Изучение согласных звуков русского языка: обучающие песенки-игры

Начальная школа

А, Б, В, Г, Д, Е, Ё, Ж, З…

Песенка про согласные звуки парные по глухости-звонкости

1. А, Б, В, Г, Д, Е, Ё, Ж, З…

Здесь живут все звонкие из пар,

Надо бы запомнить их уже.

Носа чтоб не подточил комар!

2. Будто оказались мы в лесу,

Только не услышали: «Ку-ку!»

Вместо этих звуков тут и там

Парные «прокуковали» нам:

Припев:

[б]-[п], [в]-[ф], [г]-[к] (дети хлопают 2 раза в ладоши)

[д]-[т], [ж]-[ш], [з]-[с] (2 хлопка)

[б’]-[п’], [в’]-[ф’], [г’]-[к’] (2 хлопка)

[д’]-[т’], [з’]-[с'] (2 хлопка)

Звонкие, глухие

В пары собираются.

Братики родные

Радостно встречаются!

Проигрыш

3. И глухие звуки к глухарю

Быстро, словно птички, полетели.

Звонкие же встретили зарю,

Во весь голос с петушком пропели!

Припев.

4. Баба – папа. Вата и фата.

Горка – корка. Тетя Тома дома.

Началась такая суета!

Хорошо, что звуки нам знакомы.

5. Чистили мы зубы, а супы

Ели с удовольствием в столовой.

Бабушку нам жаль – ей дарим шаль,

Чтобы бабушка была здоровой!

Припев.

Проигрыш

Игра «Найди пару!» Ребятам раздаются бейджики, на которых в транскрипции по одному написаны согласные звуки парные по глухости-звонкости. Пока звучит музыка, дети находят свою пару. Чтобы это сделать, нужно выучить наизусть 11 пар звуков парных по глухости-звонкости: [б]-[п], [в]-[ф],[г]-[к], [д]-[т], [ж]-[ш], [з]-[с], [б’]-[п’], [в’]-[ф’], [г’]-[к’], [д’]-[т’], [з’]-[с’]. При необходимости педагог показывает таблицу с транскрипцией звуков парных по твeрдости-мягкости. Пары могут поиграть в «Ручеек».

Игра «Глухарь и петух». Педагог дает команду: «Один, два, три – в домик свой лети!» В зависимости от того, какой звук указан в транскрипции на их бейджике, дети разбегаются по домам птиц. Если на бейджике указан глухой звук, ребята «летят» к домику глухаря, а если звонкий - к домику петуха. Для обозначения домиков можно на противоположных сторонах кабинета поместить изображения птиц.

Ламы на рояле

Песенка про согласные звуки непарные по глухости-звонкости

1. Ламы на рояле

[Л, М, Н, Р, Й’] (имитация игры на рояле; называя звук, дети как бы

нажимают на клавишу)

Песенки играли

[Л, М, Н, Р, Й’].

Звонкие-непарные

[Л, М, Н, Р, Й’].

Ламам подпевали

[Л, М, Н, Р, Й’].

2. Кто запомнил звуки

[Л, М, Н, Р, Й’],

Поднимите руки (ребята поднимают правую руку)

[Л, М, Н, Р, Й’]!

И без пары звонкие

[Л, М, Н, Р, Й’]

Исполняют трюки

[Л, М, Н, Р, Й’].

Проигрыш

Во время проигрыша проводится игра «Живые буквы». Педагог говорит: «Звуки превращаются в буквы!», называет звуки [л], [м], [н], [р], [й’], [л’], [м’], [н’], [р’], а ребята изображают буквы Л, М, Н, Р, Й.

3. Кто за драпировкой

    Притаился ловко?

    С интересом зрители

    Смотрят постановку.

Фокусник, ребятки,

Действует украдкой (ребята то прикрывают глаза ладошками, то

убирают их от глаз и открывают глаза):

С буквами Е, Ё, Ю, Я

Он играет в прятки!(ребята идут на носочках, крадучись и озираясь,

изображая букву Й)

4. Юбка, балалайка,

    Йог, объезд и зайка…

    Где он прячется, где – нет,

    Правила читай-ка!

    Мы сидели в зале,

    Ламам подпевали!

    Звонкие непарные

    Звуки повторяли!

5. Изученье звуков

[Л, М, Н, Р, Й’] –

Сложная наука (дети изображают пальцами очки ученого)

[Л, М, Н, Р, Й’]!

Их запомнить надо бы (ребята как бы грозят указательным пальцем)

[Л, М, Н, Р, Й’]…

Вот какая штука (с удивлением разводят руки в стороны)

[Л, М, Н, Р, Й’]!

Хохот цапли в чаще...

Песенка про непарные глухие согласные звуки

Дети становятся в круг. На полу рядом с ними разложены картонки – это болотные кочки, по которым нужно шагать цаплям друг за другом, чтобы не попасть в трясину.

1.Хохот цапли в чаще

(ребенок подражает походке цапли, наступает на кочку-картонку левой ногой, правая нога поднимается назад под прямым углом).

Слышится всё чаще.

(ребёнок наступает на кочку правой ногой, левая нога поднимается назад под прямым углом).

Цапля не хохочет,

(упражнение повторяется)

А учиться хочет!

(упражнение повторяется)

Припев:

Непарные глухие

Коварные такие,

Их пятеро, дружище,

(ребенок протягивает левую руку вперед,расставив пять пальцев веером),

Мы в песенке отыщем.

[Х, Х’, Ц, Ч’, Щ’]

(загибаем пальцы на левой руке, называя звуки по одному)

Учи!

(левая рука вперёд, расставив пять пальцев веером)

Ищи!

(правая рука вперед, расставив пять пальцев веером)

[Х, Х’, Ц, Ч, Щ’]

(упражнение повторяется на правой руке)

Учи!

(упражнение повторяется)

Ищи!

2. Клювом, как клещами,

(сдвигают ладони, имитируя щелканье клюва цапли)

Нам щелкает с вами

(упражнение повторяется)

Звуки, как орехи,

(упражнение повторяется),

Цапля для потехи

(упражнение повторяется).

Припев.

Проигрыш