Внеклассное мероприятие в музее боевой славы

Начальная школа

Нам дороги эти позабыть нельзя…

Внеклассное мероприятие в школьном музее боевой славы для учащихся II-IY классов

Т.Н. Шебурова, учитель начальных классов высшей квалификационной категории, руководитель школьного музея боевой славы МОУ «СОШ с. Пушанина», Белинский район, Пензенская область

В государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 - 2015 годы» определены приоритетные направления образования, среди которых важнейшим является увеличение воспитательного потенциала образовательного процесса. Ставится задача формирования у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности и самостоятельности, что должно усилить ориентацию школы не только на сообщение учащимся определенной суммы знаний, но и на развитие нравственных качеств личности, в том числе и патриотизма. Важным фактором формирования патриотизма у школьников является творческая деятельность (начиная от его создания), осуществляемая в рамках школьного музея.

Одной из форм работы школьного музея являются музейные вечера и открытые мероприятия для учащихся младшего, среднего и старшего возраста. Эта форма работы, на наш взгляд, не только не устарела, а наоборот, открывает большие возможности для осуществления патриотического и эстетического воспитания учащихся. Музейные вечера всегда дают возможность детям всех возрастов участвовать и глубоко прочувствовать всё, что они увидели и услышали. В организации таких вечеров в нашем музее принимают участие более 20 человек. В мероприятии «Нам дороги эти позабыть нельзя…» предполагается участие не только учащихся школы, но и ветеранов войны и труда.

Цель мероприятия: создание условий для формирования личности гражданина и патриота России, воспитание любви к Отечеству, духовности, нравственности на основе общечеловеческих ценностей.

Задачи: создание условий для эффективного патриотического воспитания школьников, эффективной работы по патриотическому воспитанию, обеспечивающей оптимальные условия развития у каждого ученика верности Отечеству, готовности приносить пользу обществу и государству; утверждение в сознании учащихся патриотических ценностей, взглядов и убеждений; воспитание уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям родного края.

Подготовка к мероприятию

Из учащихся 8 -11 классов создаются:

- творческая группа (4 человека) изучает музейные материалы, экспонаты, воспоминания ветеранов войны, ведет поиск фильмов и музыкальных произведений для создания наиболее сильного чувственного образа. Группа работает над представленным учителем экскурсионным материалом, готовит выступление;

- группа организаторов (2 человека) отвечает за приглашение ветеранов войны и труда;

- группа оформителей (2-3 человека) занимается подготовкой помещения к уроку - мужества.

В памятные дни проводятся уроки мужества (1 сентября – урок мира, 9 мая, 23 февраля).

Ожидаемые результаты: развитие патриотических чувств, ответственности у подростков; активное участие в работе школы патриотической направленности;

подготовка к сознательной службе в рядах Вооруженных Сил; поступление выпускников школы в высшие учебные военные заведения.

Ход мероприятия.

Звучит музыка.

1 ученик. Стой! Остановись! Время, замри! Замри и оглянись в прошлое. Оглянись на них, кого сейчас нет, кто сейчас с камня смотрит на нас с высоты своих памятников. Стой! Остановись! Никогда не проходи мимо гранитной стены, на которой золочеными буквами вписаны имена павших на поле боя, замученных в фашистских застенках, сожженных, повешенных, уничтоженных, но все-таки непокоренных. Остановись у красной стены, обагренной кровью погибших, красной стены - кровавой стены.

Война, война, пришла проклятая!

Сынов ты лучших забрала

И сколько горя, слез, отчаянья

Стране, народу принесла.

Учитель. Русская земля всегда славилась своими героями. Начиная с древнейших времен и кончая новейшей историей, миллионы ее сыновей и дочерей прославляли Русь на полях сражений и в труде.

70 лет мы живем без войны и столько лет помним каждый ее день – от первого до последнего. Помним расплавленные камни Бреста и Сталинграда, овраги Дубосекова и поля Прохоровки, пепел Хатыни. Во имя вечного продолжения жизни проливали кровь в боях наши отцы и деды, вершился титанический подвиг тыла во имя того, чтобы горели мартены и колосились хлеба, вставали новые светлые города, чтобы радостнее была наша жизнь. Мы помним, кому обязаны жизнью!

Звучит запись куплета и припева песни “Священная война” (муз. А.В. Александрова, сл. В.И. Лебедева-Кумача).


Учитель. Что такое война?

1 ученик Война - это разруха.

2 ученик. Война - это когда плачут дети и старики.

3 ученик. Война - это очень страшно. Война - это 1725 разрушенных и сожженных городов и поселков, свыше 70 тысяч сел и деревень в нашей стране.

4 ученик. Война - это 32 тысячи взорванных заводов и фабрик, 65 тысяч километров взорванных железнодорожных путей.

1 ученик.Война - это 900 дней и ночей блокадного Ленинграда. Это 125 граммов хлеба в сутки. Это тонны бомб и снарядов, падающих на мирных людей.

2 ученик.Война - это 20 часов у станка в день. Это урожай, выросший на соленой от пота земле. Это кровавые мозоли на ладонях таких же девчонок и мальчишек, как и ты.

3 ученик. Война… От Бреста до Москвы - 1000 км, от Москвы до Берлина- 1600. Итого: 2600 км - это если считать по прямой.

4 ученик. Кажется, мало, правда? Самолетом примерно четыре часа, а вот перебежками и по-пластунски - четыре года, 1418 дней.

Звучит запись фрагмента песни Б. Окуджавы «Нам нужна одна победа» (из кинофильма «Белорусский вокзал»).

Ведущий. Да. За ценой не стояли, бились на смерть наши воины. Всем вам известно, что переломным моментом войны стала Сталинградская битва, одна из героических страниц в истории нашего народа. В жестоком сражении люди проявили личный и коллективный героизм. Массовый героизм приводил врага в замешательство. Немцам были не понятны его причины, его корни, истоки. Подвиги простых русских солдат пугали врага, вселяли в него чувства страха. Читая страницы истории, знакомясь с подвигами людей, удивляешься их самоотверженности, силе, воли, мужеству. Что руководило их поступками? Любовь к Родине, стремление к светлому будущему, чувство долга, пример товарищей, сражавшихся плечом к плечу.

Звучит запись фрагмента песни Б. Окуджавы «До свидания, мальчики».

1 ученик.Защитники Москвы не дрогнули и в годы Великой Отечественной войны. Они проявляли чудеса героизма и храбрости. В решительных схватках с фашистами герои-панфиловцы обессмертили свои имена у разъезда Дубосеково. Они задержали 50 вражеских танков на четыре часа, уничтожили в неравном бою 8 танков и десятки фашистов, но не пропустили врага. «Велика Россия, а отступать некуда – позади Москва!» Эти слова политрука Василия Клочкова стали крылатыми, облетели весь фронт.

2 ученик.Подвиг двадцати восьми героев во главе с политруком Василием Клочковым известен всей стране. Однако биография Клочкова известна немногим. За восемь лет до начала Великой Отечественной войны он работал главным бухгалтером Пензенской почтово-телеграфной конторы, проявив себя грамотным и ответственным работником. В рамках празднования Дня российской почты на здании УФПС Пензенской области была открыта мемориальная доска Герою Советского Союза Василию Георгиевичу Клочкову.

3 ученик. На Бородинском поле немцы потеряли 117 танков, 226 автомашин, до 10 тысяч солдат. Здесь совершил подвиг наводчик 133 артиллерийского полка Ф.Я. Чихман. Оставшись один в живых, он подбил три танка, а после того как ему осколком снаряда оторвало руку, подбил еще один танк.

4 ученик. На подступах к Волоколамску 20 декабря 1941 г. совершил подвиг командир взвода 41 стрелковой бригады С.У. Куликов, закрыв собой амбразуру дзота. Получив тяжелые ранения, герой остался жив и продолжал потом сражаться с врагом. При освобождении Волоколамска совершил подвиг 15-летний Борис Кузнецов, застрелив троих немецких саперов, минирующих мост через реку Городню. Боря получил тяжелое ранение и скончался от ран, посмертно награжден медалью "За отвагу".

Учитель предлагает посетителям школьного музея назвать известные подвиги, совершенные в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., героев Советского Союза Белинского района, фамилию земляка, повторившего подвиг Александра Матросова.

Сообщения подготовленных учащихся

·Командир отделения Патрашков Михаил Яковлевич - младший сержант, наводчик пулемета. Родился в 1925 г. в деревне Балкашино Свищевского района, Пензенской области. 14 августа 1945 года в бою с японцами за станцию Лишучцзян устремился к огневой точке врага. Отважный герой, пронзенный пулеметной очередью, навалился на ствол пулемета. Вражеский пулемет замолк. Геройский подвиг Патрашкова обеспечил победу товарищам.

·Ежков Федор Андреевич родился в 1921 г. в селе Невежкино ныне Белинского р-на Пензенской области в семье крестьянина. С начала Великой Отечественной войны на фрон­те. Окончил ускоренные курсы политсостава. Парторг батальона 645-го стрелкового полка (202-я стрелковая дивизия, 27-я армия, 2-й Украинский фронт) лейтенант Ежков в бою 13 января 1945 г. у населенного пункта Турички (13 км севернее г. Лученец в Чехии) принял на себя командование двумя ротами, заменив вы­бывших из строя командиров, и умело ими ру­ководил в бою. Противник был разгромлен. Ф.А. Ежков был не только «душою» солдат, но и умелым командиром. Звание Героя Советского Союза присвоено в апреле 1945 г. Был награжден орденом Ленина, двумя орденами Отечественной войны 2 степени, орденом Красной Звезды, меда­лями.

·Мацыгин Пётр Иванович родился в селе Масловка ныне Белинского района Пензенской области в семье рабочего. В 1941 г. окончил Одесское военное пехотное училище. На фронте с июня 1941 г. Командир батальона 197-го стрелкового полка (99-я стрелковая дивизия, 1-я гвардейская армия, 1-й Украинский фронт). Преследуя противника, батальон Мацыгина первым ворвался в при­город г. Житомира, заняв выгодную по­зицию и отразив несколько контратак противника, удержал ее до подхода подкрепления. Звание Героя Советского Союза присвоено в январе 1944 г.

·Пушанин Иван Иванович - политрук пограничной роты 4-го пограничного полка Ленинградского пограничного округа, политрук, Герой Советского Союза.

Родился в 1913 г. в селе Мача, ныне Пушанино Белинского района Пензенской области, в семье крестьянина. . Член ВКП(б) с 1939 года.

Политрук 3-й роты 4-го пограничного полка политрук Иван Пушанин в декабре 1939 г. отличился в боях за хутор под городом Виипури (Выборг Ленинградской области). Овладев хутором, рота закрепилась в нем, стойко отражала контратаки двух батальонов противника. Свыше 30 суток продолжалась героическая оборона. Отважный политрук пал смертью храбрых в рукопашной схватке 25 февраля 1940 г. Подошедшие подкрепления разгромили врага И.И. Пушанин похоронен в братской могиле в посёеке Красносельское Выборгского района Ленинградской области.

1 ученица.

Чтоб стать мужчиной – мало им родиться,

Как стать железом – мало быть рудой.

Ты должен переплавиться. Разбиться.

И, как руда, пожертвовать собой.

Как трудно в сапогах шагать в июле.

Но ты — солдат и все сумей принять:

От поцелуя женского до пули

И научись в бою не отступать.

Готовность к смерти — тоже ведь оружье,

И ты его однажды примени...

Мужчины умирают, если нужно,

И потому живут в веках они.

М. Львов

Учитель. Героев наградили орденами, медалями, званиями, в их честь назвали улицы, площади, корабли… Нужно ли это мертвым? Нет. Это нужно живым. Чтобы не забывали.

Просмотр видеофильма «Салют Победе».

Звучит запись песни В. Высоцкого «Братские могилы».

Учитель. Около 40 миллионов советских людей погибло. Представляете, что это значит? Это значит - 30 убитых на 2 метра земли, 28 тысяч убитых ежедневно. Это значит - каждый четвертый житель страны погиб.

Я прошу встать тех, чьи родные и близкие погибли в годы Великой Отечественной войны.

Прошу встать тех, чьи родные и близкие воевали на фронтах Великой Отечественной.

Прошу встать и тех, чьи родные и близкие были в эвакуации, работали на трудовом фронте, голодали, подвергались лишениям в годы войны.

Сейчас мы еще раз вспомним их имена!

Учащиеся называют фамилии, имена и отчества своих родственников - участников войны, не вернувшихся с нее.

Учитель. Память – не просто дань славному прошлому. Забыть прошлое – значит, предать память о людях, погибших за счастье Родины. Если за каждого погибшего во второй мировой войне объявить минуту молчания, мир молчал бы 50 лет. Вечная им память! Почтим их память минутой молчания.

Звук метронома. Все встают.

Звучит запись песни «Поклонимся великим тем годам! (сл. М. Львова, муз. А. Пахмутовой) в исполнении И. Кобзона.

Учитель. Безгранична наша скорбь о погибших в войну. Но силу, а не слабость рождает она. Силу, восхищенную подвигом людей. Благодарность людям, отдавшим свою жизнь во имя нашей родины, стремление быть достойными их, наш долг ушедшим без времени не оплачен, наш долг любить Родину так, как они ее любили, сделать для народа всё, что они не успели. Наш долг чтить память тех, кто грудью заслонил Родину–мать в годину испытаний, когда ей угрожала опасность. Герои не умирают. Они сегодня зовут вперед. Спасибо же вам, живущим в нашей памяти, в наших делах! Земной вам поклон!

Использованная литература

    Воробьев В.П., Ефимов Н.В. Герои Советского Союза. Справочник. СПб., 2010.

    Герои и подвиги. Кн. 1. Саратов, 1966.

    Герои Советского Союза. Краткий биографический словарь. Т.1. М., 1987.

    Материалы сайта «Подвиг народа».

    Никифоров А.А., Пашков А.М. В памяти народа. Южно-Сахалинск, 1984

    Пограничная служба России. Энциклопедия. Биографии. М., 2008.

    Рощин И.И., Сеньков И.С. Парторги военной поры. М.,1983.

    Хлюпин В.И. Сыны России. М., 1985.