Духовно-нравственное воспитание младших школьников

Начальная школа

Духовно-нравственное воспитание младших школьников

В.Д. Иванова, А.Л. Чумарная, учителя начальных классов, МБОУ "Гимназия №2", г. Воронеж

В несметном нашем богатстве
Слова драгоценные есть:
Отечество, Верность, Братство.
А есть еще: Совесть, Честь…
Ах, если бы все понимали,
Что это не просто слова,
Каких бы мы бед избежали.
И это не просто слова!
А.Я. Яшин (Попов)

В современной России подрастающее поколение особенно нуждается в формировании нравственных качеств, выборе нравственных ориентиров. На наш взгляд, фундаментом для этого может стать традиционная для России православная культура. При знакомстве с историей, традициями, благочестивым укладом жизни православного народа у детей постепенно формируется тот нравственный идеал, который складывался веками и к которому должен стремиться каждый русский человек. И чем раньше произойдет встреча ребенка с этическими и эстетическими ценностями своего народа, тем быстрее будет его духовное «возрастание». Большими возможностями для этого обладает предмет «Основы религиозных культур и светской этики» (модули «Основы светской этики» и «Основы православной культуры»).
Выдающийся русский философ Иван Ильин утверждал, что «самое важное в воспитании – это духовно пробудить ребенка и указать ему перед лицом грядущих трудностей… источник силы и утешения в его собственной душе...». Наша задача – воспитать духовную личность, перед которой были бы бессильны соблазны современного мира. Непростая задача. С чего начать? Часто сама жизнь подсказывает, как это сделать.
В 2010 году, проводя ряд мероприятий, посвященных 67 годовщине освобождения города Воронежа от немецко-фашистских войск, мы с ребятами посмотрели фильм Сергея Бондарчука «Судьба человека». Фильм произвел сильное впечатление на детей. У них появилось желание узнать больше о создании фильма, месте, где проходили съемки.
Настя Казьмина, ученица III класса, нашла это место. Вот отрывки из ее проектно-исследовательской работы: «Сегодня я хочу рассказать о настоящем чуде, которое я увидела в прошлом году – это храм Богоявления в селе Терновое. Но впервые я оказалась в этом месте гораздо раньше. Мне тогда было 5 лет… Мы ехали по дороге на Терновое и разговаривали, и вдруг перед нами открылся... простор, а в центре – залитый солнцем храм удивительной красоты! Это место поразило меня своими чудесами еще много раз. Некоторыми из них я хочу поделиться.
Я узнала, что храм Богоявления был построен в 1611 году в очень чистых и сильных энергетических местах на громадном камне. Изначально он был храмом Казанской Божьей Матери. Это один из первых храмов Воронежа.
В 1769 году был построен каменный храм, который является объектом исторического и культурного наследия федерального значения и охраняется государством. В Европе всего пять храмов такой постройки и архитектуры. Церковь пережила все: и крепостное право, и революцию, и фашистские бомбардировки, и годы запустения. Сейчас храм полностью восстановлен.
Именно в этих местах Сергей Бондарчук снимал свой знаменитый фильм «Судьба человека». Директор губаревского военно-патриотического музея вот что рассказала про эту церковь: когда снимали фильм "Судьба человека", некоторые местные жители, которые помнили времена 1942 года, участвовали в съемках в качестве статистов. Когда в церковь заводили артистов-«военнопленных» и снимали сцены издевательств над ними, они вспоминали, как расстреливали их односельчан-комсомольцев, некоторые даже падали в обморок, настолько сильны были переживания.
В храме Богоявления много чудотворных икон, и с каждой из них связана особая история. Иконы, даже написанные на стенах, мироточили много раз. Рядом с алтарем находится икона Владимирской Божьей Матери. Когда татары жгли Русь, эта икона спасала от пожаров. Икона в храме начала мироточить перед пожарами летом 2010 г., как бы предупреждая об этом.
Я продолжу исследование этого уникального места, чтобы поделиться с вами новыми чудесами».
Прослушав выступление Насти на конференции «Мир глазами ребенка», ребята захотели своими глазами увидеть это уникальное место. После посещения храма одна из учениц написала стихотворение «Не спешите» - настолько сильным было впечатление:

Все вокруг бежит вперед:
И автобус, и пешеход.
А вы на секунду остановитесь
И вокруг оглянитесь.
Понимать должны и взрослые, и дети:
Как прекрасно жить на свете!
Как приятно никуда не бежать
И мира красоту не спеша созерцать.
Как прекрасно на свете жить!
Как чудесно частичкой мира быть!
Как хорошо существовать
И в этом счастье утопать!

После посещения храма на уроках «Основ религиозных культур и светской этики» (модули «Основы светской этики» и «Основы православной культуры») и литературного чтения младшие школьники с большим интересом изучали историю православия, праздников, традиций русского народа. К Рождеству были подготовили колядки, на Масленицу проведен русский традиционный праздник с хороводами, играми, блинами. На Пасху дети подготовили инсценировку «Пасхальный куличек», ярмарку-выставку пасхальных яиц, а также приняли участие в крестном ходе и колокольном звоне, поднявшись на колокольню храма Богоявления.
На родительском собрании было принято решение проехать всем вместе по святым местам города Воронежа. Посещая храмы, учащиеся знакомились не только с их историей, но и с историей города.
В Успенской церкви дети узнали, что она является одним из древнейших в городе зданий, в ней освящались все главные исторические события, в том числе и спуск первых русских парусников.
Побывав в Ильинской церкви, учащиеся узнали, что она построена одной из первых после основания города-крепости Воронеж в честь пророка Илии. Она стоит на том самом месте, где был образован Воронеж. В этом храме крестили народного поэта Алексея Кольцова.
На территории Благовещенского собора школьники увидели памятник епископу Митрофанию, который поддерживал императора Петра I, организовавшего в Воронеже корабельную верфь для строительства флота, участвовавшего в походе на Азов.
Весной младшие школьники посетили древний Дивногорский монастырь, где увидели пещерную обитель, кельи, трапезную, монахов, старинные иконы, все то, о чем читали на уроках литературного чтения в житиях святых Кирилла и Мефодия, Сергия Радонежского, Александра Невского, поучении Владимира Мономаха.
Знакомясь с жизнью русских святых, русской историей и культурой, ребята стали добрее, лучше, сами творят добрые дела: регулярно посещают Землянскую школу-интернат, участвовали в благотворительной акции «Белый цветок». А ведь дела благотворительности воспитывают милосердие и сострадание – главные христианские добродетели.
Вот так жизнь подсказывает нам ответы на наши вопросы.

Использованная литература
Алексеев С.П. Книга для чтения по истории нашей Родины (с 1670 года по 1945 год). Пособие для учащихся. М.: Просвещение, 1987.
Давыдова Н.В. Православная культура. Словарь-справочник школьника. М.: Про-ПРЕСС, 2008.
Романова Л. И., Дорофеева Т.В. Основы православной культуры. Методическое пособие. Воронеж: ВОИПК и ПРО, 2011.