Оформи электронную подписку на журнал и читай его первым!
Научно-методический журнал России (создан в 1933 г.) Журнал «Начальная школа» является уникальным методическим пособием, универсальным по своему характеру: в нем публикуются материалы по всем предметам и курсам для каждого класса начальной школы, официальные документы Министерства образования и науки РФ.


Статьи25 июня 2014

Технология учебного моделирования

Технология учебного моделирования


Т.В. МЕЛЬНИКОВА,
учитель начальных классов, школа-лицей № 16, г. Павлодар

Когда людей станут учить не тому, что они должны думать, а тому, как они должны думать, то тогда исчезнут всякие недоразумения.
Г. Лихтенберг

Теория учебного моделирования берет свое начало в работах Д.Б. Давыдова и А.Ч. Варданяна, З.Д. Гольдина. Научное обоснование этой теории дано в трудах П.Я. Гальперина. В концепциях названных ученых обучение и развитие предстают как система интенсивного всестороннего развития личности. Основной задачей является не передача знаний, а организация собственной деятельности учащихся по овладению способами анализа и обобщения учебного материала с помощью моделирования.
Учебное моделирование опирается на разработанные П.Я. Гальпериным принципы и закономерности поэтапного формирования деятельности ребенка. Такие важные положения, как требование создания полной ориентировочной основы действия, состав и последовательность этапов освоения изучаемого действия, три типа ориентировки в задании, применимы и в решении задач начального обучения. В теории планомерно-поэтапного формирования умственных действий и понятий важен каждый шаг, но один из них приобретает в нашем случае особое значение: речь идет о создании материальной и материализованной формы изучаемого действия.
Изначальным и неотъемлемым звеном технологии служит концепция В.В. Давыдова о двух основных типах мышления человека – рассудочно-эмпирическом и разумно-теоретическом, каждое из которых отличается своеобразием содержательного обобщения. Решение учебных задач по В.В. Давыдову представляет собой выполнение системы учебных действий (моделирование, контроль, оценка и др.), направленных на то, чтобы помочь учащимся выявить условия происхождения знаний и умений.
Учебное моделирование - компонент содержательного анализа объекта. Несомненным достоинством его является то, что данная технология позволяет преодолеть элементы механического усвоения знаний в обучении, активизировать мыслительную деятельность учащихся. Содержание и форма моделирования зависят от того, что именно моделируется, что является предметом моделирования на конкретно рассматриваемом этапе обучения. «Ученик должен знать не только что и как делать, но еще и почему. Ведь не умея объяснить почему, он все равно будет многое делать не так, а может, даже совсем не то» (З.Д. Гольдин. "Обучение технике письма ...").
Учебная модель – это особая форма наглядности, которая позволяет представить более ярко те свойства изучаемого явления, которые нас интересуют. Решающим же преимуществом модели является наличие объема, массы, фактуры, рисунка и цвета. «Учебная модель, благодаря своим предметным, материальным свойствам, представляет собой «опредмеченное» понятие» (З.Д. Гольдин. "Обучение технике письма ...").
Итак, характерная особенность данной технологии – работа с учебными моделями, которые, кстати, создают сами школьники, под умелым руководством учителя.
Описание технологии проведения такого типа урока можно найти у А.Б. Воронцова.
Цель уроков в технологии учебного моделирования: изучить внутренние связи и отношения внутри рассматриваемого объекта в «чистом виде».
1 этап урока – преобразование условия задачи.
Урок начинается с того, что учащиеся возвращаются к учебной задаче, зафиксированной в рабочих тетрадях на предыдущем уроке. Для удобства поиска решения задачи учитель совместно с детьми может преобразовать условие задачи таким образом, чтобы можно было вычленить в решаемой задаче существенные данные.
2 этап – собственно моделирование.
Выявленные существенные данные задачи дети пытаются зафиксировать в графической модели с целью выявления связей между ними. Как правило, на данном этапе урока используется групповая работа учащихся для создания разных типов моделей, которые наиболее полно отражали бы условия задачи. Листы с построенными моделями вывешиваются на доску, проводится их обсуждение. Выбирается та модель, с помощью которой наиболее полно можно изучить свойства объекта в «чистом виде».
3 этап – преобразование модели.
После того, как определена та модель, которая может помочь решить предложенную задачу, учащиеся переходят к работе с этой моделью. Изменяя условие задачи, они осуществляют преобразование модели, которое позволяет всесторонне изучить выявленные связи и отношения между составными частями данной задачи.
Результатом такого урока является фиксация в знаковой форме выявленных связей и отношений внутри данной задачи (З.Д. Гольдин. "Учебные модели-игрушки ...").
Основные черты технологии:
• создание и поддержание высокого уровня познавательного интереса и самостоятельной умственной активности учащихся;
• экономное и целесообразное расходование времени урока;
• применение разнообразного арсенала методов и средств обучения;
• формирование и тренинг способов умственных действий учащихся (СУД);
• формирование и развитие личностных качеств школьника, в частности самоуправляющих механизмов личности (СУМ);
• высокий положительный уровень межличностных отношений учителя и учащихся;
• объем и прочность полученных на уроке знаний, умений и навыков (ЗУН).

В качестве иллюстрации использования названной технологии предлагаем конспект урока русского языка в IV классе.
Тема: «Неопределенная форма глагола».
Цели: 1. Формировать понятие о неопределенной форме глагола как форме, которая не изменяется по лицам, числам и временам; учить выделять глаголы в неопределенной форме в контексте.
2. Развивать умения обобщать (словесно, логически и образно).
3. Способствовать развитию коммуникативных умений.

Оборудование: наборы для моделирования; карточки с заданиями; конверты «с помощью»; реквизит для «живой» модели (маска, часы, математика); карточки со словами; учебник «Русский язык». 4 класс. В 2-х частях. Часть 1. (авт. А. Полякова).

Ход урока.
Ι. Мотивационно-целевой этап.
1. Организация.
- С каким настроением вы приступаете к уроку?
Я рада, что у большинства из вас хорошее настроение. Надеюсь, что к концу урока хорошее настроение будет у всех.
Что нужно не забыть сделать с утра, чтобы настроение было хорошим? Продолжите, одним словом. Надо ... (встать, улыбнуться, позаниматься, поупражняться, умыться, позавтракать, собраться, прийти, поздороваться...)
Что объединяет слова, которые вы называли?
Может кто-то догадался, о чем мы будем сегодня говорить?
Правильно, мы будем говорить о глаголе. Чуть позже мы уточним с вами тему и поставим цель сегодняшнего урока.
Откройте тетради. Запишите: сегодня … (запись даты).
2. Актуализация опорных знаний.
- Прочитайте загадку.
Щебечут и смеются,
Пищат, галдят, клюются,
Толкаются, дерутся.
- О ком идет речь? Что вам подсказало ответ?
Посмотрите на модели.

На доске изображены три модели, каждая состоит из прямоугольника, от которого "протянуты" по две линии: к словам и вопросам. У первой модели - слова "предмет" и вопросы "кто? " и "что?", у второй - слова "принак предмета" и вопросы "какой?" и "какие?", у третьей - слова "действие предмета" и вопросы "что делать?" и "что сделать?"

Какая модель соответствует этим словам?
Докажите.

- Полная ли это модель?
(Нет, в них указано только лексическое значение.)1

1 Первоначальные модели частей речи - вопреки мнению автора статьи - отражают не только лексическое, но и грамматическое значение, поскольку сопровождены вопросительными местоимениями, отражающими грамматическую специфику замещаемой части речи - Ред.

Дополните модель глагола. Поработай те в группах.
Учащиеся дополняют грамматическим значением и указывают синтаксическую роль. Работа в группах.

Модель после дополнения выглядит так: в прямоугольник вносятся две горизонтальные линиии - синтаксическая роль глагола в предложении - сказуемое. Справа от прямоугольника "тянутся" линии - обозначения времени, лица... и т.д. - В, Л, Р, Ч.

Что вы знаете о глаголе?
Прочитайте диалог. Найдите в тексте глаголы.

- Принести тебе котёнка?
- Спасибо, мне завтра Оля принесёт.
- Обе ли эти формы имеют значение лица, числа и времени? Обсудите в парах.
Так может «принести» и вовсе не глагол?
Кто знает, как называется этот глагол?

3. Постановка темы, цели.
- Правильно, это глагол в неопределенной форме. Это и есть тема сегодняшнего урока.
Какова же цель нашего урока?
Уточним свои знания о неопределенной форме глагола, постараемся отразить наши знания на модели.

ΙΙ. Операционный этап.
1. – Что вы знаете о глаголе в неопределенной форме? Расскажите друг другу. Сделайте отметки в тетрадях. А теперь расскажите мне. Давайте, сравним ваши знания с правилом в учебнике на странице 97.
Какое дополнительное сведение содержится в этом правиле?
В грамматике неопределенная форма глагола называется инфинитивом. Неопределенная форма, начальная форма, инфинитив – все это разные названия одной формы глагола.

2. Тренировочные упражнения на распознавание инфинитива в тексте.
- Сейчас вы прочитаете стихотворение Л. Парамоновой.

Птицы могут летать высоко,
Пролетать над озёрами синими,
Улетать от гнезда далеко,
Ввысь взлетать над горами красивыми.
Облететь они могут лес,
Залететь за башни высокие,
Подлететь под низкий навес,
Перелететь через рвы глубокие.

- О ком оно? (Оно, как и загадка, о птицах.)
Найдите и выпишите глаголы в неопределенной форме.
Какие глаголы выписали? Докажите, что вы правы. (Летать, пролетать, улетать, взлетать, облететь, залететь.)
А можно ли эти глаголы разделить на группы? Обсудите в группах. На какие вопросы они отвечают?
Прочитайте правило на странице 77.
Что мы еще не сказали о глаголах в неопределенной форме?
Выделите ту часть у этих глаголов, которая указывает, что у этой формы нет значений лица, числа и времени. Что это за часть слова корень, суффикс или окончание? Докажите.
Этот вопрос до сих пор является спорным. В некоторых учебных пособиях эта часть слова выделяется как окончание, а в некоторых – как суффикс. Мы же согласимся с авторами нашего учебника и выделим ее как суффикс.

3. Физминутка.
- Я буду называть действия, которые вы должны будете выполнять только в том случае, если услышите инфинитив: встаньте – надо встать, наклонитесь – надо наклониться, попрыгайте – надо прыгать, садитесь – нужно сесть. Оцените свою внимательность.

4. Моделирование.
- Что вы узнали о глаголах? Достаточно ли этих знаний, чтобы сконструировать модель инфинитива?
Поработайте в группах.
Спикер каждой группы должен быть готов защитить свою модель.

Построение моделей, защита и обсуждение.

5. Самостоятельная работа (по выбору учащихся).
• Образуйте глаголы, поставьте их в неопределенную форму, запи-шите. Если кто-то затрудняется, воспользуйтесь помощью № 1.
Свет - …., чтение - …, пила - …, шалость - …, письмо - …, игра - …
• К данным словосочетаниям подберите близкие по значению глаголы в неопределенной форме и запишите их.
Держать язык за зубами - …, зарубить на носу - …, бить баклуши - …
Самопроверка по карточке № 2. Оцените себя (по баллу за правильный ответ).
- Вы сейчас записывали глаголы. На какие вопросы они отвечают?
И еще одно задание. Я хочу предложить каждому попробовать «собрать» глаголы в неопределенной форме из отдельных частей слов. Можно посоветоваться с товарищем.
Приставки: по-, вс-, при-, на-, под-.
Корни: -порх-, -черн-, -сматр-, -сып-, -ход-.
Суффиксы: -е-, -ну-, -ива-, -а-, -и-.
+ть
Вы сейчас образовывали глаголы. Какие слова у вас получились?
(Почернеть, вспорхнуть, присматривать, насыпать, подходить.)

ΙΙΙ. Рефлексия.
- Какую цель мы ставили?
Достигли ли мы цели?
Назовите ключевые слова к теме урока.
Используя те знания, которые вы получили, создайте «живую» модель инфинитива (к доске выходит один ученик.)
Ты должен выбрать только те атрибуты, которые соответствовали бы инфинитиву, объяснить свой выбор.
Вызванный ученик выбирает из предложенных атрибутов необходимые инфинитиву и объясняет свой выбор.
-Каким должно быть домашнее задание, чтобы новый материал был качественно закреплен?
Оценивание.
- Спасибо за работу. Урок окончен.

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
Воронцов А.Б. Практика развивающего обучения по системе Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова / Из опыта работы ЭУК «Школа развития» (подразделение школы №1133 г. Москвы). М., 1998.
Гольдин З.Д. Учебные модели-игрушки в практике обучения грамот-ному письму и чтению. М., 1997.
Гольдин З.Д. Обучение технике письма по методике учебного моделирования: Пособие для учителей и родителей. М., 1997.
Гольдин З.Д. Учебное моделирование орфоэпического чтения: Книга для учителей и родителей. М., 1997.
Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М., 1986.
Давыдов В.В., Варданян А.Ч. Учебная деятельность и моделирова-ние. Ереван, 1981.

Комментарии

Пока не добавлено ни одного комментария.
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.