Оформи электронную подписку на журнал и читай его первым!
Научно-методический журнал России (создан в 1933 г.) Журнал «Начальная школа» является уникальным методическим пособием, универсальным по своему характеру: в нем публикуются материалы по всем предметам и курсам для каждого класса начальной школы, официальные документы Министерства образования и науки РФ.


Статьи11 декабря 2015

Ибрагимова О.В. "ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ МУЗЫКАЛЬНЫХ ВПЕЧАТЛЕНИЙ ШКОЛЬНИКОВ КАК СРЕДСТВО ПОЗНАНИЯ МУЗЫКИ Г.В. СВИРИДОВА"

ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ МУЗЫКАЛЬНЫХ ВПЕЧАТЛЕНИЙ ШКОЛЬНИКОВ КАК СРЕДСТВО ПОЗНАНИЯ МУЗЫКИ Г.В. СВИРИДОВА

Ибрагимова О.В.,

учитель музыки и МХК МАОУ «Гимназия «Тарасовка»

Пушкинский район, Московская область,

кандидат педагогических наук,

доцент кафедры методики преподавания дисциплин

художественно-эстетического цикла ГБОУ ВО МО АСОУ

«Роль искусства в России, его художественная и нравственная функция немного иные, чем в других

мировых пространствах.

Мы склонны придавать искусству совершенно особое значение. Мы верим в его предназначение,

возвышающую и преобразующую силу»

Г.В. Свиридов

Георгий Васильевич Свиридов один из немногих композиторов второй половины XX века, который не утратил национальное начало в музыке, противостоя тенденциям«глобализации» современного мира. Композитор, воспевший Россию, Г.В. Свиридов и сегодня остается для нас не только патриотом, но и как гениальный провидец, является современником, чье творчество звучит актуально.

Основные положения Федерального государственного образовательного стандарта «второго поколения» диктуют «необходимость освоения педагогами-музыкантами его базовых категорий и понятий, которые составляют «фундаментальное ядро содержания образования». В него включены: базовые национальные ценности, хранимые в религиозных, культурных, социально-исторических, семейных традициях народов России, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие эффективное развитие страны в современных условиях».

Сегодня педагоги ищут новые подходы и технологии формирования базовых национальных ценностей. Авторы учебников по предмету «Музыка» (1 – 4

классы) Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.И. Шмагина, предлагают музыкальный материал, который помогает развитию чувства любви к Родине, к русской природе, к истории и самобытной культуре русского народа [3]. Творчество Г.В. Свиридова проходит сквозной линией во всех классах начальной

школы. Это музыка фортепианная, симфоническая, хоровая, которая так многогранна, как музыкальный иконостас. В ней отражена целая эпоха жизни русского человека, с его переживаниями, надеждами, радостями, победами: Русь крестьянская, «золотой век» пушкинской эпохи, революционные потрясения, патриотический подъем и самоотверженная борьба за освобождение родной земли. Все произведения Г.В. Свиридова, которые предлагаются для слушания и анализа на уроке музыки, отражают главную идею сегодняшних опасений – утраты своей национальной идентичности, которую так остро

ощущал сам композитор.

Первая встреча школьников с музыкальным наследием Георгия Васильевича Свиридова происходит в 1 классе. Тема «Музыка осени» дает возможность услышать фрагмент «Осень» из «Музыкальных иллюстраций» к повести А.С. Пушкина «Метель» и высказать свои впечатления об этой музыке. Первокласснику предлагается подобрать стихотворные строки, которые созвучные музыкальной иллюстрации Свиридова. С первых встреч с музыкальной классикой начинается работа по развитию восприятия и ассоциативно-образного мышления школьников.

Впервые на уроке первоклассники слышат слова, которые как сквозная ниточка, будут соединять их встречи с русской музыкой. Любовь к родному краю, к Родине, к русской природе выражено музыкально через красивую певучую мелодию. Школьники узнают о том, что таких композиторов называют мелодистами.

Ранее на уроках музыки учащиеся знакомились с тем, «что музыка живое существо: в ней бьется сердце, стучит пульс. У музыки есть и душа – это ее

мелодия».

Школьники закрепляют первичные представления о том, что национальное начало в своей музыке Г.В. Свиридов находил в своих мелодиях. А откуда черпал

композитор свое вдохновение? Обязательно, хоть один ученик в классе безошибочно ответит на этот вопрос: русская народная песня. Основа мелодий Свиридова – русская песня, источник его интонаций. Так, постепенно происходит постижение музыки Г.В. Свиридова и узнавание русской души, русской природы, поэтического и литературного наследия, русского уклада жизни, великой русской поэзии.

В теме «Все в движении» второклассники вновь встречаются с музыкой Г.В. Свиридова, слушая произведение «Тройка». Задача учителя не только представить музыкальную иллюстрацию и определить с учениками образ зимней дороги, заснеженных просторов русских полей, летящие сани с тройкой лошадей. Важно узнать композиторскую мысль в нотах, разобраться с нотными записями мелодии и аккомпанемента, которые можно увидеть в учебнике. Проследив характер исполнения распевной мелодии и «дрожащих» струнных, учащиеся без труда определяют образный строй музыкального произведения.

На уроке музыки во втором классе продолжается формирование музыкальной образности и понятий: выразительность и изобразительность. Музыкальные образы Свиридова помогают услышать средства, которые создают ту самую изобразительность. Творческие задания (рисунки, программки, подбор звучащих картин) учащихся становятся музыкальными иллюстрациями на уроке.

Тема «Природа и музыка» дает возможность послушать школьникам уже знакомое произведение Г.В. Свиридова «Весна. Осень». После прослушивания музыки и анализа зрительного ряда – картин В.Э. Борисова-Мусатова, ученикам предлагается подумать над тем, как композитор и художник – каждый по-своему – выразил свое отношение к временам года, ответить на важный вопрос: «Какие чувства ты испытываешь, когда слушаешь музыку Г.В. Свиридова и смотришь картины Борисова-Мусатова?»

В рабочей тетради ребята выполняют творческое задание и подбирают цветовой фон для музыки «Весна. Осень» Г.В. Свиридова, а ноты, которые меняют окраску звучания, обводят красным фломастером. Любование русской природой, заложенное на уроках музыки, найдет свое продолжение, когда речь пойдет о музыкальных образах М.И. Глинки, Н.А. Римского-Корсакова, А.П. Бородина, М.П. Мусоргского, П.И. Чайковского, С.С. Прокофьева. Во втором классе должна обязательно прозвучать мысль о том, что Г.В. Свиридов очень бережно хранил мелодию, как драгоценное сокровище, по выражению М.И. Глинки, «душу

музыки».

В третьем классе встреча с музыкой Г.В. Свиридова предлагает такие понятия как речевая выразительность, интонация русской песенности. Тема «Люблю я грусть твоих просторов» знакомит школьников с важной страницей творчества композитора. Слово и музыка у Свиридова находятся всегда в единстве, и слово мастер понимал как основу мировоззрения, на котором вырастает его творчество. Он говорил, что «Слово несет в себе Мысль о свете… Музыка же несет Чувство,Ощущение, Душу мира. Вместе они образуют Истину мира» [2].

Впервые хоровое произведение «Запевка» («О России петь – что стремиться в храм») на стихи Игоря Северянина звучит на уроке в разных исполнениях. В учебнике третьего класса есть нотные строки, которые учащиеся могут увидеть и услышать как музыкальную мысль автора. Неторопливость, торжественность, выразительность мелодии помогает школьники проанализировать смысл слова и исполнить произведение так, как задумывал Г.В. Свиридов.

Первая часть из «Маленькой кантаты» на стихи Бориса Пастернака «Снег идет…» знакомит школьников с лирической зарисовкой зимней природы. Ребята не только слушают хоровое звучание, но и сопровождающий его оркестр струнных, арфы, челесты, двух флейт. Беседа о музыке выстраивает как диалог о родстве музыкальных и поэтических интонаций в вокальной музыке Г.В. Свиридова.

В обсуждениях на уроке главной мыслью должна прозвучать идея родства интонаций народной песни и православного песнопения как источника свиридовских мелодий. Г.В. Свиридов писал: «Народная песня и старая церковная музыка – вот то, что лежит в фундаменте нашей культуры».

В четвертом классе перед школьниками открывается широкая панорама образов музыки Г.В. Свиридова. Тема «Приют спокойствия, трудов и вдохновенья…» дает большие возможности приобщения школьников к музыке Г.В. Свиридова на сюжеты А.С. Пушкина.

Выстраивается урок на музыкальном материале, обращенном к образу русской дворянской усадьбы Михайловское, к жизненному укладу эпохи Отечественной войны 1812 года, к художественному стилю – романтизм, к образу великого поэта и писателя Александра Сергеевича Пушкина. По-новому звучат произведения «Весна. Осень», характеризуя не только времена года, но и чувства человека.

Красочность мелодий «Пасторали» позволяет на уроке проводить интонационно-образный, жанрово-стилевой анализ, говорить о музыкальных сочинениях Свиридова, как о шедеврах, несущих воспитательный потенциал. Эмоциональность, выразительность, изобразительность, красочность и мелодичность с одной стороны, и, с другой стороны, призыв любить, оберегать матушку-Русь,

заботиться об историческом и культурном наследии сегодня, пронести через века то ценное, что сделали предшественники для России. Преемственность музыкальных впечатлений школьников состоится в том случае, если в процессе диалога будут показаны результаты размышлений, творческих работах,

концертных выступлений учащихся, связанных с музыкальным наследием композитора.

На уроке музыки в начальной школе очень много ярких встреч с музыкальными образами разных композиторов, но именно музыка Г.В. Свиридова захватывает души ребят и они безошибочно определяют его стилевые и интонационные особенности на заключительных уроках и концертах-загадках.

В пятом, шестом, седьмом классах школьники вновь встречаются с музыкой Г.В. Свиридова [4]. В теме «Писатели и поэты о музыке и музыкантах» авторы учебника предлагают школьникам вспомнить народное выражение и поговорку: «золотых дел мастер», «дело мастера боится». Задача – привлечь внимание учащихся к значимости музыки в жизни человека. Школьники знакомятся с отрывком из рассказа Виктора Астафьева «Слово о Мастере». Пятиклассники узнают о том, что писатель назвал Мастером – Георгия Васильевича Свиридова и делают вывод, что «мудрыми страдальцами», «вечными странниками»,

«гениями человечества» писатель называет людей, которые жизнь отдали за служение Отечеству, Миру,Человеку [5, с. 43 – 44].

В шестом классе полностью будут звучать музыкальные иллюстрации в теме «Образы симфонической музыки», прозвучит кантата «Снег идет». Самое ценное для учителя, что говорят о музыке Г.В. Свиридова подростки: «Самое важное качество музыки Г.В. Свиридова это Свет, который несет композитор через столетия»;«Музыку Свиридова нужно слушать и исполнять чаще, тогда мир станет добрее»; «Музыка Свиридова оставлена нам как великий Дар, нам и нашим потомкам».

Как духовное завещание сегодня звучит обращение самого Г.В. Свиридова к своим слушателям: «Русским надо осознать себя как народ. Всеми силами хочу, чтобы россияне обрели чувство уверенности в себе, чувство солидарности».

Георгий Васильевич Свиридов – композитор, художник, гражданин, думающий о судьбе России, о судьбе народа, о душевной красоте человека и талантливых людях, которыми гордится Отечество.

«Свиридовское музыкальное наследие – мелодическая заповедь будущим поколениям, мелодический завет, как оставляли такие заветы будущим поколениям Глинка и Бородин, Мусоргскийи Чайковский, Римский-Корсаков и Глазунов». [1, с. 28].

Использованная литература

1. Вульфов А.Б. Георгий Свиридов в воспоминаниях

современников. – М.: Мол. гвардия, 2006. – 768 с. – с. 28

2. Георгий Свиридов. Музыка как судьба /Сост.,

авт. предисл. и коммент. А.С. Белоненко. – М.: Мол. гвардия, 2002.

– 798 [2] с.: ил. – (Б-ка мемуаров: Близкое прошлое; Вып.2).

3. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Музыка.

Учебники для общеобразовательных организаций. 1 – 4 классы. –

М.: Просвещение, 2015.

4. Сергеева Г.П., Критская Е.Д. Музыка. Учебники для

общеобразовательных организаций. 5 – 6 классы. –

М.: Просвещение, 2015.

5. Сергеева Г.П. Уроки музыки. Поурочные разработки. 5 –

6 классы / Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская. – М.: Просвещение, 2014


Комментарии

Пока не добавлено ни одного комментария.
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.