Оформи электронную подписку на журнал и читай его первым!
Научно-методический журнал России (создан в 1933 г.) Журнал «Начальная школа» является уникальным методическим пособием, универсальным по своему характеру: в нем публикуются материалы по всем предметам и курсам для каждого класса начальной школы, официальные документы Министерства образования и науки РФ.


Статьи26 июня 2014

​Кружок «Экология человека»

Кружок «Экология человека»

Пояснительная записка

Л.Д. ЛАСКИНА, Н.В. НИКОЛАЕВА,
учителя начальных классов, школа-сад № 3, г. Волгоград

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением, в том числе и через внеурочную деятельность. Внеурочная деятельность организуется по пяти направлениям развития личности: спортивно-оздоровительное, общеинтеллектуальное, общекультурное, духовно- нравственное, социальное. Мы предлагаем программу кружка «Экология человека» для реализации общеинтеллектуального направления. В нашей школе экспериментальная проверка этой программы проходит успешно.
В современных условиях проблема экологического воспитания детей младшего возраста очень актуальна. Дети этого возраста проявляют любознательность и живой интерес к познанию мира природы и человека (как части экологической системы), что создает определенные условия для эффективного экологического образования на этом возрастном этапе. Основу изучения курса «Экология человека» составляют знания о природе, человеке, обществе.
Образовательная программа «Экология человека» направлена на формирование у школьников ответственного отношения к окружающей среде, к себе, окружающим людям. В то же время содержание программы составлено с учетом возрастных и психофизиологических особенностей учащихся начальной школы.
Цель программы: сформировать у обучающихся целостный взгляд на окружающий мир и взаимодействие человека с этим миром для сохранения! своего здоровья и здоровья окружающей среды.
Задачи:
1. Формирование осознанного отношения младших школьников к своему физическому и психическому здоровью на основе целостного подхода путем передачи учащимся знаний, необходимых для развития здоровьесберегающего мышления и ориентации на здоровый образ жизни.
2. Формирование представления о здоровом образе жизни.
3. Формирование осознанных представлений о нормах и правилах поведения в природе и их соблюдение в своей жизнедеятельности.
4. Формирование важнейших социальных навыков, способствующих успешной социальной адаптации, а также профилактике вредных привычек и девиантных форм поведения.
5. Формирование системы необходимых минимальных навыков поведения в ситуациях, представляющих опасность.
6. Формирование целостной картины окружающего мира, знакомство с взаимосвязями жизнедеятельности человека и природы, человека и общества.
7. Воспитание ответственного отношения к своему здоровью, природе, жизни.
8. Развитие экологического мышления и экологической грамотности.
9. Развитие потребности добывать знания из разных источников информации энциклопедий, справочников, телепередач, научно-популярной литературы); учиться делать собственные наблюдения, организовывать опытно-экспериментальную деятельность.

Содержание программы
1 год обучения. «Экология и мы» (теория - 14ч., практика - 19 ч.).
2 год обучения. «Экология жилища и одежды» (теория - 24 ч., практика - 10 ч.).
3 год обучения. «Экология питания» (теория - 29 ч., практика - 5 ч.).
4 год обучения. «Экология родного края» (теория - 20 ч., практика -13 ч.).

Программа «Экология человека» предполагает проведение занятий один раз в неделю. По своей структуре занятия состоят из следующих частей:
- актуализация имеющегося опыта и житейских знаний (в этой части применяются различные психологические упражнения в том числе «мозговой штурм», а также стимулирующие аудиоматериалы);
- формирование новых представлений (осуществляется с использованием психологических игр, творческих этюдов, элементов психодрамы);
- отработка личной стратегии поведения («аукционы идей», выполнение проектных и исследовательских работ, а также другие способы решения проблемных ситуаций);
- осмысление полученного опыта, рефлексия («продолжи фразу» и другие).
Универсальные компетенции, формирующиеся в процессе освоения содержания программы:
- умение организовывать собственную жизнедеятельность по достижению состояния полного благополучия;
- умение взаимодействовать с окружающим миром, со сверстниками и взрослыми для сохранения и укрепления личного и общественного здоровья как социокультурного феномена;
- умение доносить информацию по взаимодействию природы и человека в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.
Личностные результаты изучения программы:
- активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах сохранения и укрепления личного и общественного здоровья;
- проявление экологосообразного поведения для сохранения и укрепления своего здоровья и здоровья окружающей среды;
- оказание бескорыстной помощи своим сверстникам и окружающим людям сохранении и укреплении своего здоровья во всех его проявлениях.
Метапредметные результаты изучения программы:
- характеристика понятий «экология», «экология жилища и одежды», «экология питания», «экология родного края»;
- обеспечение защиты и сохранения своего здоровья и здоровья окружающей среды;
- планирование и организация самостоятельной деятельности (учебной и досуговой) с учетом требований сохранения и совершенствования экологосообразного поведения;
- анализ и объективная оценка результатов собственной деятельности с точки зрения возможных рисков нарушения здоровья и окружающей среды;
- управление своим эмоциональным состоянием при общении со сверстниками и взрослыми с целью сохранения эмоционального благополучия.
К концу обучения по этой программе обучающиеся должны знать: значение растений и животных в жизни человека, правила ухода за ними; организмы, приносящие ущерб хозяйству человека, и меры борьбы с ними; разносторонние связи человека с окружающей природной средой (человек - существо природное и социальное); нормы здорового образа жизни; правила безопасного поведения в природе и обществе; условия, влияющие на сохранение здоровья и жизни человека и природы; правила гигиены и ее значение в жизни человека; влияние на развитие организма вредных привычек; иметь представление о разнообразии и значении лекарственных растений края, знать правила их сбора в лечебных и оздоровительных целях, рецепты применения; историю возникновения человеческого жилья; значение питания в жизни человека, роль экологически чистых продуктов; влияние природных условий на внешний вид человека; функциональное, эстетическое и экологическое назначение парковой зоны в городском массиве; функциональное и эстетическое значение одежды человека; должны уметь: устанавливать связи между человеком, миром, созданным им и природой, понимать какое влияние оказывает на современного человека достижения науки и техники, выполнять правила поведения в природе; применять теоретические знания при общении с живыми организмами и в практической деятельности по сохранению природного окружения и своего здоровья; ухаживать за культурными растениями и домашними животными; вести здоровый образ жизни; заботиться об окружающей среде, об улучшении качества жизни; предвидеть последствия деятельности людей в природе; улучшать состояние окружающей среды (жилища, двора, улицы, ближайшего природного окружения).

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


1 класс
Введение
1. Вводное занятие. Беседа о правилах безопасного поведения на занятиях кружка.
во время практических работ. Экология человека (1 час теория).
2. Беседа о летних встречах с природой. (1 час теория)
3. Практическая работа на пришкольном участке (1 час практика)
4. Наблюдение за живой и неживой природой. Первые признаки осени (1 час практика)

Экология и мы
5. Экология человека в большом городе (1 час теория).
6. Практическая работа на пришкольном участке (1 час практика).
7. Здоровый образ жизни и его составляющие(1 час теория). .
8 Режим дня как одна из составляющих частей здорового образа жизни (1 час теория).
9 Практическое занятие по составлению режима дня (1 час практика).
10 Наблюдение за живой и неживой природой (1 час практика).
11 Вредные привычки и их влияние на развитие организма (1 час теория).
12 Дым, уносящий здоровье. Нет наркотикам.(1 час теория)
13 Лекарственные растения в жизни человека. Из истории использования (1 час теория).
14 Виды лекарственных растений нашего края.(1 час теория )
15 Практическая работа. Правила и способы использования лекарственных растений.(1 час практика)
16 Какие правила необходимо соблюдать при сборе лекарственных растений.(1 час теория)
17 Практическое занятие - тренинг по распознаванию лекарственных растений (1 час практика).
18 Викторина «Угадай лекарственное растение»(1 час практика).
19 Сюжетно-ролевая игра «В гостях у Айболит» (1 час практика).
20 Практическая работа. Комнатные растения. Уход за ними. (1 час практика).
21 Движение - это жизнь. Утренняя гимнастика - заряд бодрости на целый
день. Составление комплексов утренней гимнастики. (1 час практика).
22 Конкурс-состязание «Чей комплекс лучше». (1 час практика).
23 Наблюдение за живой и неживой природой. (1 час практика)
24 Роль спорта в жизни человека. (1 час теория)
25 Защита проекта «Мой любимый вид спорта». (1 час теория)
26 Мини-олимпиада «Быстрее, выше, сильнее». (1 час практика)
27 Наблюдение за живой и неживой природой. (1 час практика)
28 Практическая работа на участке. Готовим участок к посеву семян. (1 час практика)
29 Гигиена и ее значение в жизни человека. Гигиена полости рта. Уход за
волосами. (1 час теория)
30 Закаливание. Виды закаливания. (1 час теория)
31 Наблюдение за живой и неживой природой. (1 час практика)
32 Подготовка к празднику «Будь здоров!» (1 час практика)
33 Праздник «Будь здоров!» (1 час практика)


II класс

Экология жилища и одежды
1 Вводное занятие. Беседа об охране труда жизни и деятельности при про-
ведении практических занятий кружка «Экология человека».
Из истории возникновения человеческого жилья. (1 час теория)
2 Влияния природных условий на внешний вид человеческого жилья. (1 час теория)

3 Современные различия городских и деревенских построек. (1 час теория)

4 Наблюдение за живой и неживой природой. (1 час практика)
5 Современные городские постройки, внешний вид, функциональное назначение, соблюдение экологических норм. (1 час теория)
6 Экскурсия по микрорайону. (1 час практика)
7 Экология нашего двора. (1 час теория)
8 Конкурс проектов «Двор будущего». (1 час практика)
9 Парковая зона (1 час теория).
10 Функциональное, эстетическое и экологическое назначение парковой зоны в городском массиве. (1 час теория)
11 Коллективное панно из листьев деревьев парка.(1 час практика)
12 Парк будущего.(1 час теория)
13 Наблюдение за живой и неживой природой.(1 час практика)
14 Экология жилища городского жителя. (1 час теория)
15 Воздух квартиры.Способы его очистки. (1 час теория)
16 Роль и значение комнатных растений в поддержании нужного микроклимата.(1 час теория)
17 Тепло в квартире. Умей его сохранять.(1 час теория)
18 Чистота и уют квартиры - необходимый залог физического и эмоционального здоровья (1 час теория).
19 Домашние животные в квартире.(1 час теория)
20 Необходимый уход за домашними животными - условие экологической чистоты квартиры.(1 час теория)
21 Выставка рисунков, фотографий своих питомцев.(1 час практика)
22 Наблюдения за живой и неживой природой. (1 час практика)
23 Одежда человека. Функциональное и эстетическое значение.(1 час теория)
24 «Из чего же, из чего же сделаны наши одежды».(1 час теория)
25 Экологическая одежда - что это значит?(1 час теория)
26 Сюжетно-ролевая игра «Одеваем куклу».(1 час практика)
27-28 Практическая работа на школьном участке. Окапывание и побелка деревьев.(2 часа практика)

29 Вода в доме. Ее значение в жизни человечества.(1 час теория)
30 Очищение воды. Промышленные и домашние способы очищения воды.(1 час теория)
31 Нужно ли беречь воду? (1 час теория)
32 Посещение планетария.(1 час практика)
33 Подготовка к защите проектов по теме «Экология жилища и одежды».(1 час теория)
34 Защита проектов по теме «Экология жилища и одежды». (1 час практика)

III класс

Экология питания

1 Вводное занятие. Беседа об охране труда жизни и деятельности при проведении практических занятий кружка «Экология человека».(1 час теория)
2 Для чего мы едим. Значение питания в жизни человека.(1 час теория)
3 Органы пищеварения.(1 час теория)
4 Наблюдения за живой и неживой природой.(1 час практика)
5 Из чего состоит наша пища.(1 час теория)
6 Энергия пищи. Из чего что получаем.(1 час теория)
7 Витамины. Их значение для человека. (1 час теория)
8 Минеральные вещества.(1 час теория)
9 Зачем нужна клетчатка? (1 час теория)
10 Вода и ее значение в жизни человека. (1 час теория)
11 Как утолить жажду или какая вода полезнее? (1 час теория)
12 Самые полезные продукты. (1 час теория)
13 Упакованная и консервированная пища. (1 час теория)
14 Пищевые добавки: за и против. Безопасность питания. (1 час теория)
15 Наблюдения за живой и неживой природой. (1 час практика)
16 Где и как готовят пищу. (1 час теория)
17 Экологически чистые продукты. (1 час теория)
18 Плох обед, если хлеба нет. (1 час теория)
19 Путешествие с хлебным зернышком «От зерна до каравая». Блюда из зерна. (1 час теория)

20 Молоко и молочные продукты. Откуда к нам оно пришло вкусное молоко. (1 час теория)

21 Как правильно накрыть стол. (1 час практика)
22 Как правильно есть? Что нужно есть в разное время года. (1 час теория)

23 Что и как можно приготовить из рыбы. (1 час теория)

24 Дары моря. Полезные свойства и блюда из них. (1 час теория)

25 Овощи, ягоды и фрукты - самые витаминные продукты. Где найти витамины? (1 час теория)

26 Какую пищу можно найти в лесу. Ягоды. Их витаминная ценность. (1 час теория)

27 Грибы. Значение грибов для человека. (1 час теория)

28 Орехи. Разные виды и пищевая ценность. Витаминные, съедобные травы. (1 час теория)

29 Пища и зубы. Что им нравится. (1 час теория)

30 Практическая работа на школьном участке. Окапывание, побелка деревьев, формирование грядок. (1 час практика)
31 Как правильно питаться, если занимаешься спортом. (1 час теория)

32 Болезни, связанные с питанием. (1 час теория)

33 Вес и контроль за весом. (1 час теория)

34 Защита проекта по теме «Экология питания». (1 час практика)

IV класс

Экология родного края

1 Вводное занятие. Беседа об охране труда жизни и деятельности при проведении практических занятий кружка «Экология человека». Волга  великая русская река. (1 час теория)
2 Волжский бассейн: флора и фауна прибрежных районов, водные богатства реки. (1 час теория)
3 Экологические проблемы Волги. (1 час теория)
4 Что мы пьем? Проблемы пресной воды. (1 час теория)
5 Очистительные сооружения и их значение в сохранении окружающей среды. (1 час теория)
6 Вода живая и вода мертвая.(1 час теория)
7 Чем мы дышим. Наблюдение за живой и неживой природой. (1 час практика)
8 Как уменьшить загрязнение. (1 час теория)

Жизнь в большом городе
9 Чистый город и наше здоровье. (1 час теория)
10 Парковые зоны в городе и вокруг него. (1 час теория)

11 Птицы в городе. (1 час теория)

12 Животные в городе. Проблемы выживания рядом с человеком. (1 час теория)

13 Домашние животные. (1 час теория)

14 Ролевая игра «Это все - кошки». (1 час практика)
15 Викторина «Собаки - наши друзья». (1 час теория)

16 Проект по теме «Защита животных». (1 час практика)

17 Бактерии и вирусы. Борьба с болезнями. (1 час теория)

18 Наблюдение за живой и неживой природой. (1 час практика)

19 Круглый стол «Моя помощь родному городу». (1 час теория)

20 Охраняемые животные и растения. Заповедные территории России. (1 час теория)

21 Красная Книга Волгоградской области. (1 час теория)

22 Растения-путешественники. (1 час теория)

23-24 Практическая работа. Условия прорастания семян. (2 часа практика)

25-26 Практическая работа. Условия роста рассады. (2 часа практика)

27 Наблюдение за пробуждением природы. (1 час практика)

28 Практическая работа. Огород на подоконнике. (1 час практика)

29-30 Практическая работа. Окапывание деревьев, оформление грядок. Побелка деревьев. (2 час практика)

31 Практическая работа на участке. Полив, рыхление, прополка. (1 час практика)

32-33 Подготовка к заключительному празднику «Экология человека» (2 часа теория)
34 Праздник «Экология человека». (1 час практика)


Рекомендуемая литература
Энциклопедия. Биология. М.: Аванта, 1995.
Плешаков А.А. Зеленый дом. От земли до неба. М.: Просвещение, 1998.
Поглазова О.Т. Методические рекомендации. Интегрированный курс. Смоленск: Ассоциация 21 век, 2001.
Экология. Город. Здоровье. Азбука экологической безопасности. Волгоград, 2001.
Я познаю мир. Экология; Энциклопедия. М.: ACT, Астрель, 2006.
Тайны природы. Детская энциклопедия. М.: Махаон, 2007.
Животные. Детская энциклопедия. М. Махаон, 2007
Большая энциклопедия природы для детей. М.: Гриф-фонд, Межкнига, 1994.
Мартынов С.М. Овощи + фрукты + ягоды = здоровье. М.: Просвещение, 1993.
Я познаю мир. Животные. М.: ACT, Астрель, 2000.
Кошки. Энциклопедия. Что есть что. Берлин. 1991.
Егорова Т.Г. Птицы в городе, рядом с нами. М.: Школьная Пресса, 2002.
Плешаков А.А. Зеленые страницы. М.: Просвещение, 1995.
Они должны жить. Птицы. М.: Лесная промышленность, 1984.
Природа вокруг тебя. Экология цивилизации. Волгоград: Книга, 1995.
Емельянов И.В., Околелова А.А. Экологическая азбука. Волгоград: Книга, 1994.
Атлас экологии планеты Земля. Волгоград: Книга, 1994.
Шустова И.Б. Азбука. Звери и птицы России. М.: Дрофа, 2006.
Шустова И.Б. Азбука. Растения России. М.: Дрофа, 2006.
По страницам Красной книги. Волгоград: Волгоград, 2007.
Красная книга. Редкие и охраняемые растения и животные Волгоградской области. Волгоград, 1992.

Комментарии

Пока не добавлено ни одного комментария.
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.