Сочинение-миниатюра

Начальная школа

Сочинение-миниатюра

(из опыта работы)

Н.И. СЛИМАК,
учитель начальных классов, школа 1011, Москва

Большую роль в развитии речи учащихся играют сочинения-миниатюры. Особенность этого жанра заключается в том, что нужно двумя, тремя предложениями раскрыть тему, создать запоминающийся художественный образ. Практика показывает, что миниатюру создать достаточно трудно, так как она требует лаконизма, выразительности, точности в подборе слов.
Целесообразнее всего начинать с устных миниатюр. Например, запи-сывая текст под диктовку, ученики должны придумать его концовку. Предварительно обсуждается тема, идея, при необходимости стиль и тип речи. Выслушиваются несколько вариантов, затем задается вопрос: «Какой вариант вам кажется лучше и почему?». Такая работа на первых порах может отнять время от изучения грамматической темы, но результат не замедлит сказаться.
Темой для устных, а потом и письменных миниатюр может быть любое жизненное явление, любой предмет. Причем тема может предлагаться заранее, а может экспромтом. Но в любом случае внимание учеников обращается на удачные фразы, подмечаются и исправляются речевые недочеты. Интерес представляет своеобразное соревнование между учителем и учеником, когда учащиеся слышат миниатюры учителя и предлагают свои миниатюры. Победителем становится тот, чьи миниатюры, по мнению класса, лучше.
Перед составлением сочинения-миниатюры ученики выполняют ряд заданий:
1. Подобрать красочные определения (дана таблица со словами: день, воздух, солнце, снег, иней, лес, ель, сосна). Воздух свежий, морозный, чистый, колючий, обжигающий.

2. Ответить на вопросы, подобрав сравнения: Как переливается снег? Как сверкают снежинки? и т.д.
Ученики отвечают: снег, как сахар; снежинки, похожие на цветочки, звездочки.
Однажды во время урока за окном началась настоящая круговерть. Ученики «прилипли» к окну, урок был остановлен и несколько минут все наблюдали за происходящим. Затем ученики отвечали на вопросы:
- Из-за чего кружится снег? (Из-за ветра.)
- Какими глаголами можно описать действия ветра? (Крутит, бушует, бросает.)
- Ветер какой? (Злой.)
- Как идет снег? (Сплошной стеной, ничего не видно.)
- Какими словами опишем действия снега? Как он шел? (Снег идет, валит, сыплет, падает.)
- Какое из этих слов наиболее точное? (Валил.)
- Почему снег валил с неба? (Тучи затянули небо.)
- Какие тучи? (Мрачные, снеговые, тяжелые, свинцовые.)
- Какое определение подойдет больше, чтобы показать, что тучи полны снегом, что из них валит снег? (Снеговые.)
Затем ученики составили устный рассказ «Погода за окном». На сле-дующем уроке ученикам было предложено написать сочинение-миниатюру о происходящем за окном. Заголовок они подбирали сами: «Погода за окном», «Круговерть», «Метель», «За окном метет» и др. Было предложено начало рассказа: «Я заметил…»
Рассказ Побегайленко Володи:
«Я заметил, что в классе стало темнее. Посмотрел в окно, а там на-стоящая метель. Тяжелые снеговые тучи заволокли небо. С неба валит снег. А злой ветер кружит снег и кусками кидает его на землю».
После проверки работ отмечаем выразительность ряда работ (например, в работе Побегайленко Володи «ветер злой», «снег валит»). Говорим о необходимости проводить идею в работе. Например, у Насти Климовой первое предложение: «Какое сегодня утро!» - требует доказательств неповторимости явления, а ученица просто перечисляет: идет густой снег, наметают сугробы, начинает темнеть.
Неповторимость этого утра не передана.
На примере работы Саши Бабиной показываем, как следует конструировать сложные предложения. Ученики узнали о том, что соединить два предложения можно с помощью одного из слов (потому что, который и т.д.). И в этом случае высказывание получится точнее, выразительнее.
Сравните:
1. Причудливыми узорами сверкают на солнце ледяные веточки. Ве-точки нарисовал на окнах мороз.
2. Причудливыми узорами сверкают на солнце ледяные веточки, которые нарисовал на окнах мороз.
Очень важно настроить школьников на творческую волну: поделиться своими мыслями, прочитать стихотворения или прозаический фрагмент. Например, перед написанием миниатюры «Моя мама», ученики послушали фрагмент из рассказа Юрия Яковлева, где он пишет о своей маме:
«Мама…закрой глаза и прислушайся. И ты услышишь мамин голос, он живет в самом тебе, такой знакомый, родной. Его не спутают ни с одним другим. Даже когда станешь взрослым всегда будешь помнить мамин голос, мамины руки. Я люблю смотреть, когда мама улыбается. Лицо у нее круглое, ямочки на щеках, а глаза ясные синие…». Внимание учеников обращается на необходимость подбора точных слов, способных передать неповторимость предмета, явления, всю полноту чувств.
Вот примеры некоторых миниатюр, созданных учениками.

Ожидание весны

Как надоела зима!
Холодный ветер, пасмурные дни не радуют. Но все плохое когда-нибудь кончается. Уйдет зима, наступит яркая теплая голубая и веселая весна. Я жду ее. (Захаренко Софья)

Изучая тип речи - описание, его особенности, приношу на урок живой цветок или игрушку. Ставлю цветок в вазу и предлагаю тему: «Ветка гвоздики», но перед работой беседую с учениками, как приятно среди зимы увидеть это живое, розовое чудо.

Ветка гвоздики
В вазе прекрасный цветок. У него темно-зеленый стебелек с продолговатыми листьями. На нем держаться красивые розовые бутоны. Приятно смотреть среди зимы на этот нежный цветок. (Романова Анастасия)

На уроках развития речи, когда изучается употребление глагольных форм в художественном повествовании, ученики составляли миниатюры на тему «Я собираюсь в школу».

Я собираюсь в школу
С трудом открываю глаза. Еле-еле встаю с кровати, плетусь в ванную, умываюсь там, а потом иду одеваться, ем кашу, пью чай очень медленно. Думаю, как пройдет день. Затем иду в школу. (Афонькин Никита).

Все составленные миниатюры обязательно требуют анализа и корректировки. Ученики должны научиться не только отмечать неудачные места в своих сочинениях, но и уметь восхищаться удачным словом, словосочетанием, предложением.