Исследовательская деятельность учеников глазами учителя

Начальная школа

Исследовательская деятельность учеников глазами учителя

Н.В. Терлецкая, учитель, школа № 27, г. Саранск, Республика Мордовия


Позвольте представиться! Я – Терлецкая Наталья Владимировна, учитель МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 27» городского округа Саранск Республики Мордовия.
Вся моя жизнь неразрывно связана со школой. В далеком 1979 году я пришла в среднюю школу № 27 маленькой семилетней девочкой, первоклассницей, и осталась здесь на долгие годы. Сначала в качестве ученицы, потом в качестве студентки и, наконец, в качестве учителя начальных классов. И вот уже 22 года я пытаюсь сеять разумное, доброе, вечное… Все эти годы школа постоянно меняется. Она ставит перед учителем все новые и новые задачи. Вот, сейчас, например, мало просто учить детей. Необходимо научить их добывать знания. А как это сделать?
Для этого нужно создавать проблемные ситуации и учить детей находить выход из них, уметь ставить цели и достигать их, преодолевать трудности и одерживать большие и маленькие победы над собой.
И вот здесь, как нельзя кстати, на помощь приходит проектная и исследовательская деятельность. Но сразу оговорюсь, это очень сложно! Как заставить ребенка творить и исследовать? Как сделать так, чтобы у ребенка возникла потребность в создании чего-то нового? Когда начинать привлекать детей к исследовательской и проектной деятельности? Вопросы, вопросы…
В этом году у меня второклассники. Конечно, на уроках и в жизни мы постоянно используем проблемные ситуации, мы уже умеем ставить цели, составлять план действия, знаем, что такое гипотеза, даже пытаемся исследовать и создавать проекты. Но пока вся наша работа носит коллективный характер.
В нашей школе каждый год проходит конкурс исследовательских работ и проектов «Ярмарка идей», в котором участвуют дети, начиная с I класса. В прошлом году на этом конкурсе мы уже представляли свой коллективный проект «Родословная нашего класса». Школьники были поделены на группы. Кто-то составлял родословное древо своей семьи, кто-то - рассказ о выдающемся члене своей семьи, кто-то пытался разобраться в родственных связях. Работа получилась очень интересной. Каждый внес свой вклад в общее дело. Мои ученики получили опыт коллективной работы над проектом под руководством учителя.
В этом году я предложила каждому ученику создать свой индивидуальный проект или исследовательскую работу. Желающих, естественно, было не так много, даже дети понимали, что это огромный труд.
Теперь перед нами стояла задача выбрать тему проекта или исследования. Конечно, вначале я предоставила второклассникам право выбора. Для обдумывания темы дала несколько дней, понимая, что для ребенка 8-9 лет это очень сложная задача, сама же я, зная интересы своих учеников, подготовила тему для каждого.
В положенный срок (дети, как я и предполагала) не смогли сказать мне, чем бы они хотели заняться. Из пяти человек только одна девочка Арина Тимонькина сразу сказала, что хочет исследовать, в каком состоянии находятся зубы учеников нашего класса. Все остальные так и не смогли определиться, чем бы им хотелось заняться.
Вот тут-то и должен вступить в работу учитель! И не просто назвать темы для каждого, а подвести каждого к своей теме так, чтобы ни один не понял, что тему выбрал для него учитель. Каждый ребенок должен почувствовать, что это было его решение, это его выбор!
Кирилл Тукузов увлекается изучением немецкого языка. Он выбрал тему «Как быстрее и легче выучить буквы немецкого алфавита».
Даша Баландина обожает играть в куклы - она выбрала тему «Почему девочки играют в куклы?»
Виталий Волков мечтает о детской площадке в школе. Он решил создать проект «Детская площадка».
А Арина Тимонькина остановилась на исследовании вопроса «Почему болят зубы?»
Далее все юные исследователи должны были определить цели и задачи своей работы, выбрать методы, с помощью которых будут достигнуты поставленные задачи, выработать гипотезу. Не все получалось сразу. Приходилось исправлять, переделывать, соглашаться и не соглашаться.
Следующий этап - подготовить теоретическую часть, для того чтобы детям было понятно, что они будут исследовать, зачем и кому это нужно.
Все дети - большие труженики! Каждый по своей проблеме нашел огромное количество информации, порой даже ненужной. И на этом этапе учитель должен помочь им сориентироваться в этом потоке информации, выбрать нужную, убрать лишнее.
Самый главный этап – исследование. Роль учителя - советчик, консультант. Под его руководством ученики разрабатывает вопросы анкеты, интервью, беседы. Но анкетирование, беседы с детьми, родителями, учителями, интервью со специалистами ученик проводит сам! И вот здесь загораются огоньки в глазах ребенка! Он - сам! Я думаю, что именно на этом этапе просыпается настоящий интерес к исследовательской деятельности!
Итак, все исследования проведены. Время подводить итоги и делать выводы. На этом этапе роль учителя невелика, так как ребенок сам видит результаты своей деятельности, задача учителя - помочь юному исследователю правильно оформить мысли и изложить их.
Работа завершена. Теперь задача каждого достойно защитить свой проект на школьном конкурсе. Лучшие работы будут представлять нашу школу на городском конкурсе исследовательских работ и проектов. Я желаю удачи каждому.
И вот назначенный день. Дети волнуются, но больше всех волнуюсь я.
Вот вышел Кирилл, за ним Виталий, Даша, Арина. Я практически не дышу. Выдыхаю только, когда заканчивается очередное выступление. Слышно, как бьется мое сердце. Все! Молодцы! Я горжусь вами, дорогие мои ребята!
Теперь только жюри решит, кто же был лучшим. Двенадцать достойных работ. Как тяжело выбрать лучшую!
С нетерпением ждем результатов. Томительные минуты ожидания…
Наконец, встает наш директор, Иван Михайлович, и оглашает результаты. Первое место – Кирилл Тукузов и Виталий Волков. Второе место - Арина Тимонькина. Третье место – Дарья Баландина. Все четыре наши работы отмечены членами жюри! Это победа! Дети ликуют! Можно выдохнуть и готовиться к городскому конкурсу.
Да, создание ученической исследовательской работы или проекта - очень трудоемкий и ответственный процесс. Но его высокая результативность и эффективность оправдывают все затраты сил и времени как учащегося, так и учителя.
Дорогие коллеги, вовлекайте своих учеников в исследовательскую деятельность! Этим вы не только повысите познавательный интерес своих детей и разовьете их творческие способности, но и сами получите массу положительных эмоций от общения с юными исследователями!