Оформи электронную подписку на журнал и читай его первым!
Научно-методический журнал России (создан в 1933 г.) Журнал «Начальная школа» является уникальным методическим пособием, универсальным по своему характеру: в нем публикуются материалы по всем предметам и курсам для каждого класса начальной школы, официальные документы Министерства образования и науки РФ.


Статьи3 июня 2014

Учебный проект "12 апреля - День космонавтики"

Учебный проект «12 апреля – День космонавтики»

Выставка творческих работ

С.В. ПАЛЬЧУН,

воспитатель ГКС(к) ОУ ЛО «Лужская специальная (коррекционная) Общеобразовательная школа-интернат», г. Луга, Ленинградская область

Л.В. ЮБКО,

учитель начальных классов ГКС(к) ОУ ЛО «Лужская специальная (коррекционная) Общеобразовательная школа -интернат», г. Луга, Ленинградская область

Одной из приоритетных целей современного образования является воспитание и развитие личности младшего школьника в процессе формирования учебной деятельности. Ее реализация требует совершенствования учебного содержания, исключения непродуктивных стилей и форм педагогического общения, использования эффективных методов и приемов в обучении. К таким методам можно по праву отнести метод проектов. Он не является принципиально новым в мировой педагогической практике, однако в полной мере отвечает современным принципам отечественного образования: индивидуальному и личностно ориентированному подходу к обучению и воспитанию, субъектности школьника в процессе приобретения новых знаний.

Главные и неоспоримые достоинства этого метода – определенная степень самостоятельности и инициативности учащихся при направляющей и организующей помощи педагога, развитие социальных навыков школьников в процессе группового и коллективного взаимодействия, приобретение детьми опыта творческой деятельности, межпредметная интеграция знаний, умений и навыков, связь обучения с жизнью. Все это особенно важно для детей с особыми образовательными потребностями в условиях обучения в коррекционной школе-интернате.

Обучение школьников с ЗПР в условиях проектной деятельности способствует:

- эффективному становлению их познавательной сферы в целом и «развивает творческие (воссоздающее и творческоевоображение, невербальная креативность) и образные (пространственное мышление и воображение, образное мышление и память) характеристики познавательных процессов»;

- позволяет успешно развивать эмоционально-волевую и личностную сферы ребенка (создание условий для развития самосознания и формирования адекватной самооценки, развитие коммуникативных способностей – формирование полноценных эмоциональных и деловых контактов со сверстниками и взрослыми);

- способствует формированию универсальных учебных действий у обучающихся.

Проектная деятельность обогащает всех ее непосредственных участников. Совместная с детьми подготовка проектов позволяет педагогам углубить и расширить свои знания в различных сферах; усовершенствовать организаторские способности; почувствовать истинную общность, партнерство с учениками, пережить творческий подъем; подняться на новую ступень профессионального мастерства.

Метод проектов – один из немногих методов, выводящий педагогический процесс из стен образовательного учреждения в окружающий мир и социальную среду, пробуждающий интерес учащихся к разным видам общественно значимой деятельности. Именно эти несомненные достоинства проектной методики побудили нас, педагогов, работающих с детьми с ЗПР активно использовать данный метод на уроках и во внеурочной деятельности.

Методический паспорт проекта

1. Задачи:

·обогащение знаний об истории;

·воспитание чувства любви к Родине;

·развитие у младших школьников познавательного интереса к работе со справочной литературой;

·закрепление умений работы с бумагой разного типа и фактуры в технике «витраж»;

·совершенствование у учащихсяся основных коммуникативных умений в процессе группового и фронтального взаимодействия.

2. Возраст учащихся: IV класс

3. Типология проекта:

·междисциплинарный;

·смешанного типа: информационный и практико-ориентированный;

·средней продолжительности (выполняется в течение рабочей недели);

·индивидуально-групповой.

4. Режим работы: комбинированный (преимущественно внеурочный).

5. Оборудование: компьютер, проектор, школьная библиотека, справочные издания (энциклопедии), раздаточный материал для выполнения работы (картон, цв. бумага, ножницы, клей).

6. Планируемый результат: каждый учащийся изготавливает индивидуальную работу в стиле «витраж»; на основе выполненных творческих работ организуется школьная выставка: «12 апреля – День космонавтики».

Содержание проекта

Погружение в проект

Знакомство учащихся с темой данного проекта можно начать с проведения педагогом информационного блока: «12 апреля – День космонавтики» (например, во время классного часа).

Первоначально выяснить, какие знания имеют дети по данной теме. Убедившись в заинтересованности детей данной темой, педагог спрашивает, есть ли у учеников желание обогатить свои знания в этом вопросе. Затем в ходе презентации педагог сообщает уч-ся следующую информацию:

12 апреля 1961 года. Эта дата навсегда останется в мировой истории как одна из самых значимых. Именно в этот день все радиоволны мира объявили имя «Гагарин».

Все знают, что произошло 12 апреля?

Юрий Гагарин полетел в космос. С древних времен человек мечтал подняться в небо. Тысячи и тысячи людей пытались построить то или иное приспособление для полета. Еще Леонардо да Винчи нарисовал первый летательный аппарат. Но в космос впервые взлетел наш, русский человек. Запомните, ребята, эту дату: 12 апреля 1961 года.

Как же стал Гагарин самым известным человеком планеты?

Это был обыкновенный мальчишка, такой же, как и вы. Только он мечтал о небе с детства. Вырос, поступил в индустриальный техникум, но одновременно с этим стал курсантом Саратовского аэроклуба. Там и прошла его первая летная подготовка, хотя он, конечно, не знал, что когда-нибудь станет первым человеком космоса. Чтобы стать первым космонавтом, Юрий Гагарин выдержал тяжелые испытания. Нужно было много, часами тренироваться, ведь никто не знал, что ожидает человека в космосе. Знали только, что столкнутся с невесомостью.

Гагарин был не единственным, кто готовился к полету в космос. Комиссия отобрала его по многим критериям. Другие страны тоже стремились запустить в космос своего космонавта первым. Но Россия приложила все усилия, работали сотни ученых, чтобы быть в этой области впереди всей планеты. И именно Гагарин больше других подходил на роль человека, достойного представлять нашу страну перед всем миром.

Но перед тем, как запустить человека в космос, испытание полетов долгое время проходило с животными… (см. презентацию).

- Внимание! Внимание! Работают все радиостанции Советского Союза. Передаем экстренное сообщение. Сегодня, 12 апреля 1961 года, с космодрома Байконур стартовал космический корабль с человеком на борту!

Сотни тысяч людей в этот момент затаили дыхание. Произойти могло все.

Юрий Гагарин поддерживал непрерывную радиосвязь с Центром управления полетами. Позывной у космонавта был «Кедр».

Все шло хорошо. 108 минут прошли не так быстро. Да, первый полет длился всего 108 минут, тогда как сейчас космонавты находятся на орбите годами. Но эти 108 минут растянулись на целую вечность. Риск был очень велик.

Сообщение о полете было передано и по телевизору. Во весь телевизионный экран была показана Красная площадь, на которую пришло много людей. Они обнимались, пели, вскидывали над головой самодельные плакаты с надписью: «Гагарину – ура!», потом крупным планом показали портрет Ю. Гагарина. Он стал героем всей Земли. Его имя знает весь мир. Именно в этот день появилось слово «космонавт».

Юрий Гагарин доказал всему миру, что первый шаг в освоении космоса принадлежит нашей стране.

С тех пор 12 апреля является праздником в честь летчиков, космонавтов, конструкторов, которые создают ракеты, космические корабли и искусственные спутники Земли. Это День космонавтики.

Юрий Алексеевич прожил немного. Он был летчиком-испытателем, и при испытании очередного самолета погиб. Но его имя знает весь мир, он не умер, он живет в нашей памяти.

Космос стремительно осваивается. В 1965 году уже состоялся первый выход в открытый космос, который тоже совершил наш соотечественник – Алексей Леонов.

В космосе все не так, как на Земле: там нет воздуха, люди и предметы не имеют веса: все, что не закреплено – летает. Это состояние называется невесомостью. Без специального оборудования человеку в космосе не выжить. Для космонавтов создана специальная одежда. Выходя в открытый космос, космонавт надевает скафандр, который защищает его и позволяет ему дышать.

Для космонавтов была создана специальная еда, которую упаковывали в тюбики. Сейчас в каждую космическую экспедицию отправляются не только тюбики с продуктами, но и свежие фрукты, в том числе киви, апельсины, яблоки. Также в полет отправляется лаваш – белый хлеб в виде большой плоской лепешки: он не крошится и медленно черствеет. Когда экипаж станции проводит в космосе по полгода, то свежий лаваш или кусочек яблока поднимают настроение…

Затем в космос впервые отправилась женщина, Валентина Терешкова. Наша землячка. Так что в области космонавтики наша страна почти всегда шла впереди всей планеты. Мы с вами можем этим гордиться.

На Луну первыми слетали американцы. Но космос бесконечен и осваивать его можно бесконечно. А зачем исследовать космос, какую пользу это приносит людям?

Каждая секунда, проведенная космонавтом или спутником на орбите, вносит огромный вклад в мировую науку. Мы ежедневно пользуемся многими вещами, созданными благодаря космонавтике. Даже использование мобильных телефонов – заслуга космонавтики.

Космос должен быть мирным. Все исследования, которые проводятся космонавтами разных стран на борту космических кораблей, вся работа осуществляется во имя того, чтобы люди на земле жили лучше.

Через спутник мы узнаем погоду, еще при помощи спутников появились первые правильные карты мира. Через спутник мы смотрим телевизор, разговариваем по телефону.

Много узнали мы о первом человеке-космонавте и о космосе вообще.

После этого организуется коллективное обсуждение и выбор названия предстоящего проекта, формулирующие его цель и задачи.

Организация деятельности

В первую очередь на этом этапе всем классом определяются необходимые для подготовки выставки направления работы; принимается план работы над проектом:

1. Подбор источников информации и их изучение по теме: «12 апреля – День космонавтики».

2. Самостоятельная разработка каждым учеником макета своей творческой работы (оговариваются виды бумаги, из которых может быть сделана работа, а также техника, в которой будет выполнена работа).

3. Обсуждаются критерии, по которым в дальнейшем будут подводиться итоги проектной деятельности. Основными показателями для оценки данного проекта могут быть:

- качество выполненной поделки;

- оригинальность изделия;

- активность ребят в ходе работы над проектом.

4. Определяется продолжительность работы над проектом.

После коллективного общеклассного анализа предстоящей проектной деятельности, учащиеся приступают непосредственно к работе. В случае затруднения педагог помогает ребятам.

Осуществление деятельности

На данном этапе каждый ребенок работает в соответствии с определенным планом, в соответствии со своим темпом. При необходимости он может советоваться с одноклассниками и учителем, при желании – часть работы выполнить дома.

Презентация

Содержание данного проекта предусматривает две части в презентации: конкурсную (проводится блиц-опрос, выявляются лучшие работы) и конкретно выставку работ.

Оценка проектной деятельности младших школьников, включая саму презентацию, осуществляется в соответствии с выделенными ранее критериями.

Самооценка учащимися процесса и результатов своей проектной деятельности может быть организована с помощью предлагаемых самооценочных бланков (см. приложение).

Приложение

Уважаемый ученик!

Поздравляю тебя с выполнением и защитой проекта. Предлагаю тебе оценить свой проект и работу над ним, отвечая на данные ниже вопросы. Постарайся, чтобы твои ответы были точными и полными. Объясняй свое мнение, позицию.

1. Что в твоем проекте удалось лучше всего?

2. Удачно ли ты распределил время, выполняя проект?

3. Что для тебя было самым трудным в работе над проектом?

4. Доволен ли ты презентацией своего проекта?

5. Считаешь ли ты необходимым улучшить (доработать) свой проект?

6. Согласен ли ты с оценкой одноклассников твоего проекта?

7. Какие эмоции, чувства ты испытал, работая над проектом?

8. За что бы ты сам себя похвалил после завершения проекта?

9. Какую пользу ты извлек для себя, работая над этим проектом?

10. Хотел бы ты, чтобы этот или похожий проект был повторен через некоторое время?

Спасибо за ответы!

Твой педагог…

Рекомендуемая литература:

1. Малахова М.М., Еременко Н.И. Праздники в начальной школе. Волгоград, 2006.

2. Иванова Н.В., Марунина Г.Н. Как организовать проектную деятельность в нач. школе. М., АРКТИ, 2011.

3. Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников// Начальная школа. 2005. № 9.

4. Маслов П.А. Самореализация младших школьников в проектной деятельности// Начальная школа: плюс-минус. 2007. № 5.

5. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. М.: АРКТИ, 2009.

6. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. М.:АРКТИ, 2009.

Комментарии

Пока не добавлено ни одного комментария.
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.