Оформи электронную подписку на журнал и читай его первым!
Научно-методический журнал России (создан в 1933 г.) Журнал «Начальная школа» является уникальным методическим пособием, универсальным по своему характеру: в нем публикуются материалы по всем предметам и курсам для каждого класса начальной школы, официальные документы Министерства образования и науки РФ.


Статьи30 июня 2014

В гостях у коротышек

В гостях у коротышек

Игра-конкурс. I-II классы

Е.А. ГОРЯЧЕВА,
учитель начальных классов, школа № 14, г. Новочеркасск

Эпиграфом к празднику могут стать слова В.П. Катаева: «У талантливого человека вечно юная, детски чистая, чудесная душа».

Ведущий. 22 ноября 1908 года в Киеве родился замечательный детский писатель Николай Николаевич Носов. Его отец был актером. Николай Носов закончил школу-семилетку. После школы работал чернорабочим на бетонном заводе в украинском поселке Ирпень, потом – на кирпичном заводе в городе Буча. В 19 лет он поступил учиться в Киевский художественный институт, но в конце 1920-х годов перевелся на режиссерский факультет Государственного института кинематографии, который закончил в 1932 году. Более двадцати лет Н. Носов отдал режиссерской работе в кино, создавая научные, учебные и мультипликационные фильмы. В годы Великой Отечественной войны за серию военно-технических картин режиссер был награжден боевым орденом Красной Звезды.
Литературный дебют Николая Носова состоялся в 1938 году. В детском журнале «Мурзилка» был опубликован один из его рассказов, которые он придумал для своего маленького сына.
В 1945 году вышел первый сборник рассказов Н. Носова «Тук-тук-тук», а через год – еще один сборник «Ступеньки». Известность детскому писателю принесла повесть «Витя Малеев в школе и дома», вышедшая в 1951 году. В 1952 году она была удостоена Государственной премии СССР, а в 1955 году по повести был снят кинофильм «Два друга».
Николай Николаевич Носов умел весело и шутливо рассказывать о серьезных и важных делах. Огромным успехом у юных читателей пользуется трилогия о Незнайке.
Незнайка – мальчишка-сорванец, который из-за собственного неумения и зазнайства все время попадает в самые разные истории. Незнайка подвижен, любопытен, открыт, общителен и не лишен талантов. Встретившись с ним хотя бы раз, его невозможно забыть. Вызывающе пестрый и яркий наряд и нестандартное поведение выделяют его в любой толпе. Кроме того, он известный врун, хвастун и лентяй. И хотя Незнайка далек от идеального коротышки, именно этого неумеху и враля Николай Николаевич Носов сделал главным героем трех своих сказочных романов: «Приключения Незнайки и его друзей», «Незнайка в Солнечном городе», «Незнайка на Луне». Первая книга пришла к ребятам в 1954 году, а последняя – через десять лет. По этим сказочным повестям поставлено несколько анимационных фильмов, вы все знаете их.
Сегодня мы все вместе перелистаем страницы книг Н.Н. Носова о Незнайке, посмотрим, хорошо ли знакомы нам герои-коротышки.


1. Конкурс «Давайте знакомиться».
Каждая команда представляет свою визитную карточку: название (по теме игры), эмблему, девиз «коротышек».
Оценивание: по 1 баллу за каждый пункт визитной карточки.
Ведущий. Наши участники показали отличные знания сказочной повести, и это, несомненно, поможет им в игре.
(Или же: «Наши участники немного подзабыли содержание книги. Будем надеяться, что игра напомнит им некоторые события из жизни коротышек».)


2. Конкурс «Как все начиналось».
Каждой команде выдается лист с началом произведения (1-й абзац). Ребятам необходимо вставить недостающие слова из текста. На листе может быть иллюстрация, например, Незнайка и Синеглазка, коротышки и т.д.

В одном сказочном ... жили коротышки. Коротышками их называли потому, что они были очень ... . Каждый коротышка был ростом с небольшой ... . В городе у них было очень ... . Вокруг каждого дома росли ... : маргаритки, ромашки, одуван-чики. Там даже улицы назывались именами ... : улица К..., аллея Р..., бульвар В... . А сам город назывался ... городом. Он стоял на берегу ... . Этот ... коротышки называли Огурцовой ... , потому что по берегам ... росло много ... .

Оценивание: по 1 баллу за каждое верное слово: городе, маленькие, огурец, красиво, цветы, цветов, Колокольчиков, Ромашек, Васильков, Цве-точным, ручья, ручей, рекой, ручья, огурцов.


3. Конкурс «Актерское мастерство».
В течение всего мероприятия ребята из каждой команды показывают заранее подготовленные сценки из сказочной повести.
Оценивание: высшая оценка  5 баллов.


Сценка «Как Незнайка сочинял стихи»
Незнайка. Послушайте братцы, какие я стихи сочинил.
Все. Ну-ка, ну-ка, про что же твои стихи?
Незнайка. Это я про вас стихи сочинил. Сначала стихи про Знайку:
Знайка шел гулять на речку,
Перепрыгнул через овечку.
Знайка. Что? Когда это я прыгал через овечку?
Незнайка. Ну, это только в стихах так говорится, для рифмы.
Знайка. Так ты из-за рифмы будешь про меня всякую неправду сочи-нять?
Незнайка. Конечно.
Знайка. Ну-ка, читай, что ты там про других сочинил?
Незнайка. Вот послушайте про Торопыжку:
Торопыжка был голодный.
Проглотил утюг холодный.
Торопыжка. Братцы! Никакого холодного утюга я не глотал.
Незнайка. А я и не говорю, что ты проглотил горячий, так что можешь успокоиться. Вот послушайте стихи про Авоську:
У Авоськи под подушкой
Лежит сладкая ватрушка.
Авоська (подходит к своей кровати, заглядывает под подушку). Враки! Никакая ватрушка тут не лежит.
Торопыжка (торопясь). Довольно!
Знайка (возмущенно). Мы не хотим больше слушать!
Авоська (обиженно). Это не стихи, а какие-то дразнилки.
Ведущий. Ребята, а вы согласны с коротышками? Получились стихи у Незнайки? Почему? Недаром автор пишет: «Если Незнайка брался за какое-нибудь дело, то делал его не так, как надо, и все у него получалось шиворот-навыворот. Читать он выучился только по складам, а писать умел только печатными буквами».
Вспомните, кто действительно умел хорошо сочинять стихи в этой сказочной повести? (Цветик.)


4. Конкурс «Стихосложение».
Каждой группе выдаются 3-5 карточек со стихотворениями, в которых пропущены слова. Ребятам необходимо вставить слова так, чтобы была соблюдена рифма.
Карточки с заданиями могут выглядеть так.

Изображение кобры

За стеклом свернулась кобра,
Смотрит тупо и недобро.
Видно с первого же взгляда:
... мозга, ... яда.

Изображение моржа

Морж спросил у кенгуру:
- Как выносишь ты жару? - ... ...
Кенгуру сказал моржу:

....



Изображение кенгуру

Носит мама кенгуру
В ... сумке детвору.
А ребятки – кенгурятки

Целый день ... .

Оценивание: по 1 баллу за каждую верно подобранную рифму.


Ведущий. Молодцы, вы гораздо лучше знаете, что такое рифма, чем Незнайка. А мы снова вернемся в сказочную повесть, чтобы вспомнить еще одного ее героя.
Продолжение конкурса «Актерское мастерство».

Сценка «Как Незнайка был художником». Сценка ставится по одноименной главе сказочной повести.


Ведущий. Ребята, кто же из героев сказочной повести по-настоящему хорошо рисовал? (Тюбик.)
Правильно! Незнайка – самый известный коротышка Цветочного города. Но там живет еще множество достойнейших малышей и малышек, среди которых и ученый Знайка, и знаменитый механик Шпунтик, и талантливый художник Тюбик. Давайте вспомним, как они выглядели.


5. Конкурс «Портреты коротышек».
Каждой группе выдаются листы формата А4 и акварель. Ребятам необходимо вспомнить и нарисовать как можно больше портретов коро-ышек, проживавших в Цветочном городе.
Оценивание: по 1 баллу за каждое совпадение портрета с героем произведения.
Ведущий. Молодцы, многих коротышек вам удалось вспомнить и изобразить. Посмотрите, вот и Знайка и доктор Пилюлькин, нарисованы и механик Винтик со своим помощником Шпунтиком, здесь и важный Сахарин Сахариныч Сиропчик, охотник Пулька и художник Тюбик, музыкант Гусля, астроном Стекляшкин, и другие малыши и малышки – Мушка, Кнопочка, Торопыжка, Ворчун, Молчун, Пончик, Растеряйка, два брата – Авоська и Небоська.
А кто помнит, как звали собачку охотника Пульки? (Булька.)
Кто-нибудь из вас может назвать породу Бульки?
Давайте проведем конкурс для наших болельщиков.


6. Конкурс для болельщиков «Четвероногий друг».
Ребята в зале должны по очереди называть породы собак. Кто назовет последним, считается победителем и зарабатывает 1 балл. Он может отдать свой балл той команде, за которую «болеет».
Продолжение конкурса «Актерское мастерство». Сценка «Как Незнайка был музыкантом». Ставится по одноименной главе сказочной повести.
Ведущий. «Незнайка... очень хотел чему-нибудь научиться, но не любил трудиться. Ему хотелось выучиться сразу, без всякого труда». Наверно, поэтому у него мало что получалось. Подскажите, кто же из героев сказочной повести на самом деле был талантливым музыкантом? (Гусля.)
Музыкальная пауза: выступления ребят, которые умеют играть на музыкальных инструментах.
Ведущий. Малыши очень любили слушать рассказы Знайки, который много читал и поэтому многое знал: «Им нравилось слушать о странах, которых они ни разу не видели, но больше всего они любили слушать о путешественниках, так как с путешественниками случаются разные невероятные истории и бывают самые необыкновенные приключения».
Мы с вами тоже много читаем, и поэтому ваши капитаны очень легко, я надеюсь, справятся со следующим заданием.


7. Конкурс капитанов «ВсеЗнайки».
Из слова путешественники составить как можно больше новых слов.
Оценивание: по 1 баллу за каждое верно составленное слово.
Ведущий. Вот и подошла к концу наша сегодняшняя встреча с писателем Николаем Носовым. А кто из вас помнит, чем закончилась первая книга трилогии «Приключение Незнайки и его друзей»?
«...Незнайка садился за стол и принимался за чтение. Читал он каждый день по страничке, но и от этого была, конечно, большая польза. Иногда он читал даже по две странички: за сегодняшний день и за завтрашний».
Сегодня все участники встречи получают призы – интересные книги.
Подведение итогов и награждение команд.

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
Носов Н.Н. «Приключения Незнайки и его друзей». М., 1998.
htpp://www.ozon.ru//context/detail/id/245503/
htpp://www.bibliogid.ru/heroes/lubimye-neznaika

Комментарии

Пока не добавлено ни одного комментария.
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.