Оформи электронную подписку на журнал и читай его первым!
Научно-методический журнал России (создан в 1933 г.) Журнал «Начальная школа» является уникальным методическим пособием, универсальным по своему характеру: в нем публикуются материалы по всем предметам и курсам для каждого класса начальной школы, официальные документы Министерства образования и науки РФ.


Статьи30 октября 2015

Путешествие по новогодней планете, Или в поисках Снегурочки

Путешествие по новогодней планете, Или в поисках Снегурочки

О.Ю. СТАРЧЕНКО,

учитель русского языка, русская школа «Олимп», Вашингтон, США

В условиях двуязычия или билингвальной среды особую актуальность приобретает детский театр ‒ универсальное средство воспитания. Кроме того театральная деятельность традиционно определяется как эффективное средство языкового развития ребенка; практика показывает, что помимо самих уроков именно театр позволяет сохранить русский язык и усиливает мотивацию к его изучению.

Детские театральные постановки требуют предварительной подготовки, в которую вовлекаются дети разного возраста, с разной языковой подготовкой. Так, в придумывании сюжетов предстоящих театральных этюдов активное участие принимают, как правило, ученики III-V классов, а ребятам помладше предлагаются игровые ситуации, связанные с движением, исполнением доступных для них ролей (зайчиков, котят, медвежат и т.д.), изготовлением несложного театрального реквизита (масок из бумаги, украшений для одежды).

Сначала детям-билингвам лучше предложить для обсуждения и дальнейшего обыгрывания стереотипные ситуации, закрепленные в русской культуре и связанные с традициями, например, празднование дня рождения, встреча Нового года и пр. В основе таких бытовых событий лежит собственный опыт детей-билингвов, это дает им простор для воображения.

При подготовке к празднику «Путешествие по новогодней планете...» учащимся могут быть предложены следующие игровые задания: 1) написать сочинение «Новогодняя сказка»; 2) придумать и рассказать (или нарисовать), как разные сказочные герои встречают Новый год; 3) придумать и рассказать, о чем могут беседовать елочные игрушки на елке; 4) придумать подарок для Деда Мороза. Этот материал может быть использован в сценарии праздника, в конкурсах, оформлении зала.

Сценарий праздника.

1-й ведущий. Здравствуйте, дорогие наши зрители! Мы рады видеть всех собравшихся в нашем праздничном зале. И мы начинаем наш новогодний концерт!

2-й ведущий. Ребята, а кто самый главный на нашем празднике?

Дети. Дед Мороз.

1-й ведущий. Верно! Давайте его позовем! Звать мы его будем вот как: я буду задавать вопросы, а вы мне, подумав, отвечайте: «Да» или «Нет».

2-й ведущий. Позовем Деда Мороза? (Да.)

1-й ведущий. Дед Мороз известен всем, верно? (Да.)

2-й ведущий.

Дед Мороз ‒ старик хороший, верно? (Да.)

Носит шляпу и галоши, верно? (Нет.)

1-й ведущий.

Скоро Дед Мороз придет, верно? (Да.)

И подарки принесет? (Да...)

2-й ведущий.

Что растет на елке? Шишки, верно? (Да.)

Помидоры и коврижки? (Нет.)

1-й ведущий.

Вид красив у нашей елки, верно? (Да.)

Всюду красные иголки, верно? (Нет.)

2-й ведущий.

Дед Мороз боится стужи? (Нет.)

Со Снегурочкой он дружит, верно? (Да.)

1-й ведущий.

Что ж, ответы даны на вопросы,

Знаете все вы про Деда Мороза.

А это значит, настала пора,

Ждет которую вся детвора.

Давайте вместе позовем Деда Мороза!

Ведущие вместе со зрителями зовут Деда Мороза. Под музыку появляется Дед Мороз со снежинками.

Дед Мороз. Здравствуйте, ребятишки, девчонки и мальчишки! Вот мы и добрались до школы «Олимп».

1-я Снежинка.

Новогодней ночью звездной

Вместе с Дедушкой Морозом

Будем петь, играть, плясать,

Словом, будем «зажигать».

2-я Снежинка.

Скоро нам волшебный ключик

Принесет Мороза внучка.

Ключиком тем вместе с нею

В Новый год откроем двери!

Дед Мороз. Не получится, дорогие мои снежинки.

Я расстроен до слез.

Отдыхал я на опушке

Около Яги избушки.

Снежинки (хором).

Что же бабка отчудила?

Что??? Снегурку утащила?

И теперь, купив билет,

Ты объедешь целый свет?

Дед Мороз (обращаясь к залу).

Отправляюсь я в путь, чтоб Снегурочку вернуть.

Делать нечего, друзья,

По-другому мне нельзя.

1-я Снежинка. Что ж, ребята, вы согласны? (Да.)

2-я Снежинка.

Мы концерт здесь проведем.

И Снегурочку найдем!

Дед Мороз. Ну что ж, нам с вами предстоит отправиться в путешествие по новогодней планете, по разным странам и континентам, найти Снегурочку и уже вместе с ней встретить Новый год. В путь с нами отправятся Снежинки ‒ подружки Снегурочки. Не будем терять времени. Отправляемся в путь!

Раздается стук колес, гудки паровоза, слышен шум вокзала.

1-я Снежинка. Друзья, мы садимся в новогодний волшебный экспресс и начинаем наше путешествие.

2-я Снежинка. Вот и первая остановка. Но где мы, Дедушка Мороз?

Дед Мороз. А вы попробуйте отгадать:

Там очень холодно всегда.

Там льды не тают никогда,

Кусты, деревья не растут

И птички гнездышки не вьют,

Там постоянных нет селений,

Живут пингвины и тюлени.

1-я Снежинка. Подсказка – это материк. В центре его ‒ Южный полюс.

Дед Мороз. Правильно, это Антарктида. Посмотрим, нет ли там нашей Снегурочки?

1-й ведущий. Сейчас вы увидите музыкальный номер1, а вы, дорогие зрители, внимательно смотрите, может, увидите там нашу Снегурочку.

1 Или любой другой (инсценировка, песня, танец и т.д.).

Исполняется музыкальный номер.

1-я Снежинка. Мы внимательно смотрели, но нашей подружки Снегурочки там нет.

Дед Мороз. Не расстраивайтесь, мы отправляемся дальше, следующей остановкой будет ...

1-я Снежинка.

Огромный этот континент

Известен людям много лет,

Там обитают крокодилы,

Львы, бегемоты и гориллы,

Жирафы тоже там живут.

Как этот континент зовут?

Дед Мороз. Правильно, это Африка.

2-й ведущий. Ученики II класса подготовили африканский номер. Встречайте!

Выступление учащихся II класса.

2-я Снежинка. Дедушка, а можно мы тоже будем загадывать загадки?

Дед Мороз. Ну конечно, можно.

1-я Снежинка.

На всем материке одна

Лежит огромная страна.

Там мир животный необычный,

Он очень древний, экзотичный.

2-я Снежинка.

Там много сумчатых зверей...

На Южном полушарии

Раскинулась ... Австралия.

Дед Мороз. Австралию представляет класс ... Встречайте!!! Внимательно смотрите – нет ли там моей внучки.

Выступление ... класса с номером, посвященным Австралии.

1-я Снежинка. Хотя мы не нашли Снегурочку в далекой Австралии, но получили огромное удовольствие от выступления ребят. Дорогие гости, вы согласны?

2-я Снежинка. Давайте попробуем ее отыскать в другой стране.

1-й ведущий. Эта страна – родина шахмат, йоги, здесь очень любят кино и танцы. Что это за страна? Правильно! Это Индия.

Исполняется индийский танец.

2-й ведущий. И в Индии мы не нашли Снегурочку. Бедный Дедушка Мороз!

1-й ведущий. Может быть, мы найдем ее в другой стране? В этой стране родились Николай Васильевич Гоголь и Тарас Григорьевич Шевченко, а еще здесь любят галушки, борщ и танец гопак. Отгадали? Правильно, это Украина.

Исполняется украинский народный танец.

Дед Мороз. И здесь мы мою внучку не увидели, куда же она подевалась? Давайте сделаем остановки еще в нескольких странах. Может быть, там, среди танцующих, мы увидим Снегурочку.

2-й ведущий. В этой стране родились великие Моцарт, Гайдн и Штраус. Это страна прекрасных Альп и звуков музыки. Ну что, ребята, отгадали? Правильно, это Австрия.

Исполняется австрийская полька.

1-я Снежинка. Сколько мы стран уже посмотрели, а Снегурочки все нет. Новый год приближается. Как мы будем его встречать без Снегурочки?

2-я Снежинка. Не теряй надежды, подружка! Давай попробуем поискать ее в других странах.

1-й ведущий. Наше новогоднее путешествие по планете продолжается.

2-й ведущий. Сейчас мы отправляемся в страну, где расположено самое глубокое озеро в мире – Байкал, в этой стране родился Александр Сергеевич Пушкин, здесь находится самый большой музей мира ‒ Эрмитаж. Что это за страна? Правильно, это Россия.

Дед Мороз.

Ну, а мы, друзья, все вместе

Будем праздник продолжать.

Не сидится пусть на месте,

Выходите-ка плясать!

Исполняется русский народный танец.

Снежинки (хором). Молодцы, ребята!

1-й ведущий. Ребята-то молодцы. Но Снегурочки и там не было. Может быть Баба-яга отправила ее на родину Уильяма Шекспира и футбола, в ... Англию.

Исполняется английская песня.

1-я Снежинка. И где же наша бедная Снегурочка, где ее искать?

2-я Снежинка. Я знаю, я знаю, я знаю! Наверное, она в стране, где очень любят оперу, пиццу, спагетти, где родился Пиноккио. Что это за страна? Это солнечная Италия.

Исполняется итальянский танец.

2-й ведущий. И здесь мы Снегурочку не увидели. Куда же она подевалась? Может быть, заглянем в страну, где очень соленое море и самая маленькая пустыня, в этой стране при встрече говорят «Мир вам». В какой стране говорят «Шолом» ‒ «Мир вам»? Это в Израиле.

Исполняется еврейская народная песня.

Снежинки (хором). Как здорово! Как весело! Интересно, а куда мы сейчас отправляемся на поиски Снегурочки?

1-й ведущий. Я, кажется, догадываюсь, где ее можно найти. Баба-яга спрятала Снегурочку в нашей школе, а Деда Мороза заставила идти ее искать. Если они не встретятся, то не будет и Нового года. Надо искать Снегурочку в школе «Олимп», в штате Мэриленд, в США. Нет ли ее среди воспитанников танцевальной группы «Олимп»? Посмотрим!

Исполняется ковбойский танец. Среди танцующих ‒ Снегурочка.

Дед Мороз. В какое удивительное путешествие мы попали сегодня с ребятами! И где мы только не побывали: в Антарктиде, в Африке.

1-й ведущий. В Австралии, в Индии.

2-й ведущий. В Италии, в Израиле.

Снежинки (хором). На Украине, в Австрии.

Дед Мороз. И вернулись обратно в Америку, в школу «Олимп».

Звучит музыка. Появляется Снегурочка, Снежинки ее обнимают.

Снегурочка. На этом наше праздничное новогоднее путешествие по планете завершается. С Новым годом!

Дед Мороз.

Будьте счастливы, здоровы,

Через год придем к вам снова!

Ведущие, Снежинки, Дед Мороз, Снегурочка запевают новогоднюю песню.

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

Комментарии

Пока не добавлено ни одного комментария.
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.