Сценарий занятия «Рисуем на песке» в начальной школе

Начальная школа

Сценарий занятия «Рисуем на песке» в начальной школе


Л.Г. ЮНАСОВА,
учитель начальных классов, школа № 1383 с углубленным изучением английского языка, Москва

Все чаще учителя начальных классов сталкиваются с тем, что у детей плохо развита мелкая моторика. Решать эту проблему можно по-разному. Один из способов – рисование на песке. Ведь при рисовании песком у ученика работают и пальцы, и кисти рук, а это и есть мелкая моторика. Также рисование требует анализа и гибкости мышления, развивает тонкое тактильное восприятие, воображение, раскрывает творческий потенциал ребенка.

Проводить занятия с использованием тактильной игры «Рисуем на песке» можно с учениками начальной школы как на уроках (например, рисования), так и на переменах, в группе продленного дня.

Представим примерный сценарий занятия «Рисуем на песке». (В сценарии использованы стихотворные тексты автора статьи.)

Оборудование: световой стол (или настольный модуль) для рисования песком.

Ход занятия.
- Ребята, положите ладошки на песок, погладьте его каждым пальчиком.

Первый палец – он большой,
Будет он дружить с тобой.
Указательный – хороший,
Поиграет с тобой тоже.
Средний палец – самый смелый,
Хоть порой и неумелый.
Безымянный – озорной,
А мизинчик-господинчик
Самый-самый молодой.

- Какой песок на ощупь? Сухой или мокрый? Горячий или холодный?..

А песочек знает, кто с ним играет?
Здравствуй, песок наш дорогой!
Нам познакомиться надо с тобой,
Чтобы узнал ты, как нас зовут,
Свои имена напишем мы тут.

Ученики пишут на песке свои имена.

- Слышите, как песок отвечает вам? Ему приятно познакомиться с вами. Наш песок очень любит, когда к нему заглядывают в гости животные и оставляют необыкновенные следы.

Мы с вами отправимся в сказочный лес.
Медведь косолапый сквозь ельник пролез,
Бегут медвежата смешные за ним,
Боятся без взрослых остаться одни.

Ученики кулачками и ладонями с силой надавливают на песок.

А вот и семейство зайчат впереди,
Они не боятся остаться одни,
Вприпрыжку, и шагом, и снова бегом,
Зайчата, играя, летят кувырком.

Кончиками пальцев дети ударяют по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.

В кустах показалась большая змея,
Ползет она, но не боюсь ее я,
Стою и любуюсь ее красотой,
Змея, подмигнув, наблюдает за мной.

Учащиеся расслабленными (напряженными) пальцами рук делают в разных направлениях поверхность песка волнистой.

Жучки-паучки пробегают в траве
И, мельком взглянув, улыбаются мне,
Я тоже машу им с улыбкой в ответ
И с радостью в сердце кричу всем: «Привет!»

Учащиеся двигают всеми пальцами, имитируя движение насекомых.

- Песок очень рад гостям и хочет с вашей помощью подарить вашим мамам бусы. Нарисуем их?

Я для милой мамочки нарисую бусы,
Будет моя мамочка самой-самой лучшей!
Нарисую круг, а потом квадрат,
Сочетанью этому буду очень рад.
Нарисую сердце и еще ракушку,
Это бусы мамочке, а не мне игрушка.
Я добавлю в бусы солнышко лучистое,
Нарисую облачко, светлое, игристое,
А еще ромашку и листочек рядом,
Думаю, что бусам мама будет рада.

- Молодцы! Какие красивые бусы у вас получились! А теперь попробуем нарисовать целую картину, а поможет нам стихотворение.

Волна, волна, волна,
А за этой еще одна.
На волнах лодочка плывет,
Нас в путешествие зовет.
Дельфин махнул своим хвостом
И показал морской свой дом.
На небе солнце, облака.
И чайка нам кричит: «Пока!»

- Молодцы! Понравилось вам рисовать на песке? Думаю, и песочку тоже понравилось играть с вами. Давайте попрощаемся с песком. Погладьте его на прощание. До свидания, песок!

Для занятий также можно использовать стихотворения детских поэтов М. Карема («Как нарисовать человечка»), М. Реттих (из книги «Уроки рисования в стихах»), И. Горбачевой («Нарисуй сороконожку»), О. Конаевой («Рисунок»), О. Емельяновой («Мостик», «Тропинка» и др.), Э. Чумичевой («Мы рисуем с дедом») и др.

Неактивен