Буква Й (и краткое), обозначающая согласный звук [й']

Начальная школа

Буква Й (и краткое), обозначающая согласный звук [й']


Н.В. ЛОДЫГИНА,
учитель начальных классов, школа № 1, г. Вельск, Архангельская об-ласть

Тема: «Буква Й (и краткое), обозначающая согласный звук [й']»
Цели: познакомить с новым звуком [й’] и буквой («и краткое»); учить отличать новый звук и букву от других звуков и букв; совершенствовать навык правильного, беглого, сознательного и выразительного чтения; развивать память, внимание, речь, мышление и наблюдательность младших школьников; воспитывать чувство коллективизма, уважительного отношения к старшему поколению.
Оборудование: учебник «Русская азбука» I класс, авт. В.Г. Горецкий, В.А. Кирюшкин, А.Р. Шанько, М., Просвещение, 2007; карточки со словами и слогами, картинки животных, плакат «9 Мая», линейка, бутылочка с йодом, каравай.
Ход урока/
I. Организационный момент.
II. Повторение. Выделение звука [й’]
Учитель. Отгадайте загадку:
Дом на рельсах тут как тут.
Всех умчит он в пять минут.
Ты садись и не зевай,
Отправляется (трамвай)
Это вид транспорта. К сожалению, в нашем городе трамваев нет, но может быть появятся в будущем. (Рисунок трамвая.)
Какой звук услышали в конце слова?
Ученики. Звук [й’].
Учитель. Этот звук вам уже знаком. Мы встречали его, когда изучали буквы е, я, ё. Прочитайте слова и вспомните, в каких случаях буквы е, ё, я обозначают два звука.
Слова для чтения: енот, маяк, ружьё.
Ученики. В начале, после гласной, после разделительного Ь.
III. Объяснение нового материала.
Постановка цели.
Учитель. Сегодня мы научимся распознавать звук [й'] и обозначать его новой буквой «и краткое». Научимся читать слоги, слова и предложения с но-вой буквой.
Работа со звуком
Учитель. Произнесем звук [й'] и поймаем его ладошкой. Обратите внимание: при произношении этого звука мы улыбаемся, язык упирается, верхние и нижние зубы обнажены.
Задания учащимся:
• Дайте характеристику звуку [й']. (Согласный.)
• Докажите. (Не поется, есть преграда во рту.)
• Закройте уши, произнесите звук [й'].
• Что услышали? (Звук)
• Сделайте вывод: звук звонкий или глухой. (Звонкий.)
• Определите, твердый или мягкий.
• Дайте характеристику звука [й'].
Учащиеся дают полную характеристику звука [й']. Далее учащимся предлагается игра «Найди звук».)
Хлопните в ладоши, если услышите звук [й'].
Лиса, копьё, майка, игрок, лицо, троллейбус, имя, чай, сильный, яма, машина, чайка.
Знакомство с новой буквой
Учитель. Какой буквой на письме обозначается звук [й']? (и краткое). Посмотрите внимательно. На что похожа буква?
Учитель показывает карточку с буквами Й и.
Чтобы Й (и краткое) не путать с И, сверху галочку пиши.
Посмотрите, на что еще похожа буква.
Летает над калиткой
Птица,
Но на калитку
Не садится. (Изображение воробья.)
Думаю все запомнили эту букву.
Буква Й (и краткое) не простая.
Голос краток и сердит,
Потому что запятая
На ее плечах сидит.
IV. Закрепление материала.
Отгадывание сказочных героев
Учитель. Любите ли вы читать сказки?
Проверим, как хорошо вы знаете сказочных героев.
«Доскажите слово» и определите место звука [й]: в начале, в середине, в конце и скажите, какой буквой обозначается этот звук.
(По мере отгадывания загадок учитель вывешивает таблички со словами на доску.)
1. В Африке разбойник,
В Африке злодей,
В Африке ужасный (Бармалей)

2. Я - великий умывальник
Знаменитый (Мойдодыр)
Умывальников начальник
И мочалок командир.

3. Появилась девочка
В чашечке цветка.
А была та девочка
Чуть больше ноготка.
В ореховой скорлупке
Та девочка спала
И маленькую лас точку
О т холода спасла. (Дюймовочка)

4. Всех на свете он добрей.
Лечит он больных зверей.
Он известен, знаменит
Добрый доктор (Айболит)
Почему эти слова пишутся с большой буквы? (Имена сказочных геро-ев.)
Работа со слогами, словами
Учитель. Заглянем в больницу к Айболиту. На приеме у него посетители невеселые, больные. Пусть Доктор Айболит их послушает трубочкой.
(Изображение Доктора Айболита.)
Будем отправлять к доктору пациентов.
Сегодня день особенный. На прием к доктору могут придти только те больные, в названии которых есть буква Й.
Кто может придти к Айболиту?
Ученики. Воробей, соловей, чайка, Незнайка, муравей, змей, лентяй, Гадкий утёнок.
Учитель. Достаточно на сегодня посетителей.
Интересно узнать, какой диагноз Айболит поставил больным?
Всех послушал Айболит
И животным говорит:
«Ваша хитрая семейка
Заболела «неумейкой».
Помогать вам не хочу,
Я лентяев не лечу».
Почему доктор не захотел лечить, ведь он был такой добрый?
Ученики. Наверное, звери были лентяи, притворщики.
Учитель. Давайте поможем вылечить болезнь «неумейку» и вернем жи-вотным доброе имя.
1) Кто был первым посетителем? (рисунок воробья.)
Научим воробья читать слоги и слова.
ОЙ АЙ ЫЙ ИЙ свой-свои
мой - мои
твой - твои
В чем отличие каждой пары слов?
На какую букву оканчиваются слова в первом столбике? А во втором?
Сколько слогов имеют слова в первом столбике? Почему? А во втором?
2) И Зайка слезы льет. Он не может написать правильно свое имя. ЗАИ-КА (карточка со словом).
Прочитаем, в кого он превратился.
Что надо сделать, чтобы вернуть зайке имя?
Ученики. Дописать галочку сверху (рисунок зайки).
3) Поможем попугаю (рисунок попугая) подобрать противоположные по смыслу слова: узкий, высокий, добрый, большой, здоровый, далёкий.
4) Научим белого медведя делить слова на слоги. (Рисунок белого медведя)
ЛИ - НЕЙ - КА, КА - РА -ВАЙ, ЙОД [ёд], ГЕ - РОЙ, ВОЙ - НА
Задания:
Прочитайте слово; разделите на слоги. Какое правило знаете?
Растолкуйте значение слова ЛИ - НЕЙ - КА (показ предмета).
а) прямая черта на бумаге. В тетрадях в узкую линейку вы пишете на уроках письма
б) инструмент для измерения и чертежа, (на математике - отрезки чертим по линейке)
в) строй в шеренгу (на физкультуре)
КА - РА - ВАЙ: большой круглый хлеб (показ предмета)
ЙОД: лекарство, которым смазывают царапины (показ предмета)
Знаете ли вы? Йод есть в воздухе, воде, пище. Если его не будет, то люди будут болеть. Больше всего йода в морских водорослях. Из них и де-лают на фабрике йод.
ГЕ - РОЙ: человек, который совершает подвиги. Он храбрый, доблест-ный.
ВОЙ - НА: вооруженная борьба между государствами, народами.
Физкультминутка
Учитель. Молодцы! Вылечили всех больных. Можно и отдохнуть.
(Учитель проводит игру «Если нравится тебе, делай так...»)
V. Работа с учебником (работа с текстом)
Откройте азбуку на странице 158-159.
(Учащиеся рассматривают иллюстрацию.)
Какое страшное слово война. В течение столетий русскому государству приходилось вести войны с оружием в руках, защищать мирную жизнь людей. К счастью, мы не были участниками того тяжелого времени. Не знаем, что такое война. Мы живем мирной жизнью.
Задание. У кого есть бабушки и дедушки, которые участвовали в Ве-ликой Отечественной войне 1941 - 1945 года, поинтересуйтесь, как жили они в военное время, а потом расскажете об этом в классе.
Работа со словами:
(Учащиеся учатся читать слова, которые встретятся в тексте: дедушка, медаль, солдат, отвага.) Учащиеся читают текст самостоятельно, затем хором: одно предложение громко, другое вполголоса.
Вопросы: Из чего состоит текст? Что выражает предложение?
Вопросы по прочитанному тексту:
Кем был дедушка на войне? (Солдатом)
Какую награду получил дедушка на войне? (Медаль "За отвагу")
Как вы понимаете слово отвага? (Смелость, храбрость, бесстрашие)
Какой подвиг мог совершить дедушка? (Мог подорвать танк гранатой, мог сбить самолёт, взять в плен немецкого офицера...)
Прочитайте в тексте, что сказала мама о дедушке. (Дедушка стар, а душа у него молодая.)
Как понимаете слова мамы? (В пожилом возрасте дедушка чувствует себя молодым, энергичным, жизнерадостным, ощущает прилив новых сил.)
Учащиеся читают еще раз текст («жужжащее чтение») и готовятся к пересказу.
Задания. Найдите в тексте слова, в которых есть буква Й (Война)
Учитель. Вы, конечно же, не хотите, чтобы сейчас наступила война? По-чему? (Война все разрушает, гибнут люди.)
Пусть всегда будет солнце,
Пусть всегда будет небо,
Пусть всегда будет мама,
Пусть всегда будет МИР!
VI. Подведение итогов урока.
Учитель. С какой буквой познакомились на уроке?
Обратимся к алфавиту, между какими буквами стоит Й?
Какой звук эта буква обозначает?
VII. Домашнее задание.

Читать текст на страницах 158 - 159, уметь его пересказывать.