Оформи электронную подписку на журнал и читай его первым!
Научно-методический журнал России (создан в 1933 г.) Журнал «Начальная школа» является уникальным методическим пособием, универсальным по своему характеру: в нем публикуются материалы по всем предметам и курсам для каждого класса начальной школы, официальные документы Министерства образования и науки РФ.


Статьи30 июня 2014

Литературный марафон

Литературный марафон

Интеллектуально-познавательная игра

О.А. ПЕРМЯКОВА,
учитель начальных классов, с. Лопьяла, Уржумский район, Кировская область

Оборудование: карта марафона - игровое поле с отмеченными секторами - остановками разных цветов, словами «Старт» и «Финиш»; сердцевина цветка с надписью «Литературный марафон», лепестки разных цветов с указанием названий дорожек «Сказочная дорожка» (желтая), «Лесная дорожка» (зеленая), «Музыкальная дорожка» (голубая), «Дорожка басен» (белая), «Дорожка приключений» (красная); рисунок цветка – указателя названий дорожек; плакат с названием игры «Литературный марафон»; плакат «Хорошая книга - лучший друг!»; игровой кубик; игровые фишки (картонный круг с иголкой для крепления на карте); два конверта с набором букв на отдельных карточках; магнитофон, кассеты, диски с записями; черный ящик с предметами (игла, гроздь винограда, яблоко, веретено, зеркало, горошина, монета, ключ, кусочек сыра (или ореховая скорлупка), очки, скрипка); карточки с вопросами и заданиями для каждой дорожки, цвет карточек соответствует цвету дорожек.

Цель: развитие у детей эстетических способностей, повышение познавательного интереса в области литературы, овладение навыками общения и коллективного творчества.

План.
1. Организационное начало.
2. Деление на команды.
3. Знакомство с правилами игры.
4. Представление жюри.
5. Игра.
6. Подведение итогов и награждение.
Игра проходит в рамках общешкольной Недели литературы. За несколько недель до проведения учитель (учителя) предлагают для чтения разные произведения (см. вопросы). Каждый преподаватель может составить свой список книг, исходя из возможностей учащихся, библиотек.

Ход игры.
1. Организационное начало.
Ведущий.
Кто на все вопросы мне ответит?
Кто расскажет про дела вокруг?
Да, такой волшебник есть на свете:
Книга - лучший спутник мой и друг!
Учитель. Добрый день, уважаемые гости, учителя, ребята!
В нашей школе продолжается Неделя литературы. Состоялись отборочные туры, прошла олимпиада по литературному чтению. Сегодня мы встретились на интеллектуально-познавательной игре «Литературный марафон».
В этой игре скрестят шпаги победители олимпиады по литературному чтению.


2. Деление на команды.
Учитель (или ведущий). Скажите, кто участвует в создании книги? Кто дает жизнь книге? (Писатель.)
Выберите из участников игры двух человек-книгочеев, которые, по-вашему мнению, могли бы быть «писателями». (Двое выбранных участников игры становятся капитанами команд. Далее они выбирают из оставшихся участников членов своих команд.)
Кто работает над тем, чтобы книга была красочной? (Художник-оформитель.) «Писатели», выберите дня своей книги «художника».
Содержание книги оценивает «критик». Выберите из участников игры «критика». («Писатели» и «художники» выбирают для своей команды «критика».)
После «критика» над книгой работает «редактор».
Выберите «редактора». (Члены команд делают свой выбор.)
Где печатаются книги? (В книжных издательствах.)
Как называется книжное издательство, которое печатает книги для детей? («Детская литература» и др.)
Выберите из оставшихся участников игры главных редакторов издательств. (Члены команд делают свой выбор.)
Книга готова, и ее берет в руки читатель. Выберите «читателя». (Члены команд делают свой выбор.)
Команды для игры готовы.


3. Знакомство с правилами игры.
Ведущий (или учитель) знакомят команды с правилами «Литературного марафона).
От каждой команды по очереди выходят по одному участнику и бро-сают игровой кубик. Какое число выпадает на кубике, на столько секторов по карте перемещается фишка команды. Вся карта разделена на сектора, цвет секторов соответствует цвету игровой дорожки и цвету лепестков цветка.
После того как команда остановится на какой-либо игровой дорожке, игрок выбирает карточку соответствующего цвета с заданием, читает его вслух для всех присутствующих, возвращается в команду, в течение 1 ми-нуты идет обсуждение и поиск правильного ответа.
Если ответ дан неверный, то возможность ответить предоставляется команде-сопернице или зрителям. Заработанные баллы зритель отдают любой команде.
Задания оцениваются по пятибалльной системе. Побеждает команда, которая, пройдя от старта до финиша, наберет больше баллов.

4. Представление жюри.
Ведущий представляет членов жюри.
О достопочтенные, о великодушные,
Будьте справедливыми,
Не будьте равнодушными!
Нас судите искренне,
Без «своих» и «ваших»,
Мы склоняем головы
Перед знаниями вашими!

5. Игра.
Разминка.
Капитаны команд выбирают по конверту, где находятся наборы цветных карточек с буквами, из которых можно составить названия команды.
В 1-ом конверте на красных карточках буквы «Знайка», на зеленых карточках буквы слова «Чиполлино». Во 2-ом конверте на желтых карточках буквы «Маугли», на голубых  «Мальвина».
В течение 2 минут команды составляют слова и выбирают то, которое станет названием команды. По цвету карточек с названием ко-манды делается выбор игровой фишки соответствующего цвета.
Ведущий.
Давайте знакомые книжки откроем,
И снова пройдем от страницы к странице!
Всегда ведь приятно с любимым героем
Опять повстречаться, опять подружиться!

Звучит первый куплет из песни «Ничего на свете лучше нету...» (мультфильм «Бременские музыканты»).

По жребию определяется, какая команда первой начнет старт. Капитаны команд ставят фишки своих команд на слово «старт» карты марафона, игра начинается.

Сказочная дорожка
1. О ком это сказано: «У нее «только две ножки! Какое убожество! У нее нет даже усиков!» (О Дюймовочке. Х.-К. Андерсен «Дюймовочка».)
2. Как звали принца с хохолком, горбом, косыми глазами в одной из сказок Ш. Перро? (Рике. Сказка «Рике с хохолком».)
3. В какой сказке жительница морских глубин проучила жадину? («Сказка о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкин.)
4. Какой сказочный герой был одним из сыновей старой оловянной ложки? (Стойкий оловянный солдатик из одноименной сказки Х.-К. Андерсена.)
5. В кого превращался князь Гвидон? (В комара, муху, шмеля.)
6. В кого и почему превратился Петя Зубов, герой сказки Е. Шварца? (В старичка, потому что не дорожил временем.)
7. Кто был заколдован в чудище из сказки С. Аксакова? (Принц.)
8. В кого превратился Гадкий утенок? (В лебедя.)
9. Из какой сказки этот отрывок: «Выпила девица молока и стала красавица, что ни вздумать, ни взгадать, только в сказке рассказать»?
(«Про Ленивую и Радивую».)
10. Из какой сказки этот отрывок: «А вот есть в чистом поле баран: на рогах церковь, на хребте озеро, на хвосте баня»? («Царевич Нехитер-Немудер».)
11. Кто соревновался с Балдой? (Чертенок.)
12. Как звали дядьку у семи богатырей в сказке А.С. Пушкина? (Чер-номор.)

13. Кто автор сказки? Соедините стрелками.

«Умная дочь крестьянская» Х.-К. Андерсен
«Зимняя сказка» Бр. Гримм
«Снеговик» Ц. Топелиус
14. Отгадайте загадки. Из какой они сказки? Кто кому их загадывал?
Что всего на свете жирнее?
Что всего на свете мягче?
Что всего на свете милее?
(Ветер, земля, рука, сон. Сказка «Дочь-Семилетка». Загадки зага-дывал царь поспорившим братьям.)
15. Какую птицу убил князь Гвидон? (Коршуна – Чародея.)
16. «Жил богатый купец, и было у него три дочери. Собрался он ехать за товаром и спросил у дочерей, что им привезти. Старшая попросила бусы. Вторая попросила колечко, а меньшая говорит: «Мне ничего не нужно. Если вспомнишь обо мне, то привези...» Что просила привезти младшая дочь? Кто автор этой сказки? (Ореховую ветку. Л.Н. Толстой «Ореховая ветка».)
17-26. Черный ящик,
Из какой сказки этот предмет? Кто автор сказки?

В мире приключений
1. Кто из литературных героев потерпел кораблекрушение и был взят в плен лилипутами? (Гулливер. «Приключения Гулливера. Джонатан Свифт.)
2. Кто из литературных героев 28 лет провел на необитаемом острове? (Робинзон Крузо. «Приключения Робинзона Крузо». Д. Дефо.)
3. Кто из литературных героев «вывернул волка наизнанку, застрелив бешеную тубу, вытащил себя из болота за косичку парика, не пал духом в желудке огромной рыбы, летал на ядре, побывал на Луне»? (Барон Мюнхгаузен. «Приключения Барона Мюнхгаузена». Эрих Распе.)
4. Кто из литературных героев попал в сказочную страну, которой правил король Топсед Седьмой и освободил из Башни смерти храброго зеркальщика Гурда? (Оля и Яло. «Королевство кривых зеркал». В. Губарев.)
5. Кто из любознательных литературных героев совершает полет на стрекозе, оказывается в коконе паука, попадает в «Страну дремучих трав», а во время сильного дождя прячется под шляпкой гриба? (Карик и Валя. «Необыкновенные приключения Карика и Вали». По мотивам сказки Яна Ларри.)
6. Кто из литературных героев играл с полицейскими в салочки, закинул за шкаф воров Карла и Блома, а силача-тяжеловеса Адольфа положил на две лопатки? (Пеппи Длинныйчулок. «Пеппи Длинныйчулок». А. Линдгрен.)
7-9. Пропуск хода.

10. Игра «Полет на ядре барона Мюнхгаузена».
Командам выдаются ядра (воздушные шары), на которых нужно долететь до черты и вернуться обратно. Выигрывает команда, первой завершившая полет.
11. Игра «Мозаика».
Кай складывал разные затейливые фигуры из льдин, это называлось ледяной игрой разума. Какое слово составлял Кай из кусочков льда?
Командам выдаются конверты с набором букв. Из этих букв они должны сложить слово «вечность». Побеждает команда, которая быстрее справится с заданием.

Лесная дорожка
1. «Стала саранча скрипочки налаживать. Скрипочки у нее на крылышках, а вместо смычков - длинные задние лапки коленками назад. На крыльях - зазубринки, а на ножках - зацепочки. Трет себя Саранча ножками по бокам, зазубринками за зацепочки задевает - стрекочет». Из какого произведения этот отрывок? Кто автор? («Кто чем поет?» В. Бианки.)
2. «Обратите внимание на мой носик, - прошептал с дерева скромный серенький козодой-сетконос, - У меня он крохотный, однако, замечательный: мошкара, комары, бабочки целыми толпами в глотку мою попадают, когда я ночью над землей летаю, разинув рот и сеткой растопырив усы». Из какого произведения этот отрывок? Кто его автор? («Чей нос лучше?» В. Бианки.)
3. «Самый красивый домику пеночки пересмешки. Она свила себе гнездышко на березовой ветке. Убрала его лишайником и легкой березовой кожуркой и вплела для украшения кусочки разноцветной бумаг, что валялись в саду какой-то дачи». Из какого произведения этот отрывок? Кто автор этого произведения? («У кого дом лучше всех?» В. Бианки.)
4. «Он ринулся спасать, он заслонил собою свое детище... но все его маленькое тело трепетало от ужаса, голосок одичал и охрип, он замирал, он жертвовал собою! Мой Трезор остановился, попятился... Видно, и он признал эту силу. Я поспешил отозвать смущённого пса - и удалился».
Чью силу признал Трезор? Как называется произведение? Кто автор? (Иван Сергеевич Тургенев. «Воробей».)
5. Спасатель и друг зайчишек в стихотворении Н.А. Некрасова. (Дед Мазай.)
6. «По зеркальной воде, по кудрям лозняка от зари алый свет разливается». Когда в природе можно увидеть эту картину? Из какого стихотворения эти строки, кто его автор? («Утро». С. Никитин.)
7. По задворью злится и трещит мороз, иней серебрится на ветвях берез». Из какого произведения эти строки и кто автор? («Зимний день». С. Дрожжин.)
8. «Моя охота была и тогда и теперь - в находках. Нужно было найти в природе такое, чего я еще не видел, и, может быть, никто еще в своей жизни с этим не встречался». Кому принадлежат эти слова? В чем заключалась «охота»? (М.М. Пришвин. Охота заключалась в наблюдении за природой: раскрытии новых загадок и тайн природы.)
9. «И мне вдруг так жаль ее стало! Мне показалось, она глядит на меня и думает: за что же я умирать должна? За что? Ведь я свой долг исполняла, маленьких своих старалась спасти, отвести собаку подальше и вот попалась! Бедняжка я! Бедняжка!.. Несправедливо!» Из какого произведения эти слова? Кто его автор? («Перепелка». И.С. Тургенев.)
10. «Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора –
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера...»
Кто автор этого стихотворения? (Ф.И. Тютчев.)
11. «Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит -
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит».
Кто автор этого стихотворения? (Ф.И. Тютчев.)
12. «Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной».
Как называется это стихотворение? Кто его автор? («Листопад». И.А. Бунин.)

Музыкальная дорожка
1. Звучит отрывок из «Песни Львенка и Черепахи» (сл. С. Козлова, муз. Г. Гладкова.)
Назовите произведение и литературных героев, исполняющих эту пе-сенку. (Львенок и Черепаха из сказки С. Козлова «Как Львенок и Черепаха пели песенку».)
2. Звучит отрывок из «Песенки крокодила Гены» (сл. А. Тимофеевского, муз. В. Шаинского).
Назовите произведение и литературного героя, исполняющего эту песню. (Крокодил Гена из сказки Э. Успенского «Чебурашка».)
3. Звучит отрывок из «Песенки Чебурашки» (сл. Э. Успенского, муз. В. Шаинского).
Назовите произведение и литературного героя, исполняющего эту песенку. (Чебурашка из сказки Э. Успенского «Чебурашка».)
4. Звучит отрывок из песни «Голубой вагон» (сл. Э. Успенского, муз. В. Шаинского).
Назовите литературных героев, исполняющих эту песню. (Крокодил Гена и Чебурашка.)
5. Звучит «Романс черепахи Тортиллы» (слова Ю. Энтина, муз. А. Рыбникова).
Назовите произведение и литературного героя, исполняющего этот романс. (Черепаха Тортилла из сказки А.Н. Толстого «Сказка о золотом ключике, или приключения Буратино».)
6. Звучит песня Синеглазки (сл. Ю. Энтина, муз. М. Минкова).
Назовите сказку и литературного героя, исполняющего эту песню. (Синеглазка из сказки Н. Носова «Незнайка в Солнечном городе».)
7. Звучит «Песенка Винни-Пуха» (сл. Б. Заходера, муз. М. Вайнберга).
Назовите произведение и литературного героя, исполняющего эту песню. (Винни-Пух из сказки А. Милна «Винни-Пух и все, все, все...».)
8. Звучит «Песенка Красной Шапочки» (сл. Ю. Михайлова, муз. А. Рыбникова).
Назовите сказку и литературного героя, исполняющего эту песню. (Красная Шапочка из сказки Ш. Перро «Красная Шапочка».)
9. Звучит песня «Такая-сякая сбежала из дворца» (сл. Ю. Энтина, муз. Г. Гладкова).
Назовите сказку литературного героя, исполняющего эту песню. (Принцесса из сказки братьев Гримм «Бременские музыканты».)
10. Звучит песня «Куда ты, тропинка, меня привела?» (сл. Ю. Энти-на, муз. Г. Гладкова).
Назовите произведение и литературного героя, исполняющего эту песню. (Трубадур из мультфильма по мотивам сказки братьев Гримм «Бременские музыканты».)

Дорожка басен
1. Кому принадлежат эти слова: «Люблю, где случай есть, пороки пощипать»? (И.А. Крылов)
2. Из какой басни эти строки: «И в сердце льстец всегда отыщет уго-лок». (И.А. Крылов «Ворона и Лисица».)
3. Из какой басни эти строки: «У сильного всегда бессильный вино-ват». (И.А.Крылов «Волк и Ягненок».)
4. Из какой басни эти строки: «С волками иначе не делать мировой, / Как снявши шкуру с них долой». (И.А. Крылов «Волк на псарне».)
5. Из какой басни эти строки: «Ты всё пела? Это дело: так поди же, попляши!» (И.А. Крылов «Стрекоза и Муравей».)
6. Из какой басни эти строки: «Ай, Моська! Знать, она сильна, что лает на слона!» (И.А. Крылов «Слон и Моська».)
7. Из какой басни эти строки: «Кто виноват из них, кто прав, / Судить не нам, / Да только воз и ныне там». (И.А. Крылов «Лебедь, Щука и Рак».)
8. Из какой басни эти строки: «Чем кумушек считать трудиться, / Не лучше ль на себя, кума, оборотиться?» (И.А. Крылов «Зеркало и Обе-зьяна».)
9. Из какой басни эти строки: «За что же, не боясь греха, / Кукушка хвалит Петуха? / За то, что хвалит он Кукушку». (И.А. Крылов «Кукушка и Петух».)
10. В баснях Эзопа и И.А. Крылова лисицы хвалят ворона и ворону. Зачем они это делают?
11-14. Черный ящик (очки, зеркало, кусочек сыра, скрипка, гроздь винограда).
Из какой басни эти вещи и кому они принадлежат?



6. Подведение итогов и награждение.
Жюри сообщает о количестве баллов, набранных командами в ходе игры, определяется команда-победительница. Обе команды награждаются призами.
Ведущий.
Пришла пора сказать: «До новой встречи!»
Окончен «Литературный марафон»,
В гостях мы были у друзей сердечных,
В чудесной сказке каждый побывал.

Мой юный друг!
Бери с собой в дорогу
Своих любимых сказочных друзей.
В заветный час они тебе помогут
Найти мечту и сделать жизнь светлей!

Комментарии

Пока не добавлено ни одного комментария.
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.