​В мире русских народных сказок

Начальная школа

В мире русских народных сказок

В.А. Крючкова,
учитель начальных классов, лицей «Школа искусств», г. Талдом, Московская область

Занятие ставит целью обобщить знания учащихся начальной школы о разновидностях сказок. Разговор ведется в форме диалога сказительницы и учащихся. В сценарии предусмотрены проблемные ситуации, загадки, театрализация, просмотр иллюстраций к сказкам, фрагментов мультфильмов, игровые моменты, музицирование (исполнение песен).
Проведение этого мероприятия развивает интерес детей к чтению сказок, формирует положительную мотивацию к их самостоятельному изучению.
Работа организуется с учащимися II-IV классов.

Сказительница. Сказка - это древнейшая форма устного народного творчества, она была и осталась самым популярным видом народного искусства и доставляет нам необычайное наслаждение. Сказки читают и перечитывают. Из них, как из живого неиссякаемого источника, черпали и будут черпать свое вдохновение писатели и художники. По сказкам снимают фильмы и ставят спектакли, по их сюжетам пишут стихи и поют песни.

Появляется фольклорная группа, которая исполняет песню.

1-й ученик.
В зимний вечер по задворкам
Разухабистой гурьбой
По сугробам, по пригоркам
Мы идем, бредем домой.
2-й ученик.
Опостылеют салазки,
И садимся в два рядка
Слушать бабушкины сказки
Про Ивана-дурака.
Сказительница.
Здравствуйте, гости званные!
Рада видеть вас в добром здравии.
3-й ученик.
Расскажите нам сказку новенькую,
Сказочку-диковинку.
Как по небу лошадка бежит,
А за нею медведица катит.
4-й ученик.
Как гуси-лебеди летели,
Заметая след крылом,
Как Иван на сером волке
Спасся с девицей вдвоем.
Сказительница.
За ступенькою ступенька – станет лесенка.
Слово к слову ставь складенько – будет песенка,
А колечко на колечко – станет вязочка.
Вы присядьте на крылечко слушать сказочку.
Жил-был царь, у царя был двор…(делает паузу).
Дети. Дальше, дальше!
Сказительница. На дворе бы кол, на колу мочало, не начать ли сказку сначала?
Дети. Неужели сказка уже закончилась?
Сказительница. Ладно. Расскажу вам сказку. Только какую? Про журавля и овцу не хотите ли?
Дети. Конечно хотим!
Сказительница. Так вот, вокруг польца ходили журавль да овца. Съели они сенца. Не начать ли сказку с конца?
Дети. Нет-нет, другую расскажите!
Сказительница. Ну, хорошо. Если уж очень хотите, расскажу!
Жил-был один мудрец, и вздумал он из камней построить мост через океан-море. Собирал он камни не один год. Не два, а целых сорок лет, опустил их, чтоб стали мягкие, мокнуть в воду…(делает долгую паузу).
Дети. А дальше-то что?
Сказительница. Так камни-то еще не размокли!
Дети (обиженно). Так будет настоящая сказка?
Сказительница. Будет, конечно, будет. А вы знаете, что в сказках, как и в жизни, живут рядом люди и звери. Сказка не умирает, как не умирает добро и зло. Есть добрые люди и добрые звери; есть злые звери и злые люди. Если встретятся злые люди и звери, то сказки не будет. А бывает, что встречаются добрые люди и добрые звери и помогают друг другу. Борьба добра и зла не кончается: то вечная сказка.

Исполнение песни «Дорога добра» (муз. Ю.Энтина, сл. М.Минкова).

Сказительница. А вы не хотите попасть в сказочную страну?
Дети. Хотим!
Сказительница. А попасть нам туда поможет одна волшебная вещица из моего сундучка (выкладывает вещи из сундучка). Это сапоги, конечно…
Дети. …скороходы.
Сказительница. Это скатерть и, конечно…
Дети. …самобранка.
Сказительница. Это шапка…
Дети. …невидимка.
Сказительница. Это палочка…
Дети. …волшебная.
Сказительница. А вот и клубочек, который поможет нам попасть в сказочную страну.
Ты, клубочек, наш беги, в страну сказок приведи.

Клубок катится к выставке рисунков по сказкам.

Сказительница. Сколько сказок здесь живет! Что за прелесть эти сказки! Надеюсь, вы их узнали?

Художники – авторы рисунков – показывают иллюстрации к сказкам, ком-ментируют их.

Сказительница. А какие бывают сказки?
5-й ученик. Сказки бывают волшебные. В них действуют люди и фантасти-ческие существа, животные помогают герою. В этих сказках речь идет о приключениях, обязательно связанных с волшебством.
6-й ученик. Сказки бывают бытовые. В них, как и в волшебных, главные персонажи – люди, но если в волшебных сказках победа одерживается с помощью чародейства, то здесь герои становятся победителями, благодаря своему уму, смекалке, смелости и хитрости.
7-й ученик. В сказках о животных главными героями являются животные, под масками которых скрывается человек - его пороки и добродетели.
Сказительница. Давайте заглянем в одну из них. Поможет нам попасть туда одна волшебная вещица (достает из сундучка наливное яблочко и тарелочку).
Катись, катись яблочко,
Да по тарелочке.
Покажи сказочку
Для мальчиков и девочек.

Инсценировка сказки «Теремок».

Сказительница. Назовите имена героев сказки «Теремок». У сказочных героев и имена особенные, тоже сказочные. Давайте вспомним некоторые из них. Я начинаю имя. А вы его заканчиваете.

Царевна-...(лягушка)
Баба-...(Яга)
Змей-...(Горыныч)
Лиса ...(Патрикеевна)
Елена …(Прекрасная) Кощей-... (Бессмертный)
Петушок ... (Золотой гребешок)
Курочка ... (Ряба)
Лисичка-...(сестричка)
Иванушка …(дурачок)
Давайте заглянем в нашу волшебную сказочную книгу и позна-комимся поближе с ее героями (показывает слайды иллюстраций И.Я. Билибина). А вот и долгожитель сказочный (показ слайда «Кощей Бессмертный»). Узнали?
8-й ученик. Кощей Бессмертный  похититель красавиц и скупой хранитель сокровищ. Слово «кощь» имеет значение сухой, тощий, худой телом. До сих пор именем Кощея называют старых скряг, иссохших от скупости и дрожащих над своим сокровищем.
Сказительница. А где находится смерть Кощея?
9-й ученик. Смерть Кощея сокрыта столь далеко, что его называют Бессмерным: на море на океане, на острове Буяне есть зеленый дуб, под тем дубом зарыт железный сундук, в том сундуке заяц, в зайце утка, в утке каменное яйцо, в том яйце игла, а на конце той иглы Кощеева смерть. Стоит только добыть это яйцо и сжать его в руке, как тотчас Кощей чувствует страшную боль; стоит сломать иглу, Кощей мгновенно умирает.
Сказительница. А кто побеждает Кощея Бессмертного?
Дети. Иван-царевич.
10-й ученик (показ слайда «Иван-царевич и Жар-птица»). Иванушка (Иван-царевич, Иван-дурак, Иван-крестьянский сын) – любимейший герой русских народных сказок. Иванушка, как правило, младший сын и брат. Он идет в сказках своим путем, принимает решения, которые приводят его к богатству и славе, помогают завоевать прекрасную царевну.
11-й ученик. Иван-дурак умеет разгадывать самые хитрые загадки, толковать сны, превосходит в мудрости саму Елену Премудрую, обладает способностью к оборотничеству и необыкновенной храбростью: побеждает многоглавых змеев, Кощея и находит общий язык с коварной Бабой-Ягой.
12-й ученик. У Ивана-царевича – по колено ноги в золоте, по локоть руки в серебре. Он добывает чудесную птицу, живую и мертвую воду и молодильные яблоки, освобождает царевну из хрустальной горы. Невозможно перечислить все подвиги сказочных Иванов.
Сказительница. А как зовут-величают чудесную птицу?
13-й ученик. Жар-птица. Она воплощение лучезарного бога солнца и бога грозы. Сияние ее слепит глаза, как солнце или молния. Она живет в тридесятом царстве или у Кощея Бессмертного, в райском саду. Перья Жар-птицы блистают серебром и золотом, а сидит она в золотой клетке. Она питается золотыми яблоками, дающими вечную молодость. За этой птицей, приносящей счастье, и отправляются добры молодцы.
Сказительница. Отправляются и встречают загадочную, мудрую и страшную Бабу-Ягу костяную ногу (показ слайда «Баба-Яга»). Она в волшебных сказках всегда разная.
14-й ученик. Яга-богатырша обладает мечом-кладенцом и на равных бьется с богатырями. Яга-похитительница крадет детей, унося их к себе в свою избушку на курьих ножках или под землю. Яга-дарительница приветливо встречает, вкусно угощает, парит в баньке, дает полезные советы или волшебные вещи. Эта старая колдунья не ходит пешком, а разъезжает по белу свету в ступе и заметает следы метлою. Служат ей черные коты, вороны, и змеи.
Сказительница. По-моему, один из Иванов ждет с нами встречи!
Дом его – большой дворец,
А родитель – царь-отец.
В царство он спешит Кощея
Царевну выручать скорее.
Не боится он преград,
Всем помочь он очень рад:
И медведь, и щука-рыба
Говорят ему: «Спасибо!»

Входит Иван-царевич, кланяется в пояс.

Иван-царевич. Здравствуйте, люди добрые! Знаю, что вы сегодня о сказках говорите? «Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок». А вы знаете, чему учит сказка?
Сказительница. Сказка учит не проходить мимо случайных явлений. Даже если ты торопишься выручать Елену Прекрасную из Кощеева царства, ты не должен проходить мимо птенца, выпавшего из гнезда, мимо щуки, задыхающейся на берегу, медведя, попавшего в капкан. Сказка учит: нет в жизни ничего случайного, все подчинено законам.
Иван-царевич. Что это за законы? Не знаю я никаких законов! Просто я никогда не выбираю, кто для меня важнее: птенец или Елена Прекрасная. Тот, кому в эту минуту нужна помощь, тот для меня и важней.
15-й ученик. Но ведь птичка тебя потом выручила?
Иван-царевич. Выручила.
15-й ученик. А щука тебя в конце сказки выручила?
Иван-царевич. Выручила.
15-й ученик. А медведь тебе помог?
Иван-царевич. И медведь помог.
15-й ученик. Так получается, что хочешь ли ты того или не хочешь, все по сказочным законам: «долг платежом красен» и «не рой яму другому, сам в нее попадешь»
Иван-царевич. Ну вот еще! Буду я думать о каких-то долгах и ямах, когда птенчика на дороге увижу! Лучше уж мне законов ваших вовсе не знать. И слышать о них не хочу.
15-й ученик. Вот и не слушай! А нам все равно о них знать нужно. Еще один сказочный закон - правильного конца.
Иван-царевич. Ты хочешь сказать счастливого?
15-й ученик. Это в твоем случае счастливый конец есть правильный. Но не всегда же так. Вот, например, «Колобок». Эта сказка учит: «от судьбы не уйдешь». Или в сказке «Курочка Ряба».
Иван-царевич. Не знаю я никакой курочки.
Сказительница. Не знаешь, ну тогда смотри.

Инсценировка сказки «Курочка Ряба».

Сказительница. Как выдумаете, чему учит эта сказка?
Иван-царевич. Как говорится в русской пословице, от добра добра не ищут.
15-й ученик. В сказке все волшебные превращения построены по закону подобия: гребешок превращается в лес, река в ленту, злой герой – в злое существо.
Иван-царевич. Вот это уж точно! Никогда гребешок не превратится в реку, лента – в лес. Я люблю превращения. Только в волшебных сказках они бывают.
15-й ученик. Давайте посмотрим, как происходят волшебные превращения.

Демонстрация отрывка из мультфильма «Царевна-лягушка» с волшебным превращением.

Сказительница. Какие волшебные превращения вам известны из других народных сказок? (Ответы участников.)

Сказительница. Ну, что, Иван-Царевич, сказка подчинена законам?
Иван-царевич. Ваша правда. А еще важно, что язык сказок очень поэтичен.
16-й ученик.
Все в нашем мире загадочно,
Все будто летит куда-то,
Забавно, красиво, сказочно…
А сказкам мы верим свято.
17-й ученик.
Сказка… мечта-полуночница…
Но где ее взять? Откуда?
А сердцу так чуда хочется,
Пусть маленького, но чуда!…
Сказительница. Ребята, вы ничего не слышите? По-моему, к нам кто-то идет.

Под музыку из кинофильма «Приключения Маши и Вити» появляется Баба-Яга.

Баба-Яга (поет).
Я с детства живу в русских сказках,
Все знают мою доброту.
Но многие все же с опаской
Обходят меня за версту.
Я вам сказку расскажу
И песенку спою,
Ведь мальчиков и девочек
Я очень люблю!

Баба-Яга (подходит к детям и пытается потрепать их за щеки). Как же я люблю девочек и мальчиков! Они такие вкус… Ой, я хотела сказать умненькие. А вы, значит, тут о сказках болтаете. А вы знаете, что…
В некотором царстве, в некотором государстве
Под номером седьмым, под которым мы сидим,
Жил да был белоус, надел на голову арбуз,
На нос огурец и поставил великолепный дворец.
Это не сказка, а присказка, сказка будет после обеда,
Поевши белого хлеба….
С чего началась сказка?
Дети. С присказки.
Баба-Яга. Верно. А какие присказки вы знаете?
Дети.
Начинается сказка от сивки, от бурки, от вещей каурки.
На море-океане, на острове Буяне
Стоит бык печеный, возле него лук толченый.
Засказывается сказка, разливается по печи кашка;
Сквозь печь капнуло, в горшок ляпнуло.
Течи, потечи, едет добрый молодец из-за печи
На свинье в седле, топором подпоясался, ноги за поясом.
Баба-Яга. Но присказки бывают в сказках не всегда! И вы ни за что не уга-даете, что начинается такими словами: «В некотором царстве, в некотором государстве…»
Дети. Это зачин. Он переносит слушателя в сказочный мир, указывая на время и время действия сказки, рассказывая о ее героях.
Баба-Яга. Это верно. Какими бывают зачины?
Дети. Не в котором царстве, не в котором государстве жил-был царь.
В некотором было царстве, в некотором было государстве, не в нашем королевстве.
Жили-были.
Баба-Яга. А когда говорят: «Сказка вся, более сказать нельзя»?
Дети. Когда заканчивается сказка. Это концовка.
Баба-Яга. А какими бывают концовки?
Дети. И я на том пиру был, мед-пиво пил, по усам текло, да в рот не попало.
И теперь живут да поживают, да хлеба поедают.
Стали жить-поживать, добра наживать.
Баба-Яга. У-ух! Мои сладенькие! Я хотела сказать умненькие. За такие зна-ния угощу вас всех сладкими мухоморчиками. Не хотите? Ну, тогда сушеными пиявочками! Не любите? Знаю, знаю, что вам понравится. Объявляю конкурс знатоков.

Кто в одно коровье ухо влезает, а из другого вылезает? (Хаврошечка)
Живой, а смерть не страшна? (Кощей Бессмертный.)
Какой фрукт обладает омолаживающим эффектом? (Молодильное яблоко)
Одноместный летательный аппарат без мотора и тяжелее воздуха? (Ступа)
Мастер он колоть дрова, рыбок уважает
Хоть и дурья голова, печь его катает. (Емеля)
Он красив, силен, могуч,
Он грознее грозных туч,
Он умнее всех, нет слов,
Много у него голов. (Змей Горыныч)

Но вы, конечно, не знаете, что сказки имеют свои формулы. Они переходят из сказки в сказку: «Растет не по дням, а ... (по часам)», «Ни в сказке ска-зать, ... (ни пером описать)», «Долго ли, ... (коротко ли)»

Ну, порадовали! Ну, угодили! Я бы осталась с вами, но мне пора – Леший обещал заглянуть ко мне в избушку.
Сказительница. Да и нам, ребята, надо возвращаться.
Баба-Яга. А было бы неплохо спеть сказочную песню.
Сказительница. Я думаю, это будет прекрасным завершением нашего сказочного путешествия.

Исполнение песни на мотив «Шелковой кисточки» (музыка Ю. Чичкова, сл. В. Крючковой).

Есть на свете страна - это Сказка:
Чудесами полна, волшебством.
Дети любят ее - как прекрасно!
Всех чарует своим колдовством.

Припев. И всегда там добро побеждает,
И всегда там на помощь придут:
Несчастливых там нет, не бывает,
Сказку все в гости так ждут!

Сказки русские знают все дети,
Помнят сказки всегда наизусть.
Их герои живут с нами вместе,
В чудо-сказках есть радость и грусть.