Особенности работы воспитателя с детьми с аутическим спектром развития

Начальная школа

Особенности работы воспитателя с детьми с аутическим спектром развития

С.Л. ГАДЖИЕВА,
воспитатель группы продленного дня, Центр психолого-медико-социального сопровождения детей и подростков, Московский городской психолого-педагогический университет

За последние годы о детском аутизме сказано достаточно много. Тем не менее воспитателям и родителям иногда трудно разобраться в научных терминах и объяснениях. Чтобы помочь им, опишем опыт работы, который может быть интересен не только родителям, но и специалистам, работающим с такими детьми - социальным работникам и психологам.
Известно, что дети с нормальным развитием активно осваивают окружающий мир, способы взаимодействия с ним, у них развиваются речь и мышление, фантазия и творческие обности, происходит становление характера. Ребенок начинает осознавать себя, придает значение эмоциональной стороне в отношениях между людьми, он выражает себя в игре, уверенно смотрит в будущее. А что же происходит у детей, страдающих аутизмом?


Аутизм1 – это, прежде всего, нарушение в развитии ребенка, которое зачастую начинает проявляться в 2 года. В этом возрасте это заметить очень тяжело, поэтому родители и даже врачи обращают внимание на такие нарушения гораздо позже, когда ребенку от 3 до 5 лет.

1 Аутизм (греч. autos – сам) – состояние психики, характеризующееся преобладанием замкнутой внутренней жизни и активным отстранением от внешнего мира.

У таких детей нет нарушений речи и слуха, т.е. все, что необходимо ребенку для общения, развивается вполне нормально. Вот только необходимости в этом самом общении (тяги к другим детям) у детей с аутическим спектром развития нет, или же она скрыта. При аутизме ребенок либо полностью игнорирует попытки завязать с ним разговор, подружиться, либо вообще избегает ситуаций, в которых возникает необ-ходимость общаться.
Поведение аутиста непредсказуемо. Понять этого ребенка порой бывает трудно, так как наблюдается острая тактильная или сенсорная чувствительность, например: резкие или непонятные ему звуки могут вызвать истерику или агрессию. Он, например, может бурно реагировать на обычные мыльные пузыри или полюбить клочок фантика или скрепку. Чтобы ощутить форму, часто трогает предметы, близко рассматривает их.
Аутисты обычно не участвуют в диалоге, говорят о себе в третьем лице, например: «Ваня хочет спать (или гулять)». Речь монотонна, без эмоций, с эхолалией (частым повторение за собеседником), движения стереотипны.
Ребенок не высказывает никаких желаний. Может часами и даже це-лыми днями сидеть в одной позе, направив взгляд в одну точку, при этом совершать самые примитивные повторные движения: раскачиваться на стуле, сосать палец, теребить одежду, барабанить пальцами, постоянно прикасаться к телу.
Обобщим основные симптомы данного заболевания:
ребенок не общается с другими детьми;
его лицо долгое время не выражает эмоций;
он не отзывается на оклик;
он не реагирует на свое имя, заданные вопросы;
его нельзя ничем заинтересовать;
наблюдается общая замедленность в движениях, действиях;
ребенок замыкается в себе;
он не просит есть;
он не хочет идти на улицу.
Именно такие проблемы нужно преодолевать, развивать в детях желание общаться, играть, проявлять заинтересованность.


* * *
Самая частая жалоба родителей - их ребенок не хочет ни во что играть, или играет как-то однообразно и странно. Однажды я прочитала рассказ одной мамы, и он впечатлил меня:
«Нас с мужем сразу насторожило то, как он играет. До года он играл со своей любимой игрушкой, большим петрушкой-неваляшкой, лежа в манеже: толкал ножками, прислушивался к различным звукам, когда она звенела, было забавно смотреть на то, как он радуется. Но со временем эта игрушка сломалась, а найти такую же нам не удалось. Сын сильно страдал и ни в какую не хотел принимать новые игрушки. Однажды он подобрал с пола случайно оброненный бумажный лист и принялся рвать его на маленькие кусочки.
Казалось, будто он прислушивается к звуку, который издавала рвущаяся бумага, и это было единственным, что могло успокоить его во время капризов. Другие игрушки он очень долго отвергал, выбрасывал их из манежа или же просто не обращал на них никакого внимания.
Но больше всего ему нравились уличные прогулки. Он с удовольствием много ходил, внимательно рассматривая все вокруг. Недалеко от нас проходила железная дорога, и постоянно, в течение трех лет, он нас туда тянул, чтобы посмотреть на проносящийся мимо поезд,  это доставляло ему особое удовольствие. Игрушки его по-прежнему не интересовали. Но мы начали обращать внимание, что он стал выкладывать на полу в ряд счетные палочки; при этом сын негромко гудел и раскачивался из стороны в сторону. Если мы пытались присоединиться к его игре,  расстраивался.
И тут нас осенило: это же игра в поезд! Сразу же купили сыну дет-скую железную дорогу. Как он этому обрадовался! Но главное то, что он с первого раза пустил нас в свою игру, позволял предлагать ему новые детали, а потом и сам увлеченно строил. Палочки как будто перестали существовать, ими он не играл больше. Мы очень рады, что смогли понять своего малыша. В дальнейшем ему стали нравиться и другие игры, причем он охотно играл и с нами, и со своей сестричкой».
Важно отметить, что в приведенном случае родители не навязывали свои варианты и условия игры, не пытались настаивать на своем, а действовали исключительно в интересах ребенка, пытались подметить и понять, что больше всего его привлекает и в чем суть этой привязанности.
У каждого маленького аутиста есть, образно говоря, свой «поезд», и задача воспитателя – его отыскать. Эта метафора стала моим спасением в работе с такими детьми.


* * *
У некоторых детей с аутическим спектром развития расстройства принимают крайне тяжелую форму: им трудно сосредоточиться, зачастую они лишены речи и способности к какой-либо целенаправленной деятельности. О сюжетной игре с такими детьми говорить не приходится. Поэтому задача ставится по-другому: развивать не способность к игре, а зачатки совместной двигательной активности, установить с ребенком элементарный тактильный контакт посредством простейших действий: например, разложить по цветам мозаику, нанизать на разные палочки колечки различных размеров и т.д.
Такую деятельность необходимо также совместить с системой поощрения. Но действовать нужно деликатно, используя только те способы, которые нравятся ребенку. К примеру, не следует ребенка гладить по голове, если он не выражает при этом признаков удовольствия, возможно, ему больше хотелось бы полакомиться кусочком печенья или конфеткой (с разрешения родителей). Я всегда сопровождаю поощрение соответствующей эмоциональной оценкой: «Молодец!», «Как хорошо у тебя получается!» и т.д.
Важна не сама фраза, а ее эмоциональный заряд. Ребенок должен почувствовать, что с вами ему лучше, что вы являетесь источником приятных ощущений и впечатлений. В конечном итоге он начнет придавать вашим словам и вам самим особое самостоятельное значение. На этой основе уже легче будет создавать более тесную форму контакта, пытаться развивать деятельность ребенка.


* * *
По мере взросления ребенка его отношения с окружающими становятся все более странными. Из-за этого «маленький принц» остается психологически изолированным от общества, он не интересуется играми, которые так любят его ровесники. В тяжелых случаях такие дети могут даже не замечать, что рядом присутствуют другие люди. Тем не менее – это не повод сдаваться.
Конечно, у нас есть своя программа, по которой мы работаем с детьми. Есть режим. В группе продленного дня мы не только играем, но и учимся, обедаем, гуляем, обслуживаем себя, познаем мир во всех его проявлениях. И это не менее важные составляющие работы, чем игра. Однако именно игра становится тем ключевым моментом, который помогает снять напряженность.
Шашки, пазлы, рисование, работа с природными материалами - я никогда не навязываю ребенку игру, в которую он будет играть. Это акт доброй воли, тот самый «поезд», где у ребенка есть свое комфортное состояние. Кто-то объединяется в группы, кто-то сам собирает пазлы, рисует… Вот Даниил уютно устроился на полу. Я его не принуждаю играть, потому что теория «поезда» подтвердилась.
Раньше Даня все время находился в стороне, размахивая карандашом, и что-то бурча себе под нос. Со стороны и подумать было нельзя, что он осмысливал все то, что мы делали с другими ребятами. Периодически я ненавязчиво предлагала ему принять участие в наших играх, но предложение оставалось без ответа. Но вот как-то мальчик сам подошел ко мне и, заглядывая мне в глаза, вдруг произнес: «Здравствуй! Давай играть в «Дельфина».» Удивительно, что он сам предложил играть и конкретно выразил свое желание, в какую именно игру он хочет поиграть. Даже запомнил ее название. Следующим шагом было желание складывать пазлы! И опять-таки со своими предпочтениями! Значит, находясь в сторонке, на «своей» территории, он изучал нас, все то, что мы проделывали с ребятами.

Дети с аутическим спектром развития очень любят музыку, могут иногда подпевать. Рисование дается с трудом из-за нарушений моторики, но все равно надо продолжать занятия. Легко и быстро учатся работать с компьютером, так как буквы и цифры означают для них знаки, которые отвечают последовательности их мышления. Увеличивать время занятия надо постепенно, иначе быстрая утомляемость вызовет бурную реакцию.
У многих аутистов, как детей, так и взрослых, может выработаться своеобразный «ритуал». Например, такому человеку, чтобы помыться в ванне, каждый раз нужен определенный объем воды, точная ее температура, одни и те же полотенце и мыло, которыми пользовался ранее. При любой попытке помешать аутисту он может наброситься с кулаками. Если оставить ребенка одного, он часами может выполнять одни и те же действия, например, включать и выключать свет (внимание больных c синдромом «маленького принца» наиболее привлекают предметы, которые можно вращать, поворачивать, открывать, закрывать). Именно поэтому желптельно воссоздавать его любимую обстановку: рабочее место с пазлами на столе, коробка с кубиками под стопкой учебников. Это может быть «мелочь», но она успокаивает воспитанника, и это – главное.


* * *
В работе с детьми с аутическим спектром развития получается все не сразу, но так и должно быть. Скорее всего, придется столкнуться с проявлением негативизма, агрессии, плачем и криком. В таких случаях нельзя терять твердости и настойчивости, тогда результаты принесут радость и детям, и родителям, и воспитателям.
После проведенной системы занятий поведение детей постепенно ста-новится упорядоченным: они перестают сбрасывать предметы на пол, понимают, для чего нужен дидактический материал, могут поднять упавшие предметы и дать взрослому. Более того, они адекватно реагируют на похвалу и запрет, проявляют интерес к совместной деятельности.
Например, Петя активно вступает в диалог с педагогами и членами семьи, интересуется новыми игрушками, книгами, сам выбирает из предложенного материала то, что хочет. А Дима старается соблюдать правила в настольных играх, например, при игре в лото, домино. У ребенка сформировались начальные навыки ролевой игры, он может уложить мишку спать, полечить животное и накормить его.
Подход к детям, при котором у них появляется выбор, позволил завоевать их доверие. Когда дети встречают меня на улице или на занятиях вне школы, они проявляют инициативу, пытаются взаимодействовать, здороваться (кричат «Привет»!).
* * *
В заключение перечислю принципы, которые я использую при организации работы с детьми.

Свобода выбора ребенка.

Многообразие игр на выбор. У меня всегда есть, что предложить ребенку, чтобы он мог определиться или дать понять, что ему больше всего интересно.

Своя зона комфорта для аутистов. Так работа идет в группе продленного дня, то у меня нет необходимости ограничивать детей в их позах, месте, где они сидят, и т.д.

Система поощрения. Для каждого ребенка свой вариант, но всегда – поддерживающие слова, эмоциональный заряд.

Все эти принципы лежат в основе развития детей с аутическим спектром развития. Среди них встречаются одаренные, даже гениальные дети. Важно своевременно выявлять способности и развивать ребенка в опреде-ленном направлении.
Важно знать, что ребенок, больной аутизмом, как все дети, показывает свою любовь и привязанность к людям, которые заботятся о нем. Однако способ выражения этих чувств отличается от обычного. Я чувствую реакцию своих воспитанников, вижу, как они «оттаивают» и начинают доверять мне. Есть над чем работать и дальше. Спасибо детям.

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
Аршатская О.С. Психологическая помощь ребенку раннего возраста при формирующемся детском аутизме // Дефектология. 2005. № 2.
Владимирова Н. Не от мира сего? // Семья и школа. 2003. № 9.
Додзина О.Б. Психологические характеристики речевого развития детей с аутизмом // Дефектология. 2004. № 6.
Иванова Н.Н. Как узнать аутизм? // Дефектология. 2002. № 2.
Красноперева М.Г. Предпосылки аутизма // Психиатрия. 2003. № 5.
Красноперова М.Г. Причины аутизма // «Психиатрия». 2004. № 1.
Манелис Н.Г. Ранний детский аутизм. Психологические и нейропсихологические механизмы // Школа здоровья. 1999. № 2.
Сарафанова И. Консультации специалистов Института коррекцион-ной педагогики РАО // Московский психотерапевтический журнал. 2004. № 1.

Хаустов А.В. Исследование коммуникативных навыков у детей с синдромом раннего детского аутизма // Дефектология. 2004. № 4.