Оформи электронную подписку на журнал и читай его первым!
Научно-методический журнал России (создан в 1933 г.) Журнал «Начальная школа» является уникальным методическим пособием, универсальным по своему характеру: в нем публикуются материалы по всем предметам и курсам для каждого класса начальной школы, официальные документы Министерства образования и науки РФ.


Статьи25 мая 2017

Здоровьесбережение посредством занятий Айкидо

Здоровьесбережение посредством занятий Айкидо

Проблемы дополнительного образования

С.А. ЛЕБЕДЕВ,

педагог дополнительного образования, средняя школа при Московском государственном педагогическом университете

От редакции. Автор более 27 лет практикует занятия японскими боевыми искусствами, 15 из которых отдано освоению Айкидо.

Занятия Айкидо относятся к дополнительному образованию, выбираются родителями с учащимся добровольно и проводятся факультативно, вне основного времени, отводящегося на освоение базовых предметов.

Учащиеся, если они старательно, в силу своих способностей и обрушивающихся на них программных требований учителей-предметников осваивают учебные предметы, приходят ко мне «никакие», выжатые как лимон и физически, и психологически! Я, наверное, не одинок в этом наблюдении, поскольку, как мне думается, педагоги дополнительного образования иных направлений наверняка наблюдают и фиксируют подобные состояния учащихся. Что делать с детьми в такой ситуации? Кто из родителей, начальников и руководителей от образования всех мастей и рангов знает об этом? Никто даже и не задумывается об этой проблеме.

Следует учесть, что время, отводимое на занятия Айкидо, - 45 мин, хотя практика требует подобного рода занятия проводить в течение 90 мин, дабы избежать травматизма, весьма серьезного по своим последствиям, если таковые наступают.

Как «оживить» учащихся или, напротив, успокоить, если они приходят на занятия в крайне возбужденном состоянии от пережитых впечатлений в школе?

Задача, на первый взгляд, нерешаемая. С одной стороны, нужно "давать план", т.е. выполнять внутренние нормативы по центрированию группы дополнительного образования, увеличению числа посещений, численности занимающихся, принимать меры, способствующие тому, чтобы занимающиеся не пропускали занятия, и предпринимать другие действия, заставляя и принуждая детей заниматься через их «не хочу».

С другой стороны, необходимо пробуждать интерес и выполнять, с моей точки зрения, главное – помогать юному человеку познавать новое, делать его жизнь интересной. Получается, что я должен каждый раз, когда дети приходят на занятия, выбирать, кем я должен быть - машиной, которая, хочет или не хочет того юный адепт, «вливает» в него знания и умения, или кем-то другим?

Учащийся – это не сосуд, который надо наполнить знаниями.

Учащиеся, приходя ко мне, чувствуют, что они получают передышку, отвлечение в ходе выполнения физических упражнений Айкидо, возможность привести свой внутренний мир – маленький, но очень спрессованный за прожитый в школе день - в порядок, "настроить" себя изнутри, успокоиться, отдохнуть психологически от дневных нагрузок.

Детям нравится получать от меня комплименты, когда им удается то или иное физическое упражнение. Когда же от собственных «внутренних похвал» юное дарование начинает «распирать», рост мастерства прекращается. В этот момент у адепта ничего не клеится, и на смену бодрому состоянию приходят уныние и разочарование. Гармония рухнула в один момент! Критикуйте и ругайте его, понукайте и осуждайте в этот момент!

И человек, остановившись, осмотревшись, стряхнув с себя зазнайство и самодовольство, снова, сначала неохотно, затем более бодро «догоняет» свое собственное гармоничное состояние, «влезает» в него и живет в нем. Этого и требовалось достичь в результате тренировки (на сегодня)!

Завтра будут другие обстоятельства, завтра и будем учитывать эти другие обстоятельства...

Комментарии

Пока не добавлено ни одного комментария.
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.