Изменение имен существительных по падежам

Начальная школа

Изменение имен существительных по падежам

ОС «Школа России». III класс

Т.В. НОВИКОВА,

учитель начальных классов, лицей № 1, д. Добрунь, Брянский район, Брянская область

Цель: познакомить с изменением имен существительных по вопросам; ввести понятие «падеж»; учить изменять имена существительные по падежам; способствовать запоминанию названий падежей и вопросов к ним; развивать речь, память, внимание; воспитывать старательность, интерес к русскому языку, бережное отношение к воде; формировать УУД: личностные (способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности), регулятивные (умение определять и формулировать цель урока с помощью учителя; прогнозировать предстоящую работу; оценивать учебные действия с поставленной задачей; высказывать свое предположение; осуществлять самоконтроль, коммуникативные (умение работать в группе; умение слушать и понимать речь других; умение строить речевые высказывания в соответствии с поставленной задачей; умение оформлять свои мысли в устной форме), познавательные (умение ориентироваться в своей системе знаний – отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания; находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке).

Планируемые результаты: предметные (учебно-языковые умения – отличать однокоренные слова от форм этого слова; уметь задавать вопросы к именам существительным); интеллектуально-речевые умения (правильно списывать слова, выделять части слова; проверять написанное, сравнивать с образцом); личностные(уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности); метапредметные (познавательные УУД – уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания; находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; регулятивные УУД – уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; прогнозировать предстоящую работу; оценивать учебные действия с поставленной задачей; высказывать свои предположения; осуществлять самоконтроль; коммуникативные – уметь работать в группе; слушать и понимать речь других, строить речевые высказывания в соответствии с поставленной задачей, уметь оформлять свои мысли в устной форме).

Тип урока: открытие новых знаний.

Формы работы: парная, групповая, фронтальная, индивидуальная.

Оборудование и инструментарий: компьютер, карточки с заданиями, презентация к уроку, учебник «Русский язык», 3 кл. Ч. 2. (авт. В.П. Канакина, В.Г. Горецкий).

Ход урока.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Организационный момент

- Желаю всем успеха большого во всем и везде! Здравствуйте!

Учащиеся настраиваются на урок. Выполняют упражнение «Ладошки»

II. Актуализация знаний, постановка учебной проблемы

1. Чистописание.

    В морях и реках обитает,

    Но часто по небу летает.

    А как наскучит ей летать,

    На землю падает опять.(Вода)

- Выделите в слове вода первый звук, какой буквой он обозначен?

Какая орфограмма в слове вода?

2. Орфографическая минутка.

    - Подберите однокоренные слова к слову-отгадке. Давайте поработаем со словами водица, водичка, подводный. Разберем их по составу.

    В русском языке много устойчивых выражений со словом вода, которые мы часто употребляем в своей речи. Скажите, когда так говорят?

    Воды в рот набрал – замолчал. (Молчит.)

    Водой не разольешь. (Очень дружны.)

    Как две капли воды . (Похожи друг на друга.)

- Определите, к какой части речи относится слово вода?

3. Актуализация сведений об имени существительном.

- Давайте с вами вспомним все, что мы знаем об имени существительном как части речи.

    ЗНАЮ

ХОЧУ УЗНАТЬ

УЗНАЛ

    Имя сущ. – самостоятельная часть речи

    Обозначает предмет, отвечает на вопросы

    кто? что?

    ______ _ _ _ _._._.

    Постоянные признаки: род, одушевленность/неодушевленность

    Непостоянные признаки: число

Учитель по ходу ответов, заполняет первую колонку таблицы.

4.Работа с эпиграфом к уроку.

    - Эпиграфом к нашему уроку будут слова известного лингвиста и русоведа В. Ветвицкого: «Имя существительное – дирижер грамматического оркестра».

    Что хотел сказать таким сравнением лингвист?

Знакомы ли вам слова дирижер и оркестр? Где вы встречались с ними? (На уроках музыки.)

    Кто может объяснить лексическое значение этих слов?

    Что же автор сравнивает с оркестром? (Слова других частей речи.)

Почему именно существительное – дирижер? Потому, что имена существительные – самая многочисленная часть речи в русском языке. Как дирижер палочкой управляет подопечными инструментами, так имя существительное задает тон – построение всему предложению, все слова в предложениях зависят от него.

    Спишите себе в тетрадь эпиграф урока. Выделите в словах опасные места. Обратите внимание на написание словарных слов дирижер и оркестр.

    5.Работа в группах. Наблюдение за словами в тексте.

    - Для орфографической разминки неслучайно выбрано слово вода. 2017 год в России объявлен Годом экологии. Как связаны вода и экология? (Особо остро стоит проблема загрязнения воды.)

    В обычной жизни мы редко задумывались о важной роли воды в жизни человека и всего живого на Земле. Взгляните на воду: чистая, прозрачная. Вода не имеет ни вкуса, ни запаха, ни цвета, но ее значение переоценить трудно. Все, в чем принимала и принимает участие ее величество Природа, содержит в себе воду. Запасы пресной воды на Земле ограничены. Воду надо беречь! Не загрязнять ее сточными водами, в состав которых входят отходы производства.

    - Предлагаю вам самостоятельно прочитать текст, вставить в него существительное вода в нужной форме.

    * * *

    Через нашу деревню Добрунь течёт река Десна. Её прозрачная _____________ блестит на солнце. У __________ растут ивы. Своими зелёными ветвями они склоняются к __________. Синие стрекозы летают над _____________. Стайки серебристых рыбок резвятся в прозрачной _____________. В жаркий летний день приятно войти в такую ___________ и искупаться.

    - Можно ли сказать, что все слова, которые вы вставили, однокоренные? Почему?

    В каком предложении слово вода стоит в начальной форме?

    Проведем эксперимент, во всех предложениях оставим слово вода в начальной форме. Что получится? Что произошло с текстом? Почему?

    Давайте посмотрим, как слово вода связано с другими словами в предложении, выпишем его с вопросами (слайд).

    Блестит (что?) вода

    Растут (у чего?) у воды

    Склоняются (к чему?) к воде

    Летают (над чем?) над водой

    Резвятся (в чем?) в воде

    Войти (во что?) в воду

    - Внимательно посмотрите на записанные слова. Что с ними происходит?



Выделите в словах окончание и основу. Что меняется? В зависимости от чего? Как называется такое изменение в русском языке вы узнаете, разгадав ребус. (Ребус

учитель составляет самостоятельно.)

Отгадывают загадку, прописывают строчную букву в с наклонной линией с петлей.

Называют «опасное место» в слове вода, подбирают проверочное; однокоренные слова, записывают водица, водичка, подводный, разбирают по составу. Один ученик работает у доски.

Подбирают синонимы к фразеологизмам.

Вспоминают сведения об имени существительном, его постоянные и непостоянные признаки этой части речи. Приводят примеры имен существительных женского, мужского и среднего рода. Изменяют число существительных: водолаз – …, водоворот – …, водовоз – ...

Читают эпиграф к уроку. Объясняют значение слов дирижер и оркестр.

На доске запись значений слов: дирижер – музыкант, управляющий оркестром или хором.

Оркестр – это коллектив музыкантов,исполняющихмузыкальноепроизведениенаразличных инструментах.

Записывают эпиграф в тетрадь, подчеркивают «опасные места».

Слушают учителя, высказывают свое мнение о связи воды и экологии.

Работая в группах, вставляют в предложения слово вода в нужной форме. Читают получившийся текст.

Отвечают на вопросы, рассуждают.

Читают текст, где слово вода стоит в начальной форме.

Экспериментируют с текстом (устно): читают текст, оставив слово вода в начальной форме, делают вывод: «Слова в предложении в этом случае не связаны друг с другом».

Выписывают формы слова вода вместе с вопросами.

Анализируют записанные слова, рассуждают, делают вывод.

По цепочке называют словосочетание блестит (что?) вода, окончание – а, основа вод-.

Составляют слово падеж, записывают его в тетрадь.

Сталкиваются с затруднением: «Что же такое падеж?»

III. Формулирование темы и задач урока

    - Тема нашего урока сегодня «Изменение имен существительных по падежам». Как вы думаете, какие задачи мы будем решать в ходе урока? Давайте их сформулируем.

    ЗНАЮ

    ХОЧУ УЗНАТЬ

    УЗНАЛ

      …….

      …….

    Падеж - ?

    Сколько… ?

    Для чего…?

Слушают тему урока, под руководством учителя формулируют задачи: «Узнаем, что такое падеж. Сколько падежей в русском языке? Для чего именам существительным падеж?»

IV. Изучение нового материала

    1.Знакомство с падежами и падежными вопросами

    - Работая с текстом, мы наблюдали за изменением слов. Такое изменение называется изменением по падежам. Послушайте лингвистическую сказку о падежах.

* * *

Он еще не родился, а родители уже думали, какое имя ему дать и решили назвать именительный. Он очень любил задавать вопросы: кто? что? Родился – стал родительным, спрашивал кого? чего? Пока он был малышом, все что бы он не захотел, ему давали, за это его назвали – дательным. Теперь его интересовало – кому? чему? Но малыш-падеж был и большим озорником, за всякие проделки его винили, стал он называться – винительным и возмущался – кого? что? Вскоре он подрос, стал творить добрые дела и называться стал творительным, любил интересоваться: кем? чем? Взрослым стал предлагать свою помощь, о нем заговорили и называли теперь предложным, а он в свою очередь стал думать о ком? о чем?

    - Какие названия падежей вы услышали? Сколько всего падежей в русском языке? Посчитайте.

    Каждый падеж отвечает на свои вопросы, употребляется со своими предлогами и выполняет свою роль в предложении и словосочетании. – Какие имена сущ. изменяются по вопросам кто? кого? кому? кем? о ком? И др., а какие – по вопросам что? чего? чему? чем? о чем?

Назовите еще раз падежи с вопросами.

    - Определять падеж помогают не только вопросы, но и слова-помощники, они перед вами. Перечислим их вместе с названиями падежей и вопросами еще раз.

    Что же такое падеж? Откройте учебник на странице 36, проверьте свой вывод с выводом авторов учебника.

    Что же такое падеж? Как по-другому называется изменением имен существительных по падежам? (Склонение.)

    2. Изменение слова по падежам.

    - Из текста вы узнали, какая река протекает по территории нашей деревни.

    Измените по падежам слово река.

    В русском языке приняты следующие сокращения названий падежей, по первым буквам: и.п., р.п. и т.д.

    Попробуйте сами изменить по падежам слова из текста:

    1 ряд – стрекоза, 2 ряд – день, 3 ряд – солнце.

    Что нам помогает изменять слова по падежам?

    Проверьте, правильно ли вы изменяли слова по падежам? (Слайд)

- Оцените свою работу.

Вступают в диалог.

Слушают сказку о падежах.

Повторяют хором названия падежей.

Читают названия падежей и вопросов приемом «прицеп»: один ученик называет падеж, другой – вопросы.

Читают со словами-помощниками еще раз хором определение термина «падеж»: «Падеж – это изменение имени существительного по вопросам».

Читают информацию в учебнике.

Записывают сокращенно в тетрадь названия падежей. Вспоминают название реки из текста.

Изменяют устно по падежам слово река – устно (слайд).

Представители каждого ряда изменяют по падежам слова, выделяют окончание и основу.

Самостоятельно склоняют слова, один представитель от ряда работают у доски.

Проверяют правильность выполнения своей работы с образцом на слайде, правильность выполнения упражнения учеником на доске

V. Развитие умений и навыков

    1. Составление предложения из слов.

    - Посмотрите на слайд, можно ли назвать эту запись предложением? Почему?

    берега, Над, мост., водой, с одного, на другой, перекинулся

    - Определите основу предложения, дайте ему характеристику.

    Какие имена существительные встретились в предложении?

    Работа в группах.

    Подумайте, как определить падеж имен существительных в этом предложении. Использование приема «Фишбоун». (О приеме «Фишбоун» читайте на сайте www.paidogogos.com)

    Как же определить падеж имени существительного? Какие знания необходимы?

    Какой алгоритм вы разработали?

    Найдите имена существительные в предложении.

    Выпишите словосочетания с именами существительными с вопросом, определите падеж существительного.

    Давайте проверим, как вы определяли падеж имен существительных?

    Чему вы учились, выполняя это задание?

    Оцените правильность выполнения данного упражнения отметкой на полях.

    2. Составление словосочетаний (по рядам).

    - Предложите задание к данным словам (слайд).

    солнце

    тянуться Д.п. свет

    играть (с кем? с чем?) сестра

    робот

    - Верно, необходимо составить словосочетания, употребив имена существительные в указанном падеже, выделить окончание.

    В каком падеже надо записать имена существительные? Какие вопросы у указанного падежа? Какие словосочетания получатся? (Тянуться к солнцу, тянуться к свету. Играть с сестрой, с роботом.)

    3. Самостоятельная работа.

    1 уровень: вставьте нужную форму слова вода, выделите окончание.

    2 уровень: вставьте нужную форму слова вода, определите падеж слова.

Тише (вода), ниже травы

Как в (вода) опущенный

Как с гуся (вода)

Носить вода в решете

Как рыба в (вода)

- Устно установите соответствие сочетаний слов и их значений.

Тише воды, ниже травы

Как в воду опущенный

Как с гуся вода

Носить воду в решете

Как рыба в воде

равнодушный

скромный, незаметный

грустный, печальный

профессионал

заниматься бессмысленным делом

Составляют предложение из слов: Над водой с одного берега на другой перекинулся мост. (Повеств., невоскл., простое, распростр.)

Один ученик записывает предложение на доске, дает ему характеристику, выделяет основу предложения.

Составляют алгоритм определения падежа имени существительного. Представляют алгоритм «Фишбоун»:

1. Нахожу слово, от которого можно задать вопрос к существительному.

2. Задаю вопрос.

3. По вопросу определяю падеж.

Определяют падеж оставшихся слов в предложении.

Проверка: один ученик выходит к доске и записывает словосочетание, определяет падеж.

Обсуждают задание, одно словосочетание составляют коллективно, остальные самостоятельно.

Проверяют по образцу, оценивают себя.

Самостоятельно записывают фразеологизмы, вставляют нужную форму слова вода, определяют падеж (повышенный уровень).

Устанавливают соответствие фразеологизма и его значение

VI.Задание на дом

- Откройте учебник на странице 36-37. Дома вам необходимо выучить таблицу падежей и вопросов, так как в дальнейшей работе на уроках русского языка эти знания вам пригодятся.

Выполните упражнение 64.

Слушают инструкцию по выполнению домашнего задания

VII.Подведение итогов

    - Давайте подведем итог нашего урока. Какие задачи мы ставили в начале урока? Дополните графу «Узнал».

    ЗНАЮ

    ХОЧУ УЗНАТЬ

    УЗНАЛ

      …….

      …….

    Падеж - ?

    Падеж – изменение имени существительного по вопросам.

    6 падежей.

      - Подумайте, падеж – постоянный или непостоянный признак имени существительного? Почему?

      Оцените свою работу на уроке («Лесенка трудностей»).

      Мне было трудно…

    составлять слово-

    сочетания

    задавать вопросы

Отвечают на вопросы, учитель заполняет таблицу на доске.

Повторяют алгоритм определения падежей.

Рассуждение.

Определяют трудности, которые испытывали на уроке, крепят на соответствующую ступеньку человечка

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

Kинникова Л.В. Русский язык. 3 класс. Ростов-на- Дону, 2015.

Крылова О.Н. Контрольные работы по русскому языку. 3 класс. Часть 2. М., 2015.

http://ped-kopilka.ru/blogs/natalja-yurevna-noskova/sbornik-gramaticheskih-skazok-dlja-uchas