​Патриотическое воспитание младших школьников: уроки литературы, русского языка и краеведения

  • Главная
  • Статьи на сайте
  • ​Патриотическое воспитание младших школьников: уроки литературы, русского языка и краеведения

Начальная школа

Патриотическое воспитание младших школьников: уроки литературы, русского языка и краеведения


B.C. БУТОВА,
учитель начальных классов, отличник народного просвещения, школа № 5, г. Кандалакша, Мурманская область

«Нельзя пробудить чувство Родины без восприятия и переживания окружающего мира. Пусть в сердце малыша на всю жизнь останутся воспоминания о маленьком уголке далекого детства. Пусть с этим уголком связывается образ великой Родины»,  писал В.А.Сухомлинский. Пробудить любовь к Родине, родному краю, чувство гордости за малую родину – это задача не только повседневных уроков, но и внеклассной работы: посещение музеев, походы в лес, экскурсии-поездки по родному краю и др. В экскурсионных поездках, обсуждении увиденного в них дети не только приобретают новые знания и ощущения, но и пополняют свой словарный запас, который необходим для общения на уроках русского языка, литературы, окружающего мира, краеведения.
Так, поездка в Лапландский заповедник в зимнее время года оказалась очень яркой. Школьники впервые увидели озеро Имандра, узнали, что такое заповедник. Для многих из них было открытием, что заповедник - это дикая нетронутая природа, находящаяся в своем естественном первозданном состоянии. Многие слова ребята услышали впервые. Они запомнили, что кроме оленей, медведей, белок здесь обитают бобры, росомахи, ласка, американская норка. Летом растительный покров заповедника становится очень ярким от многообразия цветов. Самые главные в заповеднике – сфагновые (болотные) мхи. Такие названия растений, как филлодоце, диапенсия впервые были услышаны детьми. Трудность их произношения не помешала многим запомнить эти названия.
На уроках литературы, краеведения, окружающего мира дети увлеченно рассказывали об увиденном в Лапландском заповеднике, активно употребляя новые названия, термины. А вспомнилось им многое: и дерево «желаний», и экологическая тропа, и ручей, бегущий в Имандру, и мостики, брошенные через ручей, и ступеньки, покрытые снегом, и сказочная тишина леса, овеянная чистым воздухом.
На уроках русского языка эти впечатления отразились в коротких рассказах, стихотворных строчках.

* * *
Я попал в сказку белого снега. Лес стоял молчаливый. Он хранил в себе много тайн. Вокруг была тишина. Под мостом журчал ручей. Он плыл в озеро Имандра.
* * *
Елочки-иголочки под снежком стоят,
А под ними зайчики веселые сидят. (Хрянина Анжелика)
* * *
По тропе идем мы,
А вокруг темно.
Вот ручей и мостик.
Как же хорошо! (Даньшина Ксения)

На факультативных занятиях мы пробуем сочинять былины. Поездка в Лапландию легла в основу одной из них.

* * *

Здесь в краю лесном живет батюшка.
Лесовик лесной, старый дедушка.
Он обходит дом утро каждое.
Навещает лес да все тешится.
Тишина вокруг - радость дедушке.
Елки спят в лесу, снегом скрытые.
А зверье его под охраною.
Под звездой большой, что с небес горит.
А оленей тьма мохом кормится.
Косолапый спит, не шелохнется.
Воздух чистый здесь, как в раю живут.
И еда им есть, и защита тут.
Все прошел старик да устал чуток.
На пенек присел и поспал часок. (Даньшина Ксения)

Для формирования навыка составления устного рассказа активно используются наблюдения, организованные на экскурсиях. Так во II классе на экскурсии в Варзугу дети увидели море, живых медведей; узнали, что слово «Варзуга» старинное, обозначающее «семга», так называли поморы самую главную и ценную рыбу, которую добывали в той самой реке, которую и называли «Семга-Варзуга». И село носит то же самое название - «Варзуга».
Посетив Варзугу, дети увидели Терский берег, на котором растет можжевельник, с синими ягодами на ветках. На этой экскурсии второклассники открыли для себя много нового о своей земле, узнали много новых слов (жемчужина, часовня, резной (голубец)  киот с иконой и др.). Увидели они и Успенскую церковь, построенную без единого гвоздя. Все это нашло «применение» на уроках литературы, где дети рассказывали об увиденном, отвечая на вопросы: «Что особенно запомнилось?», «Что удивило?», «Какие можно подобрать слова, рассказывая о лесе, о море, о береге Белого моря, наконец, о самой Варзуге, ее святынях?» От составления устных рассказов учащиеся перешли к сочинению стихов вместе с учителем, а затем было написано изложение.

Мой далекий край!
Я к тебе спешу.
Ягод можжевельника у тебя нарву. (Снопова Полина)
* * *
Море!
Ветер дует, и бежит волна.
И стоит у моря часовенька одна. (Горбунов Максим)
* * *
Здесь село большое
На реке стоит.
А вдали над лесом
Радуга горит. (Думенкова Юлия)
* * *
Мы тебе поклонимся,
Поморская земля!
Богу ты молилась,
Поэтому жива. (Даньшина Ксения)

Такое общение с природой, с родными местами учит уважать и беречь то, что веками охраняется потомками. Дети навсегда запомнили, что Варзуга не только река, где добывается рыба семга. Это прежде всего место, где живут потомки первых поморов, где построены храмы без единого гвоздя. А самое главное, дети запомнили, что Варзуга - это жемчужина Кольского полуострова, куда приезжают туристы не только из России, но и из других государств. Варзуга - это святое место, это памятник первым поморам, которые заселили берега северных рек, не боясь новых мест и сурового северного климата. Первые поморы изменили быт и культуру нашего Севера.
Посещение таких мест раскрывает простор нашей необъятной Родины в глазах детей и надолго остается в их памяти. Можно утверждать, патриотом становишься тогда, когда увиденное своими глазами становится частицей тебя самого, когда ты с радостью рассказываешь об увиденном и помнишь об этом.

Варзуга - сторонка
На реке стоит.
В дымке синеватой
Счастьем нас поит!
До земли поклон тебе,
Русская земля!
Здесь рождалась северная
Родина моя!
Святостью себя ты
Согревать могла!
Храмы защищали
Землю от врага.
Ты себя в молитвах
Освятила Богом!
Вот и рвется сердце
К твоему порогу. (В.С. Бутова)