Оформи электронную подписку на журнал и читай его первым!
Научно-методический журнал России (создан в 1933 г.) Журнал «Начальная школа» является уникальным методическим пособием, универсальным по своему характеру: в нем публикуются материалы по всем предметам и курсам для каждого класса начальной школы, официальные документы Министерства образования и науки РФ.


Статьи3 июня 2014

Программа кружка "Юные краеведы"

Программа кружка «Юные краеведы»»

I-II классы

Л.Н. ВАЛЬКОВА,

учитель начальных классов, МБОУ «Карпогорская средняя общеобразовательная школа № 118», Пинежский район, Архангельская область

Внеурочная деятельность социальной направленности – важное звено работы школы в условиях реализации ФГОС. Программа кружка «Юные краеведы» разработана для учащихся начальной школы первого и второго года обучения. Работа по этой программе способствует развитию у младших школьников духовной памяти, чувства родства, уважения к живущим рядом, воспитывает чувство гордости за своих земляков. Предлагаемая программа поможет учащимся узнать, понять, полюбить родной край, сделать его лучше и живописнее. Работа кружка дает возможность учителю во внеурочное время создать условия для развития информационно-коммуникативных компетенций учащихся, содержание курса расширяет знания учащихся о своих земляках, помогает ощутить свою связь с прошлым и настоящим малой родины, кроме того учащиеся в ходе занятий овладевают начальными навыками исследовательской деятельности.

Программа кружка «Юные краеведы» составлена с учетом интересов учащихся, мнений родителей и запросов общества в целом, так как начальная школа – важнейший период для выработки правильного миропонимания и высоконравственного отношения к истории родного края, своего народа, города, школы.

Цель программы: сформировать целостное представление о малой Родине – Пинежском крае на основе знаний природоведческого, исторического, культурологического характера, конструированных на краеведческом материале.

Задачи: образовательные (познакомить с историей, флорой и фауной, культурными памятниками, традициями родного края, с историей малой родины на фоне изучения достопримечательностей ближайшего окружения и школы, в которой они учатся; формировать краеведческие понятия, помогающие сформировать целостный взгляд на окружающий мир, в котором природное и социальное рассматривается в неразрывном единстве; помогать овладеть начальными навыками исследовательской работы); воспитательные (развивать гражданские качества, патриотическое отношение к России и своему краю; воспитывать на примере жизни и деятельности земляков, понимания ценности и значимости каждой человеческой жизни, чувство гордости и уважения к живущим рядом ветеранам войны и труда); развивающие (развивать познавательный интерес, интеллектуальные и творческие способности; формировать активную гражданскую позицию, включающую развитие ответственности за настоящее и будущее своего края; развивать творческое содружество семьи и школы и включение семьи в единое воспитательное пространство школы).

Возраст детей: 7 – 9 лет

Срок реализации программы: 2 года

Общее количество часов в год – 25, в неделю – 1 час.

Требования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения курса

I. Личностные универсальные учебные действия, обеспечивающие ценностно-смысловую ориентацию учащихся в окружающем мире.

Формируемые умения: формирование у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии; развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

Средства формирования: организация на занятии парно-групповой работы

II. Регулятивные универсальные учебные действия, обеспечивающие организацию учащихся своей учебной деятельности.

Формируемые умения: учитывать выделенные учителем ориентиры действия для нового учебного материала (в сотрудничестве с учителем); планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.

Средства формирования: задания на постановку новых учебных задач (в сотрудничестве с учителем), преобразование практической задачи в познавательную; упражнения на проявление познавательной инициативы в учебном сотрудничестве.

III. Познавательные универсальные учебные действия, включающие общеучебные, логические действия и действия постановке и решению проблем.

Формируемые умения: умение учиться (навык решения творческих задач и навык поиска, анализа и интерпретации информации); добывать необходимые знания и с их помощью выполнять конкретную работу; осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; формировать основы смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов; осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; организация возможности осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интеренета.

IV. Коммуникативные универсальные учебные действия, обеспечивающие социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности.

Формируемые умения: учить выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика); формировать умение координировать свои усилия с усилиями других; учить формулировать собственное мнение и позицию; учить договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов, формировать навык задавать вопросы; учить понимать, что возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с собственной и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; учиться учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в рамках в сотрудничества; учить учитывать разные мнения, интересы и обосновывать собственную позицию, понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы; аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников; с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия.

Средства формирования: организация совместной деятельности (парная, групповая работа, работа над проектом и др.)

I класс

Введение (1 час: 1 теория)

Природа северного края (4 ч: 1 теория + 3 практика)

Я и моя семья (6 ч: 3 теория + 3 практика)

Мой дом, мои соседи, друзья (2 ч: 1 теория + 1 практика)

Наша школа (2 ч: 2 практика)

Моя улица (2 ч: 1 теория + 1 практика)

Село, где я живу (8 ч: 3 теория + 5 практика)

Итого (25 ч: 11 теория + 14 практика)

II класс

Введение. Край, в котором я живу! (4 ч: 1 теория + 3 практика)

Наш край в разные времена года (4 ч: 1 теория + 3 практика)

Красная книга Архангельской области (3 ч: 1 теория + 2 практика)

Моя семья – мои близкие (3 ч: 1 теория + 2 практика)

Школа, в которой я учусь (6ч: 2 теория + 4 практика)

Лучшие люди нашего села (2 ч: 1 теория + 1 практика)

Моя Родина – Пинежье (3 ч: 1 теория + 2 практика)

Итого (25 ч: 7 теория + 18 практика)

Ожидаемые результаты реализации программы

Воспитательные результаты внеурочной краеведческой деятельности (кружок «Юные краеведы») для учащихся распределяются по трем уровням.

1. Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни):знания истории и географии своего края на фоне изучения достопримечательностей ближайшего окружения и школы, в которой они учатся; развитие краеведческих понятий, помогающих сформировать целостный взгляд на окружающий мир, в котором природное и социальное рассматривается в неразрывном единстве.

2. Результаты второго уровня (формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям нашего общества и социальной реальности в целом):развитие ценностных отношений школьника к истории и географии своего края, прошлому и настоящему своей школы, школьному опыту своих родителей.

3. Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия):организация и проведение младшими школьниками интервью, анкетирования; взаимодействие с одноклассниками и взрослыми; посещение культурно-образовательных учреждений; сбор и обработка историко-географической краеведческой информации.

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования/Министерство образования и науки РФ. М., 2010.

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России. М., 2010.

Внеурочная деятельность школьника. Методический конструктор: пособие для учителя/ Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. М., 2011.

Программы внеурочной деятельности. Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение: пособие для учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. М., 2011.

Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников // Начальная школа, 2007, № 9.

Семенова Н.А. Исследовательская деятельность учащихся // Начальная школа, 2006, № 2.

Фадеева Г.А. Экологические сказки. Пособие для учителей начальных классов. М., 2009.

Комментарии

Пока не добавлено ни одного комментария.
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.