Реализация социально-значимых проектов в рамках внеурочной деятельности в начальной школе

  • Главная
  • Статьи на сайте
  • Реализация социально-значимых проектов в рамках внеурочной деятельности в начальной школе

Начальная школа

Реализация социально-значимых проектов в рамках внеурочной деятельности

Г.В. ГОЛОВАЧЕВА,

учитель начальных классов, ГБОУ СОШ «Образовательный центр», с. Алексеевка, Алексеевский район, Самарская область

Активность человека связана с мотивацией. Значит, необходимо создать условия для формирования положительной мотивации у детей в решении социальных проблем. Проектная деятельность одна из немногих видов школьной работы, позволяющая приобретать реальный жизненный опыт. Занимаясь проектной деятельностью, младший школьник учится видеть проблемы в окружающем мире, учится планировать свою деятельность и находить общий язык со сверстниками.

В основе тех социально-значимых проектов, которые мы осуществляем с детьми, лежит принцип: «Хочешь почувствовать себя человеком – помоги другому».

Цели проекта «Добрыми должны быть люди»

1. Оказание конкретной помощи нуждающимся.

2. Включение школьников в активную деятельность.

Задачи и ожидаемые результаты: воспитание доброты, чуткости, сострадания и сопереживания, терпимости и доброжелательности, соучастия к судьбам людей, живущих рядом; развитие детской инициативы по оказанию помощи престарелым и одиноким людям, ветеранам и инвалидам, детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации и пр.; сосредоточение главного акцента на деятельности не только в стенах школы, но и по месту жительства; освещение своей работы (публикации в рубрике «Пишут дети» на страницах районной газеты «Степная правда»); вовлечение учащихся в активную общественную жизнь; заинтересованность общественности проблемами нравственности, духовности, здоровья, взаимопомощи; сосредоточение главного акцента на деятельности не только в стенах школы, но и в нашем селе.

Сроки реализации проекта:4 года.

1 год – «Дорогами добра».

2 год – «С чего начинается человек».

3 год – «Добро начинается с тебя».

4 год – «Хочешь почувствовать себя человеком – помоги!».

Этапы реализации проекта:

1. Организационный: постановка целей и задач, создание группы активистов из числа обучающихся.

2. Проектирование (планирование) мероприятий.

3. Деятельность по проекту (реализация деятельности по направлениям).

4. Подведение итогов (анализ работы, определение дальнейшей работы).

Контроль исполнения проекта: организацию контроля выполнения проекта осуществляет классный руководитель.

Исполнители проекта: администрация школы, классный руководитель, учащиеся класса, родители.

Главная идея проекта: созидательная совместная деятельность детей и взрослых, занятость и самоорганизация обучающихся, получение нового опыта согласования личных и общественных интересов.

Направления деятельности в реализации проекта:

1. Работа с ветеранами и инвалидами Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

2. Общение и поддержка детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

3. Экологическая работа.

4. Организация творческого досуга учащихся класса.

5. Организация и проведение акций для своих сверстников.

В ходе реализации проекта «Добрыми должны быть люди» были созданы условия для мотивации детей на решение социальных проблем. Нужно было научить школьников видеть проблемы в окружающем мире, планировать свою деятельность и находить общий язык со сверстниками. Особенность проекта заключается в том, что любое выполненное на определенном этапе дело не может свидетельствовать о том, что этот этап пройден и больше к нему не стоит возвращаться. Это такие акции и мероприятия, которые проводятся постоянно (или по мере необходимости): связь с ветеранами войны и труда, встречи с ними, в день пожилого человека – участие в концертах и акциях и др. Участники проекта стараются оказать помощь учащимся школы, которые находятся в трудной жизненной ситуации: приносят вещи, канцелярские принадлежности. Конечно, все названные мероприятия проводятся с привлечением родителей и общественности.

В процессе работы все ее участники (особенно взрослые) понимают, что результат, который должен быть достигнут в ходе реализации проекта, не будет виден сразу: нельзя научить доброте, чуткости, состраданию и сопереживанию, терпимости и доброжелательности, участию в судьбах людей, живущих рядом, за какой-то определенный срок. Этот проект долгосрочный, поэтому важно им заниматься все то время, пока дети учатся в школе. От этого будет зависеть дальнейшая жизнь и самих участников проекта, и окружающих их людей, и страны в целом.