Педагогическая диагностика - одно из условий совершенствования образовательного процесса

  • Главная
  • Статьи на сайте
  • Педагогическая диагностика - одно из условий совершенствования образовательного процесса

Начальная школа


Анализ результатов использования педагогической диагностики

М.И. Кузнецова, кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник, Центр начального общего образования, Институт стратегии развития образования РАО, Москва


Анализ анкетирования 1350 педагогов, работающих по системе учебников «Начальная школа XXI века», показал, что 96% педагогов проводят диагностику с I по IV класс; при этом процент педагогов, которые не отказываются от проведения диагностики в своих следующих наборах, оказался равен 100%. Интересным был анализ ответов на вопрос анкеты, почему педагог использует диагностику. Большинство педагогов указали на то, что диагностика помогает выстраивать индивидуальные траектории обучения, осуществлять осознанный выбор заданий в учебниках и тетрадях при проведении дифференцированной работы, лучше осознавать успехи и провалы собственной деятельности.

Один из способов, позволяющих подтвердить влияние педагогической диагностики на повышение качества образовательных достижений, связан со сравнением количества учащихся, справляющихся с заданиями, требующими для успешного выполнения применения нестандартного подхода (3 группа заданий блока 1), с заданиями, требующими проявления универсальных учебных действий (блок 2) и с заданиями, свидетельствующими о развивающем потенциале проводимого обучения (блок 3). За основу был взят процент от максимального балла, который учащийся мог получить за эти задания в каждой работе, в соответствии с этим определялся уровень выполнения таких заданий: низкий, средний, высокий. Далее подсчитывалось количество учащихся, отнесенных к каждому из уровней. Приведенные ниже данные были получены в одной из школ Московской области, в начальных классах которой с I по IVкласс постоянно проводилась педагогическая диагностика.

Динамика выполнения заданий педагогической диагностики, предполагающих проявление нестандартного подхода (на основе анализа)

Уровни выполнения заданий

Диагностические работы

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

кол-во учащихся

% от общей

выработки

кол-во учащихся

% общей

выработки

Количество учащихся

% общей

выработки

Диагностическая работа (конец I класс)

14

10,7

36

27.5

81

61.8

Диагностическая работа (конец II класса)

27

20.6

63

48.1

41

31.3

Диагностическая работа (конец III класса)

42

32.1

67

51.1

22

16.8

Диагностическая работа (конец IV класса)

59

45

61

46.6

11

8.4

Было проверено, является ли изменение количества детей в группах с разным уровнем статистически значимым, расчеты показали, что как снижение количества учащихся в группе с низким уровнем, так и увеличение количества детей в группе с высоким уровнем являются статистически значимыми с вероятностью не менее 95 %.

Статью "Педагогическая диагностика - одно из условий совершенствования образовательного процесса" читайте в №9, 2017 г. С.39-44