Оформи электронную подписку на журнал и читай его первым!
Научно-методический журнал России (создан в 1933 г.) Журнал «Начальная школа» является уникальным методическим пособием, универсальным по своему характеру: в нем публикуются материалы по всем предметам и курсам для каждого класса начальной школы, официальные документы Министерства образования и науки РФ.


Статьи7 сентября 2017

Формирующее оценивание в начальной школе (пример урока по предмету "окружающий мир")




Проект урока "Насекомые леса"

2 класс

Н.В. Бородкина, кандидат исторических наук, доцент кафедры начального образования, Институт развития образования,

г. Ярославль

Л.Ю. Сысуева, старший преподаватель кафедры начального образования, Институт развития образования, г. Ярославль


Покажем на примере проекта урока по предмету «окружающий мир» во II классе, как можно организовать создание «направленной расшифровки» в ходе изучения темы «Насекомые леса» (автор учебника Н.Ф. Виноградова). По

Планируемые образовательные результаты (в виде универсальных учебных действий (УУД):

Название УУД

Показатели достижения УУД учениками

Осознание мотивов учения:

·учебных и познавательных, связанных с собственно учебной деятельностью и ее прямым продуктом;

·социальных, позиционных, в том числе статусных, узколичных, связанных с косвенным продуктом учения (личностные УУД)

Аргументируют необходимость создания «направленной расшифровки».

Рассказывают о личных мотивах создания «направленной расшифровки» для будущих второклассников

Гражданская идентичность: осознание личностью своей принадлежности к сообществу граждан определенного государства на общекультурной основе (личностные УУД)

Высказывают собственное мнение по вопросу: «Почему нужно охранять насекомых леса?»

Оценка: выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения (регулятивные УУД)

Выполняют упражнения с целью проверки достаточности собственных знаний для создания «направленной расшифровки»

Планирование: определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана действий (регулятивные УУД)

Составляют и фиксируют на доске план создания «направленной расшифровки»

Целеполагание: постановка учебной задачи (регулятивные УУД)

Выбирают (из предложенных учителем) рациональные и эффективные средства создания «направленной расшифровки»

Подведение под понятия, выведение следствий (познавательные УУД)

Определяют понятия «насекомые» и «насекомые леса» на основе знаний о сущностных характеристиках различных насекомых и изучения текста учебника

Установление причинно-следственных связей (познавательные УУД)

Соотносят особенности жизни насекомого и его влияние на лес (вред/польза)

Смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели (познавательные УУД)

Читают текст учебника и рассматривают рисунок, извлекая из него только ту информацию, которая может быть нужна для «направленной расшифровки»

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками: определение цели, функций участников, способов взаимодействия (коммуникативные УУД)

Совместно с учителям распределяют функции участников создания «направленной расшифровки»

Продукт учебной деятельности: «направленная расшифровка» по теме «Насекомые леса».

Цель: способствовать совместному обсуждению и распределению функций между учениками в ходе создания «направленной расшифровки» по теме «Насекомые леса».

План урока

Этапы деятельности учеников

Методы и приемы организации учебной деятельности

I.Формирование потребности

Разговор на тему «Нужно ли беречь насекомых родного края?»

II. Создание образа желаемого результата

Обсуждение ответов на вопрос: «Как помочь будущим второклассникам запомнить все особенности насекомых леса?».

Совместное обсуждение основных характеристик «направленной расшифровки».

Совместное обсуждение и формулировка понятий «насекомые» и «насекомые леса»

III. Мотивация деятельности

Диалог о целесообразности создания «направленной расшифровки» для будущих второклассников.

Диалог о вариантах использования «направленной расшифровки» на уроках

IV. Целеполагание

Совместное обсуждение и выбор рациональных способов получения «направленной расшифровки»

V. Планирование

Обсуждение и фиксация плана совместного создания «направленной расшифровки».

Обсуждение функции каждого ученика в процессе конструирования «направленной расшифровки»

VI. Выполнение действий

Оказание помощи по запросу и без запроса при изготовлении «направленной расшифровки».

Оказание помощи при чтении текста учебника и выполнения задания № 16 на с. 23 (соединить рисунки насекомых и подписи к ним)

VII. Анализ полученного результата

Демонстрация получившейся «направленной расшифровки».

Анализ и обсуждение плюсов и минусов получившейся «направленной расшифровки»

Полностью статью "Формирующее оценивание в начальной школе"Н.В. Бородкиной, Л.Ю. Сысуевой читайте в №9, 2017. С. 52-56.

Комментарии

Пока не добавлено ни одного комментария.
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.