Оформи электронную подписку на журнал и читай его первым!
Научно-методический журнал России (создан в 1933 г.) Журнал «Начальная школа» является уникальным методическим пособием, универсальным по своему характеру: в нем публикуются материалы по всем предметам и курсам для каждого класса начальной школы, официальные документы Министерства образования и науки РФ.


Статьи25 июня 2014

Подготовка детей к школьному обучению: программа «Скоро в школу»

Подготовка детей к школьному обучению: программа «Скоро в школу»


Е.Е. ПРОХОРОВА,
учитель начальных классов, Горкинская школа, Киржачский район, Владимирская область

Пояснительная записка

Одной из актуальных проблем обучения является проблема подготовки детей к школе. Сокращается количество детей, посещающих дошкольные учреждения. Не все родители обеспокоены проблемами подготовки детей к обучению: в школу приходят дети, не подготовленные даже на уровне элементарной информированности об окружающем мире.
Для того, чтобы вчерашний дошкольник мог безболезненно включиться в новые для него отношения и новый (учебный) вид деятельности, необходимо создать условия для успешного вступления в школьную жизнь. В сложившейся ситуации появилась необходимость создания программы, которая давала бы возможность подготовить детей к школе.

Обучение на подготовительных занятиях проводится по: 1) ознакомлению с окружающим миром (33 часа); 2) развитию речи и подготовке к обучению грамоте (33 часа); 3) развитию элементарных математических представлений (33 часа).
Занятия организуются в течение учебного года, по три занятия в неделю.
Продолжительность занятия 25 минут. Возраст детей 6 - 6,5 лет.
Методы обучения, используемые в работе, соответствуют возрастным особенностям ребенка и не дублируют методы обучения в школе.

Цель программы: подготовка ребенка к школьной жизни, новой ведущей деятельности, снятие трудностей адаптации в новой для него социальной среде, развитие и коррекция познавательных и коммуникативных способностей ребенка.

Содержание занятий и методика обучения ориентированы на решение следующих задач: 1) формирование навыков учебной деятельности, развитие познавательных интересов и стимулирование желания учиться в школе, воспитание устойчивого внимания, наблюдательности, организованности; 2) воспитание у детей коллективизма, уважения к старшим, стремления оказывать друг другу помощь; 3) развитие у детей наглядно-образного и логического мышления, произвольного внимания, зрительно-слухового восприятия, воображения, мелкой моторики и координации движения рук, умения ориентироваться в пространстве и во времени.

Программа подготовки дошкольников идет по следующим направлениям:
1. Развитие внимания и памяти.
2. Развитие связной, грамматически и фонетически правильной речи.
3. Овладение элементарными знаниями, умениями и навыками по ма-тематике и обучению грамоте.
4. Развитие умственных способностей.
5. Развитие социально-психологической готовности к школе (умение общаться, слушать учителя и товарища, действовать совместно с другими).
6. Развитие волевой готовности ребенка.

Принципы работы при подготовке детей к школьному обучению: учет индивидуальных особенностей и возможностей детей; системность и плановость; уважение к ребенку, к процессу и результату его деятельности в сочетании с разумной требовательностью; занимательность, непринужденность, игровой характер учебного процесса; развитие интеллектуальных качеств, психических функций: памяти, внимания, воображения, речи, мышления; контакт с родителями (организация бесед по интересующим их проблемам).

Содержание занятий опирается на программные требования:
1. Ознакомление с окружающим миром:
- расширять представления детей о родной стране, крае, поселке, о труде людей; дать представление о школе и правилах поведения учащихся в ней детей;
- расширять представления детей о предметах, их существенных признаках и классификации;
- расширять и углублять представления детей о живой и неживой природе, об изменениях в ней и ее охране;
- учить ориентироваться во времени (времена года, дни недели и т.д.).

2. Развитие речи и подготовка к обучению грамоте:
- активизировать, расширять и уточнять словарь детей;
- развивать умение различать на слух и в произношении все звуки родного языка; совершенствовать фонематический слух (учить называть слова с определенным звуком, определять место звука в слове и т.д.), отрабатывать дикцию;
- дать первоначальные представления о предложении;
- закреплять умения отвечать на вопросы, самостоятельно связно и последовательно передавать содержание текста;
- совершенствовать умение составлять рассказы.

3. Развитие элементарных математических представлений:
- совершенствовать навыки счета в пределах 10 в прямом и в обратном по-рядке и отношений между числами натурального ряда;
- учить решать стихотворные задачи;
- дать первоначальные представления о геометрических фигурах и о про-странственной ориентировке;
- учить детей ориентироваться на листе бумаги.
Дети также продолжают совершенствовать свои умения в минутках изобразительной деятельности, ручного труда и физкультурных минутках, развивая моторику мелкой мускулатуры кистей рук и координацию движений, выполняя игровые и учебные задания на основных подготови-тельных занятиях.

Планируемые результаты обучения
По окончании программы будущий первоклассник должен уметь: 1) составлять предложения из 3-4 слов, членить простые предложения на слова, членить слова на слоги; находить слова с определенным звуком, определять место звука в слове; уметь отвечать на вопросы, строя сложные предложения разных видов; составлять рассказы по картинкам, по серии картинок, из опыта; заучивать и рассказывать любимые стихотворения наизусть; 2) называть числа в прямом и обратном порядке в пределах 10; пользоваться арифметическими знаками действий; измерять длину предмета с помощью условной мерки; ориентироваться на листке клетчатой бумаги; 3) распознавать знакомые растения и животных на рисунке и в природе; перечислять в правильной последовательности времена года, суток; называть основные признаки времен года; 4) уметь владеть карандашом и кистью при разных приемах рисования; лепить разными способами небольшие фигурные группы из 2-3 фигур, передавая пропорции и динамику; делать разметку по шаблону и вырезать геометрические фигуры составлять узоры и декоративные композиции из геометрических и растительных форм, владеть основными приемами выполнения аппликации; выполнять физические упражнения из разных позиций четко, ритмично, в заданном темпе, по словесной инструкции.
По окончании программы у ребенка должны сформироваться: четкая структура полученных знаний; позитивное отношение к учебной деятельности; желание и умение организовывать свое время; навыки нравственного отношения к среде обитания.

Тематическое планирование занятий
Развитие элементарных математических представлений
1. Счет предметов в пределах 10. Прямой и обратный счет. Игра на внимание «День - ночь».
2. Счет предметов в пределах 10. Прямой и обратный счет. Порядковый счет предметов. Театрализация сказки «Теремок».
3. Пространственная ориентировка. Рисование по точкам.
4. Пространственная ориентировка. Сравнение предметов, уравнивание.
5. Сравнение предметов. Решение стихотворных задач в пределах 10.
6. Временные представления («раньше», «позже», «сначала», «потом»). Театрализация сказки «Репка».
7. Числовой ряд. Понятие «соседи числа». Игра «Поезд».
8. Количественные представления и понятия. Решение стихотворных задач.
9. Много, один. Число «один» и цифра 1.
10. Знакомство с числом «два» и цифрой 2.
11. Знакомство с числом «три» и цифрой 3.
12. Знаки «+», «-», «=». Понятия «прибавить», «вычесть», «получится». Составление простейших задач по картинкам.
13. Знакомство с числом «четыре» и цифрой 4. Решение стихотворных задач.
14. Учимся сравнивать. Понятия «длиннее», «короче», «одинаковые под-лине».
15. Понятия «больше», «меньше». Знаки «>», «<», «=». Составление задач по картинкам.
16. Экскурсия в природу. Понятия «больше», «меньше». Составление задач детьми.
17. Знакомство с числом «пять» и цифрой 5. Игра «Соотнеси картинки с цифрой».
18. Знакомство с геометрическими фигурами. Составление узора и декора-тивных композиций из геометрических фигур.
19. Геометрические фигуры. Творческая игра «На что похожа геометрическая фигура».
20. Графический диктант. Работа с множествами.
21. Величина. Учись сравнивать по величине. Решение стихотворных задач.
22. Знакомство с числом «шесть» и цифрой 6. Театрализация сказки «Колобок».
23. Знакомство с числом «семь» и цифрой 7. Игра «Соотнеси картинки с цифрой».
24. Время. Неделя. Дни недели.
25. Учись сравнивать по количеству и форме. Составление задач по картинкам.
26. Знакомство с числом «восемь» и цифрой 8. Графический диктант.
27. Счет предметов. Игра «Учись конструировать».
28. Геометрические фигуры. Игра «Фантазеры».
29. Знакомство с числом «девять» и цифрой 9. Счет предметов.
30. Знакомство с числом «десять» и цифрой 10. Счет предметов.
31. У нас в гостях родители. Математический праздник «Чему мы научи-лись».
32, 33. «Такие мы!» Диагностика школьной зрелости.

Развитие речи и подготовка к обучению грамоте
1. Речь. Для чего нужна речь. Беседа по теме «В классе».
2. Речь устная и письменная. Знакомство с отрывком из поэмы А.С. Пушкина «Евгений Онегин» («Уж небо осенью дышало»).
3. Предложение и слово. Рассказ по предметным картинкам «Явления природы».
4. Слова в предложении. Коллективный рассказ «Наша поездка в зоо-парк».
5. Предложение и слово. Театрализация по сказке «Заяц и лиса».
6. Деление слов на слоги. «Листопад, листопад, листья желтые летят».
7. Деление слов на слоги. Загадки.
8. Звук и буква. Развитие фонематического слуха. Скороговорки.
9. Звук и буква. Чтение и работа с рассказом В. Бианки «Купание медвежат».
10. Беседа о сказках. Русская народная сказка «Петушок и бобовое зернышко».
11. Звук и буква. Знакомство со стихами А. Барто. Разучивание стихотворений.
12. Учимся слышать звуки и называть их. Игра со словами.
13. Знакомство с русской народной сказкой «Лисичка-сестричка и волк». Анализ главных героев сказки.
14. Упражнения в слышании звуков. Стихи о зиме.
15. Составление рассказа по сюжетной картине «Кошка с котятами».
16. Знакомство со стихами С. Маршака. Разучивание стихотворения.
17. Игра «Доскажи словечко». Знакомство со сказкой В. Даля «Девочка Снегурочка».
18. Развитие фонематического слуха. Работа со скороговорками. Л. Толстой «Косточка».
19. Дифференциация свистящих и шипящих звуков. К. Чуковский «Телефон».
20. Речевая игра «Из чего что сделано». Знакомство с произведением И. Сурикова «Зима».
21. Звуки в речи. Рассказ Е. Пермяка «Первая рыбка».
22. Звуки в речи. Сказка по народным сюжетам «Снегурочка».
23. Гласные и согласные звуки. Колыбельные песни.
24. Гласные и согласные звуки. К. Чуковский «Путаница».
25. Слияние согласного звука с гласным. Стихотворение Ф. Тютчева «Зима недаром злится».
26. Слияние согласного звука с гласным. Сказка «Лиса и журавль». Анализ героев.
27. Слияние согласного звука с гласным. Составление рассказа из личного опыта «Моя мама».
28. Учимся слышать звуки и называть их. Рассказ М. Пришвина «Золотой луг».
29. Знакомство с былинами. Рассказ по картине В.М. Васнецова «Богатыри».
30. Добрые и злые герои сказок. Описательный рассказ на тему «Мой любимый сказочный герой».
31. Стихи о весне. Рассказ «Где живет зима летом?».
32. Составление рассказа на тему «Моя любимая игрушка». Праздник игрушек.
33. Диагностика школьной готовности.

Ознакомление с окружающим миром
1. Знакомство со школой, с правилами поведения в школе, друг с другом. Игра «Угадай, чей голосок».
2. Расскажи нам о своей семье. Обязанности членов семьи. Рисунок «Моя семья».
3. Мои друзья. Наши игры.
4. Дом, в котором мы живем.
5. Труд взрослых. Знакомство с профессиями людей.
6. В гости к осени. Экскурсия в природу.
7. Осенние работы людей. Уборка урожая. Игра «Фрукты, овощи». Чтение рассказа Н. Сладкова «Осень на пороге».
8. Живая и неживая природа.
9. Лиственные и хвойные деревья.
10. Зимующие и перелётные птицы. Забота о птицах. Беседа по картине «На кормушке».
11. Дикие и домашние животные.
12. Зимние изменения в жизни животных и растений. Рисование снежинок.
13. В гости к зиме. Экскурсия в природу.
14. Транспорт. Виды транспорта.
15. Опасности на дороге. Чтобы путь был счастливым.
16. Правила дорожного движения. Дорожные помощники. Игра.
17. Режим дня.
18. Домашние опасности.
19. Наши праздники.
20. Почему зимой идет снег, а летом дождь?
21. Весенние изменения в жизни животных и растений. Рассказ «Как растут сосульки?»
22. В гости к весне. Экскурсия в природу.
23. Моя Родина.
24. Откуда хлеб на стол пришел?
25. Сколько цветов у радуги? Рисование радуги.
26. Времена года. Разгадывание загадок о временах года.
27. Правила дорожного движения. Езда на велосипеде.
28. Какие бывают животные.
29. Дары леса. Грибы и ягоды. Загадки.
30. Деревья, кустарники, травы.
31. Скоро лето! Коллективная аппликация «Цветы и бабочки».
32. У нас в гостях родители. «Путешествие в страну знаний».
33, 34. Диагностика школьной зрелости.

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
Калик С.А. Дошколенок. М.: «Школьная пресса», 2010.
Колесникова Е.В. От звука к букве. Обучение дошкольников элементам грамоты М.: «Ювента», 2010.
Павлова Т.Л.Диагностика готовности ребенка к школе. М.: Творческий центр «Сфера», 2007.
Стародубцева И.В., Завьялова Т.П. Игровые занятия по развитию памяти, внимания, мышления и воображения у дошкольников. М.: Аркти, 2010.

Комментарии

Пока не добавлено ни одного комментария.
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.