Составление технологических и маршрутных карт для урока литературного чтения с использованием электронного учебника
О. М. КОРЧАЖКИНА,
кандидат технических наук, старший научный сотрудник, Институт проблем информатики Федерального исследовательского центра «Информатика и управление» Российской академии наук, Москва
В предыдущей статье «Форма организации учебного процесса с использованием электронных учебников» «перевернутый урок» (статья опубликована в журнале «Начальная школа», № 4, 2016. С. 14) была описана методика построения «перевернутого урока» с использованием электронного учебника (ЭУ). Проиллюстрируем эту методику на примере урока литературного чтения «Отечественная война 1812 года в стихах русских поэтов: А.С. Пушкин «Москва… Как много в этом звуке…», проведенного по ЭУ [1, 80-81]. Урок состоит из следующих этапов:
1) постановка цели урока;
2) анализ и отбор учебного материала;
3) составление технологических карт урока:
- технологической карты 1 «Методическое сопровождение урока» (табл. 1);
- технологической карты 2 «Организационная структура урока» (табл. 2);
4) построение/адаптация обобщенной маршрутной карты (МК учителя) (табл. 3) (в табл. 3 в столбце «Функциональные возможности ЭУ для выполнения домашнего задания» не указаны общие для всех разделов интерактивные редакторские инструменты ЭУ: ввод текста с клавиатуры,добавление закладок и заметок, поиск ключевых слов в тексте, переход к заданиям по гиперссылкам);
5) построение частных маршрутных карт (МК учащихся): табл. 4 – МК с предыдущего урока, заполненная учащимися при выполнении домашнего задания; табл. 5 – МК с текущего урока, предложенная учителем к следующему уроку (именно поэтому отдельные графы этой таблицы еще не содержат комментариев по выполнению заданий и самооценке, а также проблемных вопросов для обсуждения на следующем уроке).
В таблицах используются следующие сокращения при обозначении разделов ЭУ, используемых для реализации учебной деятельности:
ДЗ1-1, ДЗ1-2, ДЗ1-3 – домашние задания к уроку «Отечественная война 1812 года в стихах русских поэтов: А.С. Пушкин «Москва… Как много в этом звуке…»», выданные на предыдущем уроке.
ДЗ2-1, ДЗ2-2, ДЗ2-3 – домашние задания, выданные на уроке «Отечественная война 1812 года в стихах русских поэтов: А.С. Пушкин «Москва… Как много в этом звуке…»» к следующему уроку.
У2 – учебные задания, выполняемые на втором этапе урока «Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала. Организация обратной связи».
У3 – учебные задания, выполняемые на третьем этапе урока «Практикум».
Таблица 1
Технологическая карта урока – 1
Методическое сопровождение урока |
|||||
Предмет/учебник: Литературное чтение Часть 1 (авт. В.Ю. Свиридова ) |
Класс 4 |
||||
Тема урока: Отечественная война 1812 года в стихах русских поэтов: А.С. Пушкин «Москва… Как много в этом звуке…»» |
|||||
Тип урока: урок углубленной работы над текстом стихотворного произведения (смысловое чтение, углубленный анализ, осмысление произведения) |
|||||
Цель урока: формирование умений извлекать детальную информацию из текста, различать события и факты, описываемые в стихотворном произведении, путем анализа его художественных особенностей |
|||||
Планируемые образовательные результаты: |
|||||
Предметные
усвоение социокультурной лексики и художественного приёма «олицетворение» в историческом контексте стихотворного произведения;
формирование умения анализировать события и героев стихотворного произведения;
формирование умения выражать собственное мнение о событиях, фактах, чувствах автора и героев стихотворного произведения |
Метапредметные
активизация аналитического мышления;
формирование умений смыслового чтения и речевых умений;
понимание литературного произведения как основы культурно-исторических ценностей российского народа;
формирование эстетического литературного вкуса |
Личностные
углубление эмоционально-образного восприятия произведения за счет активизации эмоциональной сферы учащихся (личностных переживаний, нравственных чувств);
обеспечение культурно-исторической самоидентификации;
развитие потребности в самопознании, саморазвитии, самоактуализации |
|||
Решаемые учебные задачи и проблемы |
Формирование умений смыслового чтения:
узнать, назвать и охарактеризовать факты, явления, события, героев, описанных в стихотворном произведении;
аргументировать свое мнение;
обобщить результаты анализа стихотворного произведения |
||||
Основные понятия, изучаемые на уроке |
тема стихотворного произведения;
рифма, виды рифмовки;
художественный прием «олицетворение»;
художественные приемы изображения исторических личностей и событий истории России |
||||
Разделы ЭУ, используемые на уроке или при самостоятельной работе учащихся дома |
1. Чтение и аудирование текста произведения (ДЗ1-1) |
||||
2. Чтение исторической заметки к стихам Пушкина в Словаре и заметок учителя, ответ на вопросы (ДЗ1-2):
Почему русской армии пришлось оставить Москву?
Дождался ли Наполеон ключей от города? Почему? |
|||||
3. Работа с иллюстративным и справочным материалом (ДЗ1-3): Прочитай заметку учителя к реалии «Петровский замок», просмотри иллюстрации и ответь на вопросы:
Почему Пушкин упоминает Петровский замок?
Знаешь ли ты, где находится Петровский путевой дворец в Москве? |
|||||
4. Раздел «Работа в парах».
Чтение вслух стихотворного отрывка и обсуждение в парах ответов на вопросы (У2-1):
Какова тема этого стихотворного отрывка?
С какой целью поэт вспоминает трудные и славные дни истории России и ее столицы? Что он при этом чувствует? |
|||||
5. Раздел «Ответь на вопросы» и заметки, сделанные учителем.
Задания на осмысление художественных особенностей и лексики произведения. Обсуждение вопросов (У3-1):
В каких строчках передается торжественное, возвышенное настроение? С помощью каких слов, какой интонации?
Как создается картина грозного противостояния?
Перечитай слова, которыми поэт описывает Москву, пожар и Наполеона. Объясни, как ты понимаешь словосочетания: недавняя слава, последнее счастье, повинная голова, приемный дар, нетерпеливый герой, грозный пламень |
|||||
6. Раздел «Ответь на вопросы».
Исследование поэтического строя стихотворного произведения (У3-2).
В этом стихотворном отрывке из большого произведения Пушкина найди рифмы.
Вспомни, какие виды рифмовки ты знаешь.
Проследи, как поэт поочередно прибегает к разным видам рифмы |
|||||
7. Заметки учителя.
Творческие задания (ДЗ2):
Прокомментируй утверждение от лица А.С. Пушкина: «Поэтический взгляд помогает нам повелевать временем. Слова поэтического текста помогают нам перенестись из настоящего в прошлое».
Выдели в стихотворном тексте ключевые слова и выражения, сделай к ним заметки и сопроводи их иллюстрациями.
Подготовь небольшое исследование на тему «Художественный прием олицетворение» и проиллюстрируй его примерами из стихотворного текста А.С. Пушкина. |
|||||
Функциональные возможности ЭУ, используемые на уроке |
1. Чтение и аудирование текста произведения |
||||
2. Добавление заметок |
|||||
3. Переход к пояснениям по гиперссылкам |
|||||
4. Добавление закладок |
|||||
5. Загрузка медиафайлов |
|||||
6. Поиск ключевых слов в учебнике |
|||||
Методическое назначение разделов ЭУ |
1. Чтение и аудирование текста произведения |
Знакомство с сюжетом, событиями, фактами, героями произведения. Изучение художественных особенностей и языка произведения, авторских стратегий |
|||
2. Чтение исторической заметки к стихам А.С. Пушкина в Словаре и заметок учителя, ответы на вопросы |
Детальное понимание прочитанного с опорой на текст стихотворного произведения и дополнительный справочный материал. Учащиеся отвечают на вопросы фактологического характера и сравнивают свои ответы, приводя ссылки на использованные информационные ресурсы |
||||
3. Работа с иллюстративным и справочным материалом |
Проверка понимания социокультурных реалий произведения, уровня общего развития учащихся. Визуализация учебных задач, мотивация учащихся к всестороннему изучению и осмыслению художественных особенностей произведения |
||||
4. Чтение вслух стихотворного отрывка и обсуждение в парах |
Проверка понимания содержательной стороны стихотворного отрывка, цели и чувств автора произведения |
||||
5. Задания на осмысление художественных особенностей и лексики произведения |
Проверка понимания эмоционального фона и лексики произведения, умения работать с информацией |
||||
6. Исследование поэтического строя стихотворного произведения |
Раскрывается значение понятия, важного для осмысления и оценки инструментов создания стихотворного произведения |
||||
7. Творческие задания |
Мотивация учащихся к всестороннему изучению и осмыслению художественных особенностей стихотворного произведения |
||||
Дополнительное аппаратное и программное обеспечение |
АРМ учителя (компьютер, интерактивная доска, мультимедийный проектор); интернет-браузеры (Google Chrome, Internet Explorer, Mozilla Firefox, Opera); офисные приложения (Word, PowerPoint), средства просмотра текстового материала (Adobe Reader), средства просмотра иллюстративного материала (Front Page, Windows Photo Viewer) |
||||
Дополнительные средства ИКТ и образовательные интернет-ресурсы |
1. Толкование термина «олицетворение» http://literatura5.narod.ru/
2. Толкование термина «рифма» http://ru.wikipedia.org/
3. Толковый словарь русского языка Д.Н. Ушакова http://ushakovdictionary.ru/
4. Интерактивная карта Москвы http://www.moscowmap.ru/ |
||||
Таблица 2
Технологическая карта урока – 2
Организационная структура урока |
|
ЭТАП 1. Проверка и коррекция полученных результатов самостоятельной работы учащихся дома и в информационной образовательной среде (ИОС) ЭУ |
|
Длительность этапа |
10 мин |
Виды учебной деятельности для проверки полученных образовательных результатов |
1. Беседа, демонстрация журнала успеваемости в ИОС с результатами выполнения заданий.
2. Вопросы учащихся по корректировке затруднений.
3. Предложения учителя по корректировке затруднений |
Разделы ЭУ для реализации видов учебной деятельности (ДЗ1) |
Виды учебно-познавательной деятельности, выполненные учащимися дома с использованием ЭУ:
1) чтение и аудирование текста произведения;
2) чтение исторической заметки к стихам Пушкина в Словаре и заметок учителя, ответы на вопросы:
Почему русской армии пришлось оставить Москву?
Дождался ли Наполеон ключей от города? Почему?
3) работа с иллюстративным и справочным материалом, чтение заметки учителя к реалии «Петровский замок», просмотр иллюстраций и ответы на вопросы:
Почему Пушкин упоминает «Петровский замок»?
Знаешь ли ты, где находится Петровский путевой дворец в Москве? |
Методы контроля |
Наблюдение, проверка, анализ, рефлексия |
Способы коррекции |
1. Концептуальные вопросы.
2. Инструкции.
3. Обсуждение/дискуссия |
Форма организации деятельности учащихся |
Групповая, фронтальная |
Функции/роль учителя на данном этапе |
Учитель-советчик: в процессе выполнения того или иного задания, если возникают сложные или неоднозначные ситуации, переводит их в учебные задачи, а не принимает решения и не дает готовых ответов |
Основные виды деятельности учителя |
Обсуждение и анализ теоретического материала, изученного учащимися самостоятельно.
Обсуждение вопросов, сформулированных учащимися в ходе индивидуальной работы дома или совместной работы в ИОС (с учителем, в группах или парах) |
ЭТАП 2. Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала. Организация обратной связи |
|
Длительность этапа |
7 мин |
Виды учебной деятельности для проверки полученных образовательных результатов |
Проверка и самопроверка рецептивных заданий, выполненных учащимися самостоятельно и в ходе работы в ИОС.
Выполнение продуктивных заданий, проверка и обсуждение результатов их выполнения |
Разделы ЭУ для реализации видов учебной деятельности (У2) |
Чтение вслух стихотворного отрывка и обсуждение в парах ответов на вопросы:
Какова тема этого стихотворного отрывка?
С какой целью поэт вспоминает трудные и славные дни истории России и ее столицы? Что он при этом чувствует? |
Методы контроля |
Проверка понимания основной темы произведения и цели его автора, поиск подтверждения собственной точки зрения через осмысление лексики и художественных особенностей стихотворного произведения |
Способы коррекции |
Обсуждение затруднения на уроке:
пояснение теоретических вопросов,
ознакомление учащихся со стратегиями выполнения заданий,
выполнение тренировочных упражнений |
Форма организации деятельности учащихся |
Проверка и самопроверка рецептивных заданий, выполненных учащимися самостоятельно и в ходе работы в ИОС |
Функции/роль учителя на данном этапе |
Учитель-партнер, что предполагает понимание личностного смысла высказываний и поведения ученика, создание единого смыслового поля.
Учитель-образец в процессе проведения занятий задает эмоциональный тон всему уроку, демонстрирует образцы выполнения типовых заданий, подводит учащихся к выполнению творческих заданий, но не является «подсказчиком». |
Основные виды деятельности учителя |
Пояснения по изучаемому материалу для нивелирования возникающих трудностей.
Подготовка дополнительных материалов и заданий для осуществления «обратной связи» |
ЭТАП 3. Практикум |
|
Формирование конкретного образовательного результата/группы результатов |
1. Понимание прочитанного, стремление обнаружить в тексте все многообразие смысла с помощью исследования лексики произведения.
2. Исследование ритмического строя стихотворного отрывка с целью более глубокого понимания его содержания и глубины эмоционального накала |
Длительность этапа |
18 мин |
Основной вид учебной деятельности, направленный на формирование данного образовательного результата |
Индивидуальная, парная, групповая: учащиеся предлагают несколько различных вариантов ответов, подтверждая их цитатами из текста произведения в ходе групповой, парной и индивидуальной работы
|
Методы обучения |
Методы, способствующие закреплению и совершенствованию знаний: методы проблемного изложения; частично поисковые методы; исследовательские методы |
Разделы ЭУ для реализации данного вида учебной деятельности (У3) |
1. Задания на осмысление художественных особенностей и лексики произведения. Обсуждение вопросов:
В каких строчках передается торжественное, возвышенное настроение? С помощью каких слов, какой интонации?
Как создается картина грозного противостояния?
Перечитай слова, которыми поэт описывает Москву, пожар и Наполеона. Объясни, как ты понимаешь словосочетания: недавняя слава, последнее счастье, повинная голова, приемный дар, нетерпеливый герой, грозный пламень.
2. Исследование поэтического строя стихотворного произведения.
В этом стихотворном отрывке из большого произведения Пушкина найди рифмы.
Вспомни, какие виды рифмовки ты знаешь.
Проследи, как поэт поочередно прибегает к разным видам рифмы |
Форма организации деятельности учащихся |
Выполнение продуктивных заданий, проверка и обсуждение результатов их выполнения.
Демонстрация учащимися степени понимания и усвоения учебного материала |
Функции/роль учителя на данном этапе |
Учитель-фасилитатор способствует развитию понимания учеником себя самого, дает ему почувствовать себя увереннее, безопаснее, поднимает его самооценку |
Основные виды деятельности учителя |
Наблюдение, побуждение к творческой деятельности, поощрение, направление учебно-познавательной деятельности учащихся на достижение успешного результата |
ЭТАП 4. Подведение итогов урока |
|
Длительность этапа |
5 мин |
Рефлексия по достигнутым либо недостигнутым образовательным результатам |
Фронтальная беседа по способам корректировки возникших затруднений и необходимости повторной самостоятельной проработки учебных материалов |
ЭТАП 5. Домашнее задание: вхождение в новую тему и/или проблему и обсуждение условий для осознанного восприятия нового материала при самостоятельной работе с ЭУ дома и в ИОС |
|
Формирование конкретного образовательного результата/группы результатов |
Формирование умений самостоятельного исследования законов литературы, биографий писателя, его творчества и создания собственных текстов |
Длительность этапа |
5 мин |
Основной вид учебной деятельности, направленный на формирование данного образовательного результата |
Индивидуальная или групповая домашняя работа в ИОС ЭУ |
Методы обучения |
Методы, способствующие пониманию поставленных задач и мотивирующие учащихся на их выполнение: информационные, объяснительно-иллюстративные, побуждающие (иллюстрация, демонстрация, наблюдение, объяснение, беседа, инструктаж) |
Разделы ЭУ для реализации данного вида учебной деятельности (ДЗ2) |
Раздел «Творческие задания»:
1. Выдели в стихотворном тексте ключевые слова и выражения, сделай к ним заметки и сопроводи их иллюстрациями.
2. Подготовь небольшое исследование на тему «Художественный прием олицетворение» и проиллюстрируй его примерами из стихотворного текста Пушкина |
Форма организации деятельности учащихся |
Учащиеся выбирают вопросы для самостоятельной или парной работы дома в ИОС ЭУ. Учитель готовит МК учащихся и размещает их в ИОС ЭУ |
Функции/роль учителя на данном этапе |
Учитель как инструктор, дающий установку для выполнения задания, все исчерпывающие объяснения и инструкции |
Основные виды деятельности учителя |
Объяснение, демонстрация, побуждение к творческой учебно-познавательной деятельности |
Таблица 3
МК учителя для урока литературного чтения для учащихся IV класса
«Отечественная война 1812 года в стихах русских поэтов: А.С. Пушкин «Москва… Как много в этом звуке…»
Самостоятельная (индивидуальная, парная или групповая) работа учащихся в ИОС ЭУ |
Функциональные возможности ЭУ для выполнения домашнего задания |
|
Домашнее задание к уроку (представлено с помощью функции «Заметки») |
Виды учебно-познавательной деятельности при подготовке домашнего задания |
|
1. Прочти и прослушай стихотворный отрывок из романа в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин» – «Москва… Как много в этом звуке …» (ДЗ1-1) |
1. Чтение и аудирование текста произведения |
Текст и аудиозапись произведения |
2. Прочти историческую заметку к стихам Пушкина в Словаре (гиперссылка «тема стихотворного отрывка») и заметки учителя, ответь на вопросы (ДЗ1-2):
Почему русской армии пришлось оставить Москву?
Дождался ли Наполеон ключей от города? Почему? |
1. Усвоение исторического контекста стихотворного отрывка.
2. Ответы на вопросы фактологического характера |
1. Словарь ЭУ и заметки, подготовленные учителем |
3. Прочти заметку учителя к реалии «Петровский замок», просмотри иллюстрации и ответь на вопросы (ДЗ1-3):
Почему Пушкин упоминает «Петровский замок»?
Знаешь ли ты, где находится Петровский путевой дворец в Москве? |
1. Работа с иллюстративным и справочным материалом: чтение заметок учителя и просмотр иллюстраций.
2. Решение мыслительных задач, основанных на активизации новых знаний.
3. Актуализация личного опыта |
1.
Заметки и иллюстративный материал, подготовленные учителем |
Совместная (коллективная/парная/групповая) работа учителя и учащихся в классе |
Функциональные возможности ЭУ для работы в классе |
|
1. Этап 1. Проверка и коррекция полученных результатов самостоятельной работы учащихся дома и в ИОС ЭУ:
беседа, демонстрация журнала успеваемости с результатами выполнения заданий;
вопросы учащихся по корректировке затруднений;
предложения учителя по корректировке затруднений;
обсуждение и анализ теоретического материала, изученного учащимися самостоятельно;
обсуждение вопросов, сформулированных учащимися в ходе индивидуальной работы дома или совместной работы в ИОС (с учителем, в группах или парах) |
1. Обсуждение и коррекция разделов домашнего задания, выполнение которых вызвало затруднение у учащихся.
2. Привлечение дополнительных справочных материалов ЭУ и заметок, подготовленных учителем |
|
2. Этап 2. Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала. Организация обратной связи:
проверка и самопроверка рецептивных заданий, выполненных учащимися самостоятельно и в ходе работы в ИОС;
выполнение продуктивных заданий, проверка и обсуждение результатов их выполнения;
пояснения по изучаемому материалу для нивелирования возникающих трудностей;
подготовка дополнительных материалов и заданий для осуществления «обратной связи». |
Чтение вслух стихотворного отрывка и обсуждение в парах ответов на вопросы о содержательной стороне стихотворного отрывка, цели и чувствах автора (задания из раздела «Работа в парах») (см. таблицу 1).
|
|
3. Этап 3. Практикум:
выполнение продуктивных заданий, проверка и обсуждение результатов их выполнения;
демонстрация учащимися степени понимания и усвоения учебного материала |
Задания на осмысление художественных особенностей и лексики произведения из раздела «Ответь на вопросы» (см. табл.1) .
|
|
4. Этап 4. Подведение итогов урока: беседа по способам корректировки возникших затруднений и необходимости повторной самостоятельной проработки учебных материалов |
Не привлекаются |
|
5. Этап 5. Домашнее задание: углубленное изучение материала урока и обсуждение условий для успешной самостоятельной работы с ЭУ дома и в ИОС:
выбор вопросов для самостоятельной или парной работы дома в ИОС ЭУ;
подготовка МК учащихся и размещение их в ИОС ЭУ |
Творческие задания (на выбор), составленные учителем и представленные с помощью функции «Заметки» (см. табл. 1).
|
Таблица 4
Маршрутная карта учащихся-1 (с заданием ДЗ1) по освоению умений извлекать детальную информацию из текста, различать события и факты, описываемые в стихотворном произведении, путем анализа его художественных особенностей
1. Частная цель, соответствующая общей цели урока из МК учителя |
Уметь извлекать детальную информацию из текста, различать события и факты, описываемые в стихотворном произведении, путем анализа его художественных особенностей |
|||
2. Набор заданий, выносимых на самостоятельную проработку (заметки учителя к разделу, обозначенному «***» [1, 80]). |
3. Отметка о выполнении/ невыполнении, самооценка выполненных заданий |
4. Затруднения, связанные с выполнением заданий |
5. Вопросы по корректировке затруднений, выносимые учащимся для обсуждения в классе |
6. Корректировка затруднений и необходимость их повторной самостоятельной проработки |
ДЗ1-1. Прочитай и прослушай стихотворный отрывок из романа в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин» – «Москва… Как много в этом звуке …» (раздел «Материалы к учебнику 10 [1, 175]). |
Выполнено/отл |
нет |
нет |
нет |
ДЗ1-2. Прочти историческую заметку к стихам Пушкина в Словаре и заметки учителя, ответь на вопросы:
Почему русской армии пришлось оставить Москву?
Дождался ли Наполеон ключей от города? Почему? |
Выполнено частично/хор |
Не до конца понял, почему Наполеон считал, что русские должны были принести ему ключи от Москвы, когда он сам мог свободно в нее войти |
1. Кем был Наполеон?
2. Как москвичи отреагировали на отступление русской армии?
3. Почему в Москве возник пожар?
4. Что это за метафора – «ключи от города»?
5. А разве Наполеон ждал ключи от города не на Поклонной горе? |
Учитель сам дал пояснения и предложил ссылки на дополнительные энциклопедические материалы |
ДЗ1-3. Прочти заметку учителя к реалии «Петровский замок», просмотри иллюстрации и ответь на вопросы:
Почему Пушкин упоминает «Петровский замок»?
Знаешь ли ты, где находится Петровский путевой дворец в Москве? |
Выполнено /хор |
1. Не уверен в том, что «Петровский замок» и Петровский путевой дворец – одно и то же здание.
2. Не смог ответить на вопрос о местонахождении Петровского дворца |
1. Почему Пушкин называет Петровский путевой дворец Петровским замком?
2. Как изменились функции здания в настоящее время? |
Учитель показал современные фотографии Петровского путевого дворца, и учащиеся сами нашли его на интерактивной карте Москвы |
Таблица 5
Маршрутная карта учащихся-2 (с заданием ДЗ2) по освоению умений извлекать детальную информацию из текста, различать события и факты, описываемые в стихотворном произведении, путём анализа его художественных особенностей
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Свиридова В.Ю. Литературное чтение: Учебник для 4 класса: В 2 ч. 2013. Ч. 1.URL: http://demo.cm.ru/viewer.asp?BID=1558362