Оформи электронную подписку на журнал и читай его первым!
Научно-методический журнал России (создан в 1933 г.) Журнал «Начальная школа» является уникальным методическим пособием, универсальным по своему характеру: в нем публикуются материалы по всем предметам и курсам для каждого класса начальной школы, официальные документы Министерства образования и науки РФ.


Статьи26 июня 2014

Урок–мастерская по рассказу В. Ю. Драгунского «Друг детства»

Урок–мастерская по рассказу В. Ю. Драгунского «Друг детства»

УМК «Школа России». Литературное чтение. III класс

И.В. МАЛКОВА,
учитель высшей квалификационной категории, малокомплектная школа, д. Лесниково, Советский район, Кировская область

Педагогическая мастерская - это форма обучения, которая создает условия для восхождения каждого участника к новому знанию и новому опыту путем самостоятельного или коллективного открытия, движения от осознания личного опыта к опыту национальной и общечеловеческой культуры в свободной деятельности. Результатом работы в мастерской становится не только реальное знание или умение, но и сам процесс постижения истины, создание творческого продукта, сотрудничество и сотворчество.
Для уроков и внеклассных занятий в начальной школе можно использовать все виды мастерских. Здесь возможна связь различных предметов - музыки, литературы, изобразительного искусства, истории и других. Занятия можно проводить по определенной теме или по определенному произведению, по творчеству писателя, поэта, композитора и т.д. Главное, чтобы был «продукт» мыслей, которые появляются в конце работы мастерской.
Целью мастерских ценностных ориентаций является создание опыта сотворчества, в котором «переживаются» нравственные, эстетические, социальные ценности, происходит их принятие человеком, формируется отношение к «человеческому в человеке».

Тема урока: «В.Ю. Драгунский «Друг детства».
Технология: педагогическая мастерская.
Цель мастерской: воспитание любви и уважения к слову, развитие широты ассоциаций; передача духовного опыта в активной форме; вовлечение учащихся в написание текста на основе знакомства с произведением В.Ю. Драгунского «Друг детства», отрывками из воспоминаний А.И. Цветаевой, использования собственного опыта детей.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Общедидактическая цель: создать условия для осознания, осмысления новых знаний.
Образовательная цель: познакомить с произведением В.Ю. Драгунского «Друг детства»; актуализировать и обогатить субъективный опыт учащихся через знакомство с новыми произведениями и создание своих творческих работ.
Развивающая цель: содействие развитию индивидуальности ученика (индивидуальных познавательных процессов, творческих способностей, поведения в ситуации выбора); развитие речи (обогащение словарного запаса, усиление коммуникативных свойств речи), развитие ассоциативного мышления; развитие умения работать в группе, доброжелательности по отношению к товарищам, коммуникативных и информационных умений.
Воспитательная цель: формирование потребности учащихся в обогащении нравственными, культурными и духовными ценностями; воспитание способности сопереживать, радоваться, восхищаться, дружить.
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная; групповая; индивидуальная.
Ведущий вид деятельности: познание и осмысление.
Методы и приемы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, проблемный.
Средства обучения: информационные (Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова «Родная речь» учебник для 3 класса нач. шк. в 2 частях, М.: Просвещение, 2006 ); иллюстрации; раздаточный дидактический материал: распечатки отрывков «Из воспоминаний» А.И. Цветаевой; диск с записями песни); технические (музыкальный центр).
Прогнозируемый результат: умение выразить свои чувства, эмоции, переживания в ходе создания индивидуального продукта - воспоминания «Друг дет-ства» (в виде рисунка или мини-сочинения).



Этап «Индуктор»

Мастер. Продолжите, пожалуйста, предложение: «Это мой ... лучший друг (друг детства)».
Участники мастерской дают свои варианты ответов.
Мастер. Кто для вас самый лучший друг? Послушайте песню и скажите, кто самый лучший друг для девочки?
Слушают отрывок, можно раздать слова песни «Кукла Лида» музыка и слова И. и Е. Челноковых.
Мастер. Определим тему нашей мастерской - «Друг детства».

Этап «Самоконструкция» (запись слов по ассоциации, социоконструкция)

Мастер. А у вас есть друг детства? Закройте глаза, вспомните свои игрушки. Запишите их названия на клейкие листочки и прикрепите их к доске.
Обведите на листочке свою ладонь. Потом выберите одну из игрушек, лежащих на столе (мягкие игрушки, мячик, куклы, машинки), подержите ее в руках, это поможет вам вспомнить и пережить радость от игрушек в детстве. Напишите на бумажной ладошке названия возникших чувств.

Участники мастерской работают в группах (записывают слова, дополняют, используя опыт и ассоциации других).
Социализация («Прочитайте вслух в группе те слова, которые вам понравились, запишите их»), актуализация личного опыта, обсуждение в группах с использованием материалов работы других участников, диалог участников групп, афиширование.

Первый этап работы с материалом

Мастер. Сегодня мы часто говорим слово «вспомните», а что значит слово «воспоминание»?
Участники мастерской находят ответ в словаре или формулируют сами.
Мастер. У вас на столах лежат отрывки из воспоминаний Анастасии Ивановны Цветаевой о своих игрушках: лошадках и мячике. Прочитайте тот отрывок, который вам понравился.
Участники мастерской читают текст ( или слушают чтение одноклассников).

Этап «Промежуточная рефлексия»

Мастер. Поделитесь своими впечатлениями от прочитанного в группах.
Участники мастерской слушают, сравнивают свои впечатления с впечатлениями одноклассников. Самокоррекция деятельности.
Мастер. Где сейчас ваши «друзья детства»?
Участники мастерской отвечают, слушают, сравнивают ответы. Самокоррекция.


Этап «Пластика»
Физкультминутка - имитация движений игрушек (тряпичная кукла, оловянный солдатик).

Второй этап работы с материалом (обращает к новой информации)
Мастер. Сейчас мы познакомимся с рассказом В.Ю. Драгунского, который так и называется «Друг детства».
Социализация
Работа по вопросам и выборочное чтение, обсуждение рассказа.
Мастер. Вы прочитали еще один из рассказов В.Ю. Драгунского о Дениске. Почему автор так озаглавил свой рассказ? Кем хотел стать Дениска? Осуществит ли мальчик свое желание? Что вспомнил Дениска, когда разглядывал мишку? Как он относился к мишке, как называл его? Какие строки рассказа говорят о том, что малышу был дорог облезлый, плюшевый мишка с разными глазами? Почему Дениске был дорог этот мишка? Какую мысль мы положим в «Кузовок важных мыслей»? Что общего в воспоминаниях А.И. Цветае вой и в произведении В.Ю. Драгунского? Как вы считаете, для чего нужны воспоминания?– Я попрошу вас вспомнить то время, когда вам было 5-6 лет, когда вы были дошкольниками. Вы все играли в игрушки. И, конечно, какая-то из них была самой любимой. Опишите ее, вспомните, как вы с ней играли, что чувствовали в это время, почему она была вашей любимой игрушкой. Расскажите, что с ней стало потом. Храните ли вы ее до сих пор? Вы можете нарисовать ее и написать о ней. У нас получится небольшой альбом из воспоминаний, который мы так и назовем: «Друг детства».
Участники мастерской пишут и (или) рисуют, используя записи на своих листочках.

Этап «Социализация»
Мастер. Прочитайте в группах свои работы, выберите того, кто будет читать работу.
Участники мастерской обсуждают в группе работы, выбирают того, кто будет читать. Афиширование работы.

Афиширование
Мастер . Кто еще хочет прочитать свою работу? (Стоит выслушать всех желающих.)
Участники мастерской вывешивают свои рисунки, читают работы.
Заключительное слово мастера.
В группах идет самокоррекция, сравнение своего мнения с мнением других участников группы, подводится творческий итог работы.

Рефлексивный этап
Мастер задает вопросы каждому участнику.
- Какой момент работы показался вам наиболее трудным (легким)?
- Какую мысль вы уносите из мастерской?
- Что в работе группы вам помогало (что мешало?)
- В какой момент мастерской вы бы могли сказать себе: «Молодец, умница»?
- Какой этап работы мастерской доставил вам радость?
Авторефлексия.


-


ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
Галицких Е.О. Диалог в образовании как способ становления толерантности. М.: Академический Проект. 2004.
Мастерская ценностных ориентации: опыт воспитания личности: Ме-тодическое пособие. / Под редакцией Е.О. Галицких. Киров: Изд-во ИУУ, 2002.
Палитра мастерской: Материалы научно-практических семинаров. Сборник № 6. СПб. 2000.
Хижнякова О.Н. Технология педагогических мастерских в практике начальной школы // Начальная школа. № 9 2007. С. 46-50.

Комментарии

Пока не добавлено ни одного комментария.
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.