Использование краеведческого материала на уроках

Начальная школа

Использование краеведческого материала на уроках


Т.А. СИЗОВА,
учитель начальных классов, школа № 63, г. Пермь

Краеведческие материалы в последнее время активно используются в образовании. В век высоких технологий «краеведческая нить» помогает связать нас с прошлым, увидеть настоящее и осознать будущее. Использование краеведческого материала на уроках несет большой объем знаний по различной тематике: география, животный и растительный мир, история, литература, фольклор.
Убеждена, краеведение в школе и его интеграция с другими предметами – ключ к решению проблемы эффективности урока, на таком уроке легко соединяются три важных в образовании цели: обучающая, развивающая и воспитательная. Межпредметная интеграция с использованием краеведческого материала активизирует мыслительную деятельность учащихся, вызывает у них интерес к истории города, села, происхождению фамилий, имен, названий городов, сел, рек. Грамотное использование краеведческого материала воспитывает в младших школьниках патриотические чувства, не оставляет их равнодушными к проблемам малой родины, вырабатывает активную жизненную позицию.

Цель использования краеведческого материала на уроках в начальной школе - формирование целостных знаний о родном крае, развитие творческих и исследовательских умений, воспитание любви и уважения к историческому и литературному наследию родного края.
При использовании краеведческого материала на уроках важно придерживаться определенных принципов: систематичности, доступности, наглядности, разнообразности, связи материала в учебной и воспитательной работе, взаимосвязи местного и общего исторического, географического и литературного материалов.
На таких уроках следует широко использовать наглядность; иллюстрации, фотографии, презентации, слайд-фильмы.
Интеграция элементов краеведения в другие предметы требует активных форм и методов обучения: или могут стать уроки-путешествия, экскурсии, наблюдения, устные журналы, конкурсы, викторины, эвристические беседы, творческие работы по развитию речи, упражнения по русскому языку с текстами природоведческого содержания, задачи на краеведческой основе и др.

Примерные темы уроков-путешествий - «Красота Уральских гор», «Природный заповедник «Вишерский», «Природный заповедник «Басеги»», «Путешествие по главной улице города», «Пермяк – солёные уши», «Красавица-река Вишера», «Кама – Перми начало»; устных журналов - «Старинные города Прикамья», «Кладовая земли Уральской», «Россия-матушка, Урал-батюшка», «Кунгурская ледяная пещера»; викторины - «Прикамье – край лесов», «Хозяйка Медной горы», «Это было недавно, это было давно», «Реки Прикамья».

Еще великий русский педагог К.Д. Ушинский связывал с «родиноведением» не только историю, природоведение родного края, но и изучение родного языка, поэтому важно включать в уроки отрывки из произведений местных поэтов и прозаиков, научно-популярные тексты, содержащие материал о природе и о животных родного края.

Приведем примеры упражнений с использованием краеведческого материала.

Упражнения по русскому языку II класс
Тема «Заглавная буква»
Упражнение 1
Прочитай текст.
Может быть, вы не поверите, только там, где сейчас растут леса, высятся Уральские горы и наливаются колосья ржи и пшеницы, было Пермское море.
Вскоре море стало Печорой, Камой, Вычегдой, Вяткой и другими реками. На его месте зазеленели леса, поселились звери и птицы (Е. Пермяк).

Выпиши слова, которые пишутся с заглавной буквы. Какие еще названия рек родного края ты знаешь. Запиши их названия.

Упражнение 2
Прочитай текст.
Встану, пряж… напряду,
К Иньве-реченьке пойду,
На густой с…сенушке
Спл…ту гн…здо в…ронушке.

Спиши стихотворение, вставь пропущенные буквы. Подбери проверочные слова. Обрати внимание на слово «Иньва». С какой буквы оно пишется? Почему? Написание какого слова нельзя проверить? Объясни почему?

Упражнение 3
Прочитай текст.
В Прикамье много красивых рек. На севере нашего края - это реки Вишера, Весляна, Яйва, Иньва, Коса. На юге протекают реки Сылва, Бабка, Ирень, Лысьва, Буй, Тулва, Барда.

Выпиши названия рек в алфавитном порядке. Подчеркни заглавную букву.

Упражнение 4
Прочитай текст.
Что без Камы Россия – уже не Россия,
Что без Камы Урал – не Урал. (В. Радкевич)

Спиши. Подчеркни слова, которые пишутся с заглавной буквы одной чертой.

Упражнение 5
Прочитай текст. Ставь к словам вопросы «кто?» или «что?».
Образец:
(кто?) герой сказки Капризка
(что?) город Соликамск
Город Соликамск. Река Иньва. Поэт Алексей Решетов. Озеро Чусов-ское. Писатель Лев Кузьмин. Гора Ослянка. Птичий остров Туринец. Село Карагай. Болото Большое Камское. Герой сказки Капризка. Горный хребет Кваркуш. Второклассник Иван Семенов.

Выпиши сначала слова, которые отвечают на вопрос «кто?», а затем слова, которые отвечают на вопрос «что?».

Упражнение 6
Прочитай текст.
Город Чайковский вырос на месте старинного села Сайгатка. Красив Чайковский - город энергетиков, химиков, текстильщиков и строителей. Город носит имя великого русского композитора Петра Чайковского.

Напиши ответы на вопросы.
Люди каких профессий живут городе Чайковском?
Имя какого композитора носит город?
Выпиши слова, которые пишутся с заглавной буквы. Раздели эти слова для переноса.

Упражнение 7
Прочитай текст.
В реках Вишера, Яйва, Косьва встречается редкая рыба – таймень. Таймень – камский лосось. Он очень любит быстрые воды этих рек. А отдыхает таймень в тихих омутах.

Напиши ответы на вопросы.
В каких реках встречается рыба таймень?
Какое еще название имеет рыба?
Подчеркни одной чертой слова, которые пишутся с заглавной буквы.

Упражнение 8
Выпиши в первый столбик географические названия, во второй фамилий людей.
Татищев, Пермь, Омск, Кува, Чусовая, Волга, Добрянка, Давы-дычева, Дон, Тула, Строганов, Толстой, Иньва, Кама, Чердынь. Кудымкар, Воронеж, Кунгур.

Подчеркни одной чертой названия городов, рек и фамилий людей, связанных с Пермским краем.

Упражнение 9
Напиши названия городов, в которых живут эти жители:
березниковцы – …
пермяки – …
кунгуряки – …
чердынцы – …
усольцы – …
краснокамцы – …
лысьвенцы – …
соликамцы – …

Упражнение 10
Прочитай текст.
На книжной полке стояли книги пермских писателей и поэтов: Б. Ширшова, Л. Кузьмина, В. Исаева, В. Воробьева, М. Осоргина, В. Климова, Е. Трутневой, А. Решетова, В. Телегиной.

Спиши фамилий писателей в алфавитном порядке. Произведения, ка-ких пермских писателей ты читал?


Тема «Правописание безударных гласных в корне слова»

Упражнение 1
Прочитай текст.
Снуют по Каме лодки – переправа
У б..регов – см..лой пропахший плот,
За Камой лес  з..леная дубрава,
С гр..бами, с клюквой, с кочками болот.
Е. Трутнева

Спиши, вставляя пропущенные буквы. Устно подбери проверочные слова.

Упражнение 2
Прочитай текст.
По л..сным тр..пинкам
Ходит-бродит осень.
Сколько свежих ш..шеек
У з..леных сосен!
(Е. Трутнева)
Выпиши слова с безударной гласной, подбери (где возможно) к ним проверочные слова.

Упражнение 3
Прочитай текст.
На дв..ре остались санки
И высокая г..ра.
Зимний вечер спозаранку
Прог..няет со дв..ра.
Стынут лунные д..рожки,
Дым клубится над трубой.
Е. Трутнева
Выпиши слова с пропущенными безударными гласными, подбери проверочные слова. К какому слову не удалось подобрать проверочное слово? Почему? Подбери к этому слову однокоренные слова и подчеркни орфограмму. Выдели корень.

Упражнение 4
Прочитай текст.
Взгляд к..ня – огонь лучистый,
Ну, а сам он – з..лотистый,
З..лотистый, со зв..здой
Акбузат – мой конь гнедой.
(Башкирская песня)

Спиши слова с безударной гласной, подбери к ним проверочные сло-ва. К слову «золотистый» подбери родственные слова. Обозначь ударение. Выдели корень.

Упражнение 5
Составь из данных слов предложения.
• Вишера, р..ка, красива, очень, северная.
• Живописных, много, на, скал, берегах, р..ки.
• З..мля, яг..дами, богата, и, гр..бами.
• Ст..ят, вдоль, ст..ной, густые, л..са, р..ки, чистой.
Запиши предложения, вставляя пропущенные буквы. Устно подбери проверочные слова.

Упражнение 6
Прочитай текст.
Шел в..селый п..стушок,
Он св..е б..льшое стадо
Гнал туда, куда х..тел.
В. Телегина
Спиши, вставляя пропущенные буквы. Подбери проверочные слова. Подбери к слову «пастушок» родственные слова. Выдели в них корень.


Использование краеведческого материала на уроках математики активизирует мыслительную деятельность, развивает познавательный ин-терес и способствует исследовательской деятельности ученика. Приведем примеры задач.

Задача 1
Пермская земля является местом находки первого алмаза в России. 182 года назад мальчиком Павлом Поповым был найден первый алмаз. В каком году был найден первый алмаз? В каком году исполнится 200 лет со дня находки первого алмаза?

Задача 2
В Перми в начале 20 века проживало 100 000 человек из них 22 000 в рабочем поселке Мотовилиха. Сколько человек проживало в других районах Перми? Запишите последующее и предыдущее число по отношению к 100 000 и 22 000.

Задача 3
1980 году Кунгурскую пещеру посетило максимальное количество 202 481. В 1994 году пещеру посетили 51 400 человек. На сколько человек меньше посетило пещеру в 1994 году, чем в 1980 году?

Задача 4
В городе Краснокамске проживает 60 500 человек, в Кунгуре на 13 200 человек больше, чем в городе Краснокамске, а в городе Чусовом на 21 200 человек меньше, чем в городе Кунгуре. Сколько человек проживает в городе Кунгуре и городе Чусовом?

Задача 5
В поселке Ергач находится колония грачей. На 1кв. км кормятся 42 пары грачей. Сколько будут кормиться грачей на 4 кв. км? на 7 кв. км?

Неактивен