Оформи электронную подписку на журнал и читай его первым!
Научно-методический журнал России (создан в 1933 г.) Журнал «Начальная школа» является уникальным методическим пособием, универсальным по своему характеру: в нем публикуются материалы по всем предметам и курсам для каждого класса начальной школы, официальные документы Министерства образования и науки РФ.


Статьи30 июня 2014

Семь цветов радуги

Семь цветов радуги


И.В. ФИЛИЦИНА,
учитель начальных классов, прогимназия № 1756, Москва

Организация воспитательной работы является важным звеном в общей системе деятельности педагога, так как потребности современного общества возлагают на школу задачи не только качественного обучения, но и воспитания человека – высоконравственного, духовно богатого, способного адаптироваться к процессам, происходящим в современном мире.
Процесс воспитания должен способствовать развитию и становлению личности ребенка, всех его духовных и физических сил и способностей; вести каждого ребенка к новому мироощущению, формировать мировоззрение, основанное на признании общечеловеческих ценностей в качестве приоритетных в жизни.
Именно поэтому в своей практике я использую программу воспита-тельной работы, которую назвала «Семь цветов радуги». Работа по этой программе рассчитана на четыре года.
Цель программы – обеспечение целостного подхода к воспитанию и развитию личности ученика, создание основы для сознательного, обдуманного управления развитием младших школьников с учетом их возрастных особенностей.
Программа предусматривает широкий выбор видов и форм деятельности младших школьников, конкретизирует результаты каждого года воспитания, позволяет учащимся раскрыть свои способности, задатки, индивидуальность.
Задачи программы: 1) формировать в каждом ребенке общечеловеческие ценности (уважительное отношение к окружающим, сострадание, чувство справедливости, патриотизм, умение видеть прекрасное, ответственность, этическую культуру, нравственные устои); 2) развивать основные способности личности (физические, умственные, этические, эмоциональные, эстетические); 3) формировать нравственные устои, понимание добра и зла; 4) формировать у ребенка умение ориентироваться в обществе, воспитывать активную жизненную позицию; 5) формировать культуру общения; 6) воспитывать потребность в созидательной деятельности, творческом развитии, положительном отношении к труду как средству самоутверждения; 7) приобщать воспитанников к национальной и мировой культуре.
Предполагаемый результат воспитательной работы:
1. Осознание учащимся своей социальной роли («Я – ученик»; «Я – часть коллектива, семьи»; «Я – москвич»; «Я  гражданин России»).
2. Приобретение детьми навыков самостоятельности и активности (самоанализа; самооценки; самоуправления; умения отстаивать свою позицию; умения адекватно оценивать события и поступкис точки зрения этических норм).
3. Приобретение культурных навыков в общении и поведении.
Содержание программы
Работа ведется по семи направлениям.
1. Юные патриоты.
2. Будь здоров!
3. Доброе сердце.
4. Мир на ладошке.
5. Я познаю мир.
6. Экологическая тропинка.
7. Красота и гармония.

Направление «Юные патриоты» позволяет формировать основы гражданской позиции личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознания ответственности человека за общее благополучие, осознания своей этнической принадлежности; формировать любовь к Родине, своему краю, своему народу.
Направление «Будь здоров!» направлено на формирование активной позиции по сохранению здоровья и безопасности жизнедеятельности; дает установку на здоровый образ жизни; формирует понятие здоровья как одной из ценностей жизни.
Позиция программы «Доброе сердце» учит детей ориентироваться на нравственное содержание и смысл поступков как собственных, так и окружающих людей; формирует умение видеть и понимать чувства других и сопереживать им.
Направление «Мир на ладошке» формирует внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе; знакомит с основными моральными нормами и правилами поведения в обществе, ориентирует на их выполнение; формирует у ученика умение понимать и принимать в процессе общения различные точки зрения, в том числе не совпадающие с его собственной.
Направление «Я познаю мир» способствует формированию познавательных и регулятивных универсальных учебных действий.
Направление «Экологическая тропинка» призвано формировать у учеников активную позицию по вопросам сохранения окружающей среды, экологическое сознание.
Направление «Красота и гармония» формирует чувство прекрасного, эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой,учит видеть красоту в окружающей природе, в людях и их поступках.

Каждый год работы по программе имеет свои приоритетные направления. Так, например, в I классе происходит смена ведущей деятельности детей, меняются социальные роли, поэтому воспитательная работа ведется под девизом «Это я!». Задача этого года помочь детям осознать свои социальные роли, познакомиться с одноклассниками, приобрести положительную мотивацию к обучению, а так же приобрести первоначальные социальные знания.

Во II классе на первый план выходит общение между детьми. Они учатся понимать и видеть не только свою позицию и руководствоваться не только своими потребностями, но и принимать чужие. Поэтому девиз этого года «Ты и я!». Здесь необходимо создать возможность для каждого ученика получить опыт переживания и позитивного отношения к базовым нравственным ценностям.

Третий год обучения направлен на формирование и укрепление коллектива. Девиз работы – «Это мы!» Учителю следует создавать возможности для получения детьми опыта самостоятельной социальной деятельности.

Работа в IV классе проходит под девизом «Вместе – мы сила» и направлена на формирование толерантности, умения общаться не только с ровесниками, но и со старшими, взрослыми людьми, на формирование желания помогать младшим ученикам начальной школы, то есть на формирование активной позиции (социальная деятельность).

Направления
работы

Юные патриоты
I класс
«Это я!»
Формировать любовь к малой Родине.
Формировать начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина
II класс
«Ты и я»
Формировать гражданскую позицию «Я – москвич»
Формировать элементарные представления о наиболее значимых страницах истории Москвы, об этнических традициях и культурном достоянии своего города, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга

III класс


«Это МЫ!»


Воспитывать Гражданскую позицию «Я гражданин России»
Формировать элементарные представления о наиболее значимых страницах истории страны, об этнических традициях и культурном достоянии своего края, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга


IV класс
«Вместе мы сила»
Воспитывать гражданскую позицию «Я житель Земли»
Формирование ценностного отношение к России, своему народу, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, законам Российской Федерации, русскому и родному языку, народным традициям, старшему поколению, как части культурного наследия планеты.


Будь здоров!

1 класс
Формировать начальные представления о гигиенических нормах и правилах безопасности жизнедеятельности.

2 класс
Формировать умение соблюдать нормы гигиены и правила безопасности жизнедеятельности.

3 класс
Воспитывать активную позицию в соблюдении гигиенических норм и правил безопасности жизнедеятельности. Формировать первоначальный личный опыт здоровьесберегающей деятельности

4 класс
Формировать умение организовывать свою жизнь с соблюдением правил гигиены и безопасности жизнедеятельности.
Формировать ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей.


Доброе сердце

1 класс
Формировать начальные социальные знания о добре, милосердии и сострадании, о помощи и поддержке.

2 класс

Формировать неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации.

3 класс
Формировать уважительное отношение к родителям (законным представителям), к старшим, заботливое отношение к младшим.

4 класс
Формировать способность эмоционально реагировать на негативные и позитивные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей.

Мир на ладошке
1 класс
Формировать начальные знания о социальных: «Я ученик», «Я член семьи», «Я друг» и так далее…
Формировать элементарные представления о различных профессиях.
Формировать начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой деятельности.
2 класс
Формирование начальных знаний о нормах взаимоотношений в семье, в классе, со взрослыми,
знаний традиций своей семьи и образовательного учреждения, бережное отношение к ним.
Формировать первоначальный опыт участия в различных ви-дах общественно полезной и личностно значимой деятельности, первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми.

3 класс
Формировать нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами.
Формировать потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой деятельности;
ценностное и творческое отношение к учебному труду.

4 класс
Формировать активную позицию в вопросах сотрудничества и общения.
Формировать ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества, трудолюбие; осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового.

Я познаю мир
1 класс
Формировать умение видеть удивительное вокруг себя, задавать вопросы и искать ответы на них. Формировать первоначальное представление о способах познания.
2 класс
Формировать первоначальный опыт познавательной активности.
3 класс
Формировать потребность и начальные умения в проектной и исследовательской работе.
4 класс
Формирование представления о знаниях, как об одной из ценностей жизни, уважительного отношения к знаниям.
Самореализация в познавательной деятельности.

Экологическая тропинка
1 класс
Формировать первоначальные представления о нормах экологической этики.
2 класс Формировать первоначальный опыт эстетического, эмоционально- нравственного отношения к природе

3 класс
Формировать первоначальный опыт участия в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке, по месту жительства.

4 класс
Формировать ценностное отношение к природе личный опыт участия в экологических инициативах, проектах.

Красота и гармония
1 класс
Формировать первоначальные умения видеть красоту в окружающем мире; поведении, поступках людей.

2 класс
Формировать элементарные представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры.
3 класс
Формировать первоначальный опыт эмоционального постижения народного творчества, этнокультурных традиций, фольклора народов России; эстетических переживаний, наблюдений эстетических объектов в природе и социуме, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе
4 класс
Формировать первоначальный опыт для самореализации в различных видах творческой деятельности, формирование потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества. Создать условия для самореализации в творческой и общественной деятельности.

Комментарии

Пока не добавлено ни одного комментария.
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.