Организация проектно-исследовательской деятельности как одно из средств личностного развития младших школьников

  • Главная
  • Статьи на сайте
  • Организация проектно-исследовательской деятельности как одно из средств личностного развития младших школьников

Начальная школа

Организация проектно-исследовательской деятельности как одно из средств личностного развития младших школьников


Т. А. ШТУКАНОВА,
учитель начальных классов, Светлополянская средняя школа, Болотнинский район, Новосибирская область

Современное общество ставит перед школой задачу подготовки школьника знающего, мыслящего, умеющего самостоятельно добывать и применять знания. В связи с решением проблем современного образования осуществляется поиск содержания, новых форм, методов, средств обучения, обеспечивающих на практике широкие возможности самоактуализации. саморазвития и самореализации личности учащегося.

Среди новых педагогических технологий, в которых существует возможность для реализации рефлексии, выделяется проектная деятельность.

Изучив информационные источники о технологии проектной деятельности, методе проектов в школьной практике я выделила для себя следующие положения:
- сущность метода проектов состоит в том, что в процессе обучения учащиеся сами определяют конкретную интересующую их практическую цель, составляют (проектируют) план ее достижения, самостоятельно осу-ществляют деятельность, а затем представляют ее результаты;
- проектная деятельность - одна из ведущих в нашей современной действительности. Это некое ее отражение, где какой-то продукт получается не случайно, а путем целенаправленной и грамотно спланированной работы;
- проектирование - это серия алгоритмизированных шагов, которые начинаются с решения реальной проблемы и заканчиваются получением определенного результата. Проект связан с прогнозированием, а поэтому может служить эффективным инструментом развития интеллекта, творческих способностей и познавательных интересов детей, создания атмосферы сотрудничества и сотворчества;
- данный метод в комплексе решает образовательные, развивающие и воспитательные задачи: 1) организовать индивидуальную и групповую деятельность учащихся: выявить умение и способность учащихся работать самостоятельно по теме (образовательные); 2) воспитывать терпимость к чужому мнению, внимательное, доброжелательное отношение к деятельности одноклассников; личную ответственность за выполнение выбранной работы; привлекать членов семьи к участию в школьной жизни (воспитательные); 3) развивать воображение, умение самостоятельно работать с литературой, расширять кругозор, эрудицию, развивать навыки публичных выступлений (развивающие).
Метод проектов ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую они выполняют в течение определенного отрезка времени.
Решение проблемных задач проекта предусматривает, с одной стороны, использование совокупности разнообразных методов, средств обучения, а с другой - предполагает необходимость интегрирования знаний, умений применять знания из различных областей науки, техники и пр. Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути.
«Человек рожден для мысли и действия», - говорили древние мудрецы.
Проектная деятельность учащихся - сфера, где необходим союз между знаниями и умениями, теорией и практикой.
Считаю, что включать школьников в проектную деятельность следует постепенно, начиная с I класса, ведь даже первоклассник может осуществить самостоятельную проектную деятельность. Вначале доступные творческие задания, а уже в III-IV классах довольно сложные проекты. Эффективному внедрению проектной технологии способствует и учебно-методическая система «Гармония», в основе которой лежит деятельностный подход в обучении.
Уже в начале I класса мы начали заниматься проектной, исследова-тельской деятельностью. Вводить первоклассников в проблемную си-туацию, доступную для их понимания, заинтересовывать тематикой проекта, поддерживать любознательность, интерес я начала исподволь, по принципу «скрытой координации». На осенней экскурсии обратила внимание школьников на красоту разноцветных кленов, желтеющих берез, краснеющих рябин: «Как красиво вокруг! Но вся эта красота скоро исчезнет. А как же можно сохранить хоть частичку этого осеннего царства?» Вот тогда мы и решили собрать как можно больше красивых листьев, сделать из них аппликации и любоваться своими работами в течение года. Получились красивые звери, птицы, цветы. Все они нашли свое место в большой стенгазете.
Следующая исследовательская проблема возникла при изучении темы «Птицы». Когда на уроке я спросила у учащихся, знают ли они птиц, которые живут в нашем селе, ребята перечислили всего несколько названий. Это и стало темой для следующего проекта. Для того чтобы работа проходила целенаправленно, ребятам был предложен следующий план исследования:
- определение и постановка цели;
- сбор информации (подумай, спроси у взрослых, узнай из книг: наблюдай в природе: проведи практическую работу в природе (если это необходимо);
- отчет о проведенном исследовании.
Часто в учебно-познавательной деятельности младших школьников участвует еще и третий субъект - родители. Они и стали нашими единомышленниками. Привлекая родителей к процессу проектирования, важно было сделать так, чтобы родители не брали на себя выполнение части работы детей над проектами - иначе губится сама идея метода проектов. А вот совет, помощь в сбое информации, проявление заинтересованности со стороны родителей - важный фактор поддержания мотивации и обеспечения самостоятельности школьников при выполнении ими проектов.
Родители печатали, помогали детям придумывать загадки, выполнять рисунки. Завершение работы над проектом по теме «Птицы, которые живут в нашем селе» представили в виде презентации и показали ребятам учащимся II-IV классов, что позволило детям получить первоначальные навыки самостоятельного социального действия.
Следующий проект - «Пресмыкающиеся и земноводные». В ходе исследования выяснили, чем же отличаются эти группы животных. Работая в группах, школьники приготовили рассказы и рисунки об этих животных. Сделали поделки из цветной бумаги.
Творческие группы комплектовались с учетом индивидуальных осо-бенностей и пожеланий учащихся. Поощрялось общение в группах. Боль-шинство заданий ребята выполняли самостоятельно а учитель в это время имел возможность дополнительно работать с учащимися, нуждающимися в помощи.
Под руководством учителя группы составили план работы над проектом и распределили (уже самостоятельно) обязанности (роли): редактор, дизайнер, художник, сценарист, мультипликатор. Каждый учащийся отвечал за свой участок работы.
Результат проекта зависел от ответственности каждого члена группы, поэтому все вопросы решались сообща, и, как правило, никаких конфликтов в группе не возникало. Контроль над выполнением работы внутри группы осуществляли сами дети, а учитель отслеживал общую работу, помогал в затруднительных ситуациях, давал рекомендации. С другой стороны, если работа в группе явно «не клеилась», пришлось давать учащимся индивидуальные задания, которые помогали им в дальнейшей работе над проектом. Свою задачу я видела в том, чтобы каждый учащийся группы овладел всем учебным материалом по теме, сумел представить и свою часть работы, и работу других членов группы.
Весь материал, собранный каждым учеником по теме, оформлялся в «Папке исследователя», папки хранятся в классе и их материалами может воспользоваться любой желающий.
После завершения работы над каждым проектом вместе с учащимися мы обсуждаем проделанную работу и подводим итоги, отмечаем положи-тельные моменты работы над проектом, обращаем внимание и на недостатки, чтобы не повторять их в дальнейшем.
Использование проектной деятельности позволило уже в I классе более эффективно решать задачи развития у детей навыков культуры общения, взаимодействия и сотрудничества, готовности к обсуждению проблемной ситуации, умения находить конструктивные решения, способствовало улучшению психологического микроклимата в классе, расширению кругозора детей, формированию первоначальных навыков самостоятельного социального действия.
Со II класса учащиеся под руководством учителя начали выполнять и индивидуальные проекты по различным темам: «Моя родословная». «Мои друзья-одноклассники», «Симметрия вокруг нас», «Исследование влияния веса ранца на осанку школьника».
В III-IV классах школьники уже приняли участие в школьном конкурсе исследовательских проектов «Малая академия творчества» и стали победителями и призерами в различных номинациях.
Таким образом, выполняя исследовательские проекты, дети самостоятельно открывают для себя новые знания, которые приобретают для них личную значимость, решают возникающие проблемы, делают собственные открытия, что способствует развитию активной, творческой личности, дает возможность сформировать обогащенную систему представлений о мире.