап 2. Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала. Организация обратной связи:

проверка и самопроверка рецептивных заданий, выполненных учащимися самостоятельно и в ходе работы в ИОС;

выполнение продуктивных заданий, проверка и обсуждение результатов их выполнения;

пояснения по изучаемому материалу для нивелирования возникающих трудностей;

подготовка дополнительных материалов и заданий для осуществления «обратной связи».

Чтение вслух стихотворного отрывка и обсуждение в парах ответов на вопросы о содержательной стороне стихотворного отрывка, цели и чувствах автора (задания из раздела «Работа в парах») (см. таблицу 1).

3. Этап 3. Практикум:

выполнение продуктивных заданий, проверка и обсуждение результатов их выполнения;

демонстрация учащимися степени понимания и усвоения учебного материала

Задания на осмысление художественных особенностей и лексики произведения из раздела «Ответь на вопросы» (см. табл.1) .

4. Этап 4. Подведение итогов урока: беседа по способам корректировки возникших затруднений и необходимости повторной самостоятельной проработки учебных материалов

Не привлекаются

5. Этап 5. Домашнее задание: углубленное изучение материала урока и обсуждение условий для успешной самостоятельной работы с ЭУ дома и в ИОС:

выбор вопросов для самостоятельной или парной работы дома в ИОС ЭУ;

подготовка МК учащихся и размещение их в ИОС ЭУ

Творческие задания (на выбор), составленные учителем и представленные с помощью функции «Заметки» (см. табл. 1).


Таблица 4

Маршрутная карта учащихся-1 (с заданием ДЗ1) по освоению умений извлекать детальную информацию из текста, различать события и факты, описываемые в стихотворном произведении, путем анализа его художественных особенностей

1. Частная цель, соответствующая общей цели урока из МК учителя

Уметь извлекать детальную информацию из текста, различать события и факты, описываемые в стихотворном произведении, путем анализа его художественных особенностей

2. Набор заданий, выносимых на самостоятельную проработку (заметки учителя к разделу, обозначенному «***» [1, 80]).

3. Отметка о выполнении/ невыполнении, самооценка выполненных заданий

4. Затруднения, связанные с выполнением заданий

5. Вопросы по корректировке затруднений, выносимые учащимся для обсуждения в классе

6. Корректировка затруднений и необходимость их повторной самостоятельной проработки

ДЗ1-1. Прочитай и прослушай стихотворный отрывок из романа в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин» – «Москва… Как много в этом звуке …» (раздел «Материалы к учебнику 10 [1, 175]).

Выполнено/отл

нет

нет

нет

ДЗ1-2. Прочти историческую заметку к стихам Пушкина в Словаре и заметки учителя, ответь на вопросы:

Почему русской армии пришлось оставить Москву?

Дождался ли Наполеон ключей от города? Почему?

Выполнено частично/хор

Не до конца понял, почему Наполеон считал, что русские должны были принести ему ключи от Москвы, когда он сам мог свободно в нее войти

1. Кем был Наполеон?

2. Как москвичи отреагировали на отступление русской армии?

3. Почему в Москве возник пожар?

4. Что это за метафора – «ключи от города»?

5. А разве Наполеон ждал ключи от города не на Поклонной горе?

Учитель сам дал пояснения и предложил ссылки на дополнительные энциклопедические материалы

ДЗ1-3. Прочти заметку учителя к реалии «Петровский замок», просмотри иллюстрации и ответь на вопросы:

Почему Пушкин упоминает «Петровский замок»?

Знаешь ли ты, где находится Петровский путевой дворец в Москве?

Выполнено /хор

1. Не уверен в том, что «Петровский замок» и Петровский путевой дворец – одно и то же здание.

2. Не смог ответить на вопрос о местонахождении Петровского дворца

1. Почему Пушкин называет Петровский путевой дворец Петровским замком?

2. Как изменились функции здания в настоящее время?

Учитель показал современные фотографии Петровского путевого дворца, и учащиеся сами нашли его на интерактивной карте Москвы

Таблица 5

Маршрутная карта учащихся-2 (с заданием ДЗ2) по освоению умений извлекать детальную информацию из текста, различать события и факты, описываемые в стихотворном произведении, путём анализа его художественных особенностей

1. Частная цель, соответствующая общей цели урока из МК учителя

Уметь извлекать детальную информацию из текста, различать события и факты, описываемые в стихотворном произведении, путём анализа его художественных особенностей

2. Выбери одно из заданий и выполни его, привлекая материалы ЭУ (заметки учителя к утверждению «Поэтический взгляд …» [1, 81]

3. Отметка о выполнении/ невыполнении, самооценка выполненных заданий

4. Затруднения, связанные с выполнением заданий

5. Вопросы по корректировке затруднений, выносимые учащимся для обсуждения в классе

6. Корректировка затруднений и необходимость их повторной самостоятельной проработки

ДЗ2-1. Прокомментируй утверждение от лица А.С. Пушкина: «Поэтический взгляд помогает нам повелевать временем. Слова поэтического текста помогают нам перенестись из настоящего в прошлое»

ДЗ2-2. Выдели в стихотворном тексте ключевые слова и выражения, сделай к ним заметки и сопроводи их иллюстрациями.

ДЗ2-3. Подготовь небольшое исследование на тему «Художественный прием «олицетворение» и проиллюстрируй его примерами из стихотворного текста Пушкина


ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Свиридова В.Ю. Литературное чтение: Учебник для 4 класса: В 2 ч. 2013. Ч. 1.URL: http://demo.cm.ru/viewer.asp?BID=1558362

Комментарии

Пока не добавлено ни одного комментария.
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.