Занятие "Наши привычки"

Начальная школа

Занятие «Наши привычки»


Е.В. МИКУШОВА,
учитель начальных классов, школа поселка "Солидарность", Елецкий район, Липецкая область

Занятие проводится во внеурочное время.
Цели занятия (для учителя): в доступной для второклассников форме, без назидания подвести детей к выводу, что вредные привычки бывают у многих, но при желании от них можно избавиться; вызвать у детей желание избавиться от своих вредных привычек, стать лучше; способствовать социализации обучающихся.

Оборудование: презентация «Наши привычки», интерактивное оборудование с системой голосования, карточки для практической работы, цветные карандаши, костюмы животных для сценки.
Дети разделены на три группы (произвольно).

Ход занятия.
I. Вступительное слово учителя.
- Сегодня тема занятия «Наши привычки». Как вы понимаете слово «привычка»? (Ответы детей.)
Давайте обратимся к словарю, какой это будет словарь? (Толковый.)
Один из учеников читает словарную статью: «Привычка - это то, что ты делаешь постоянно».
- Привычки бывают разные. Чтобы выяснить, какие же существуют привычки, давайте посмотрим сценку из жизни учеников «Лесной школы».
II. Сценка.
На лесной опушке за школьной партой сидят Заяц и Мышка. Рядом учитель Медведь диктует Зайцу текст. Заяц, развалившись на стуле, усердно грызет карандаш. Учитель Медведь делает ему замечание:
- Сядь правильно! Не грызи карандаш!

Мышка старается отнять у Зайца карандаш. Заяц дерется.

Вопросы учителя:
- Какие привычки вы увидели у Зайца? Как их можно назвать одним словом?
(Привычка сутулиться, грызть ручки, карандаши, драться и т.д. Это вредные привычки.)
Как вы думаете, почему эти привычки плохие, чем они вредны? (Ответы детей.)
Как вы считаете, можно ли избавиться от таких привычек? (Каждая группа высказывает свое мнение.)

III. Работа с раздаточным материалом.
Дежурные раздают конверт № 1 (в конверте рисунок замусоренной лесной поляны).
- У вас на столах лежат раскраски с изображением Хрюши. Как изменился лес после Хрюшиной прогулки? Какую привычку мы увидели у Хрюши? (Бросать мусор где попало.)
Возьмите в руки пульты, начинаем голосование: считаете ли вы эту привычку плохой? Варианты ответа: «да», «нет», «не знаю».
По результатам голосования мы делаем вывод: привычка разбрасывать мусор - плохая, вредная привычка!

Дежурные раздают конверт № 2 (в конверте рисунок чистой лесной поляны).
- Вы получили вторую раскраску с изображением Хрюши. Какую привычку вы можете назвать теперь? (Убирать все за собой, аккуратность и т.д.)
Возьмите в руки пульты и ответьте на вопрос: считаете ли вы эти привычки плохими? Варианты ответа: «да», «нет», «не знаю».
Результаты вашего голосования - вы не считаете такие привычки плохими, вредными.
Как же можно назвать такие привычки? (Хорошие, положительные, полезные.)

Если дети сразу назвали привычки и охарактеризовали их, то здесь голосование можно не проводить, а сразу же перейти к вопросам.
- Что такое полезные привычки? Почему они полезные?
Раскрасьте ту картинку, которая вам больше понравилась.
Давайте рассмотрим несколько привычек детей, постараемся определить, полезные они или вредные.

После описания ситуации дается три варианта ответа («Это полезная привычка», «Это вредная привычка», «Не знаю»), проводится голосование, обосновывается вывод. Каждая ситуация рассматривается (объясняется) с точки зрения медицины (рекомендации врачей).
Лена любит спать с открытой форточкой.
Саша всегда читает лежа.
Андрей моет руки перед едой.
Павлик, делая уроки, сутулится.
Сережа делает зарядку по утрам.

Физкультминутка.

IV. Самостоятельная работа.
Дежурные раздают конверт № 3, в котором дан список разных привычек, один человек от каждой группы работает у доски; условными значками все отмечают полезные и вредные привычки. Группа может помогать своему человеку.
V. Рефлексия.
Дежурные раздают конверт № 4.

- Перед вами «Древо привычек». Запишите слева свои вредные привычки, а с правой стороны - свои хорошие привычки. Раскрасьте листочки с полезными привычками зеленым карандашом, а с вредными привычками - желтым карандашом. Пусть эти желтые листочки, как осенние листья, улетят с ваших деревьев вместе с плохими ненужными привычками.

VI. Итог занятия.
- Какой вывод можно сделать в конце нашего занятия? (Ответы детей.)
Прочитайте главный вывод на интерактивной доске: «Существуют разные привычки: вредные и полезные. Надо стараться вести себя так, чтобы не приобретать вредных привычек».

Дежурные раздают конверт № 5.
- А теперь пришло время описать наше настроение. Нарисуйте своему клоуну такой рот, который соответствует вашему настроению: улыбка, равнодушие, грусть.
Готовые рисунки размещаются на доске, второклассники комментируют свой выбор.

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования. М., 2004.
Гомырина Т.А. Развитие творческих способностей. М., 2003.
Кукушкин B.C. Современные педагогические технологии в начальной школе. Ростов-на-Дону, 2003.
Петров А.И. Социализация. Привычки. (Рабочая тетрадь для начальных классов) М., 2006.