Сергеева Г.П."НЕИЗВЕСТНЫЙ СВИРИДОВ: ИЗУЧЕНИЕ ТВОРЧЕСТВА КОМПОЗИТОРА В ПРОЦЕССЕ САМООБРАЗОВАНИЯ ПЕДАГОГА-МУЗЫКАНТА".

  • Главная
  • Статьи на сайте
  • Сергеева Г.П."НЕИЗВЕСТНЫЙ СВИРИДОВ: ИЗУЧЕНИЕ ТВОРЧЕСТВА КОМПОЗИТОРА В ПРОЦЕССЕ САМООБРАЗОВАНИЯ ПЕДАГОГА-МУЗЫКАНТА".

Начальная школа

НЕИЗВЕСТНЫЙ СВИРИДОВ: ИЗУЧЕНИЕ ТВОРЧЕСТВА КОМПОЗИТОРА В ПРОЦЕССЕ САМООБРАЗОВАНИЯ ПЕДАГОГА-МУЗЫКАНТА

Г.П. Сергеева, кандидат педагогических наук, доцент кафедры

методики преподавания дисциплин художественно-эстетического цикла

ГБОУ ВО МО «Академия социального управления», Заслуженный учитель РФ

Значимые события в области культуры и искусства, несомненно, оказывают влияние на то, какие нравственные ценности, открывает для себя учитель, изучая их содержание. Обращение к проблеме самообразования актуально сегодня потому,что в системе российского образования коренным образом изменилась общая парадигма: обществом востребованы специалисты, наделенные профессиональными качествами широко эрудированной духовной личности, способной постоянно расширять багаж знаний, способов творческой деятельности, находиться в поисках новых решений, стремиться к «образованию через всю жизнь» [10, с.144].

Неслучайно, к проблеме самоопределения личности обращаются философы, культурологи, социологи, психологи. Так в трудах отечественного философа А.Г. Спиркина выделяется позиция, которая направлена на познание «Я» как центра всех осознаваемых процессов. Ученый полагает, что «Я» – «это личность, освещённая светом своего собственного сознания, «Я» – динамическая система высшего уровня, которая синтезирует целый ряд психических процессов, «Я» – высший регулятивный принцип психической жизни, связанный с самосознанием, самопознанием, самооценкой, самочувствием, самоощущением» [11, с. 586].

Самообразование педагога-музыканта направлено на то, чтобы в процессе изучения жизни и творчества деятелей культуры и искусства открывать для себя новые личностные качества этих выдающихся людей, выделять для своего профессионального совершенствования те черты их творческого процесса, которые будут оказывать влияние на поиск путей, направленных на формирование художественной культуры детей и подростков.

Отличительная особенность самообразования педагогов-музыкантов заключается в том, что музыка должна осознаваться ими как неотъемлемая часть их жизни, их педагогической деятельности, их досуга.

Для того, чтобы каждодневно совершать нелегкое восхождение к миру музыки, необходимо ее слушать, анализировать, исполнять, придумывая методические «ходы» для знакомства школьников с новыми музыкальными сочинениями, говоря словами поэта Н. Заболоцкого – не позволять «душе лениться».

Музыка великого композитора XX века Георгия Васильевича Свиридова звучит в нашей жизни постоянно, звучит на страницах учебников по музыке, искусству, мировой художественной культуры. «Музыка, – писал Г.В. Свиридов, – предназначена для духовного совершенствования человека. В этом ее основная

миссия».

Сегодня я хочу привлечь внимание педагогов-музыкантов к малоизвестной широкой слушательской аудитории музыке композитора, одному из последних сочинений – циклу «Песнопения и молитвы». Этот хоровой цикл можно расценить как его завещание, его признание в любви к «России – стране простора,

стране песни, стране минора, стране Христа» [4, с. 2].

Над циклом духовных песнопений композитор работал последние 10 лет жизни. Монументальная хоровая композиция разделена на 5 тематических частей и состоит из 26-ти произведений на темы Священного Писания и слова богослужебных текстов. В 1995 г. этот цикл Свиридова был отмечен Государственной премией Российской Федерации.

Путь композитора к музыке религиозной традиции был долгим. Вспомним его «Запевку» для смешанного хора на стихи И. Северянина:

О России петь – что стремиться в храм

По лесным горам, полевым коврам...

О России петь – что весну встречать,

Что невесту ждать, что утешить мать...

О России петь – что тоску забыть,

Что Любовь любить, что бессмертным быть!

1925 г.

«Я хочу создать миф: Россия». Пишу всё об одном, что успею, то сделаю, сколько даст Бог» [4, с. 350]. Три хора Свиридова к трагедии А. Толстого «Царь Фёдор Иоаннович» Малого академического театра («Молитва», «Любовь святая», «Покаянный стих») открыли еще одну грань творчества композитора. Это, по существу, первое сочинение композитора, написанное на слова Православного обихода и официально разрешенного властями к публичному исполнению. Молитва «Любовь святая» («Ты любовь, ты любовь, ты любовь святая, от начала ты гонима, кровью политая») – по мнению Свиридова, это «тема Вечной женственности…, воплощение подсознательной стихийной Мудрости Женщины, ее бесконечной доброты, её внутренней силы….тема любви…, доброта и любовь, беззащитная в своей обнажённости, и жертвенная [4, с. 93].

Произведения религиозной направленности у Свиридова появлялись в следующем хронологическом порядке: «Из песнопений Пасхи» (1978 г.), «Песни Великой Субботы» (1979 г.), «Обедня» (1981 – 1985 гг.), «Величие Пасхи» (1985 г.), «Из мистерии» (1985 г.), «Песнопение и молитвы» (1985 – 1997 гг.).

По мнению исследователя творчества Г.В. Свиридова, его племянника А.С. Белоненко, собравшего, систематизировавшего и издавшего через Благотворительный фонд Свиридова многотомное собрание сочинений композитора, что цикл хоровых сочинений «Песнопения и молитвы», подготовленный самим Свиридовым к печати, это «всего лишь малая, надводная часть музыкального «айсберга», таящегося в рукописном море личного архива композитора» [2, с. 11].

Если исполненная еще при жизни композитора редакция «Песнопений и молитв» насчитывает 16 частей, то в композиционный план основного сочинения, имеющего условное название «Из литургической поэзии», входит 43 (сорок три!) наименования. В этом грандиозном по масштабу произведении традиционные для православного богослужения тексты переложены композитором как для хора без сопровождения (что соответствует неписаному канону православного богослужения), так и для солистов, хора в сопровождении оркестра.

Религиозная линия творчества Г.В. Свиридова рассматривалась в ряде теоретических исследований музыковедов, искусствоведов, деятелей хорового искусства – М.Ю. Артёмов, А.С. Белоненко, И.В. Бровина, А.Б. Вульфов, Л.А. Кинаш, А.А. Корольков, М.М. Лучкина, В.А. Маторина, А.Н. Сохор, Р.С. Леденев, Е.А. Федулова, А.А. Чернушенко и др.

Исследователи отмечают, что «Песнопение и молитвы» «уникальны по своим масштабам, возвышенности, чистоте и мощи духовного наполнения, никем непревзойдённая вершина в области церковной музыки. Незавершенность этой гигантской эпопеи, не имеющей аналогов в мировой музыкальной культуре последнего времени, не уменьшает силы впечатления (эмоциональной, духовной, музыкальной). Музыка «Песнопений и молитв» – это не музыка для храма, а музыка, зовущая в храм, которая, по мысли Г.В. Свиридова, рождалась от десницы Господа «…как будто я перешагнул через 2000 лет и прикоснулся к самому Христу» [5, с. 153].

Композитор писал о том, что его желание сочинять духовную музыку не случайно. «Когда я думаю о музыке, мне вспоминается, что она исполнялась в соборах и церквях... Мне хочется, чтобы к ней было такое же святое, такое же трепетное отношение, чтобы в ней искал, а главное находил ответы наш слушатель на самые важные, самые сокровенные вопросы своей жизни, своей судьбы… Хор и православное пение произвели на меня как на музыканта громаднейшее в жизни впечатление, я с ним, в сущности, живу до сих пор. Эта форма музыки с детства впиталась в меня» [1, с. 153].

Православие для Георгия Васильевича – это не седая старина, а проживание собственной жизни по Евангельским заветам. Его духовная музыка предопределена православными убеждениями самого композитора. «Композитор в своей музыке не изображает, а словно иконописец, запечатлевает лики Богоматери, Иисуса Христа, апостола Иоанна Богослова. Обращение к этим образам результат не простого эксперимента или дань традиции, а

внутренняя потребность христианской души великого мастера» [11, с. 12].

Почему же сегодня мы размышляем о том, каким образом приобщить детей и подростков к неизвестному Свиридову, его религиозной музыке? Вероятно потому, по мысли самого композитора, музыка религиозной традиции, «есть часть религиозного сознания Народа. Каждый народ имеет свою особенность, и эта

особенность запечатлена в культуре народа. Надо беречь родной язык, родную речь, свою музыку, свою национальную особенность, общность – всё, что отличает людей одного от другого, один народ от другого, все, что придает разнообразие, разноцветность и красоту миру, в котором мы живем»

[4, с. 391].

Подчеркнем – разноцветность и красота, поиск Истины, Добра, Гармонии в собственной душе, диалоге с другими людьми, с культурой Мира в целом.

Задача эта непростая, и решать её нужно бережно, деликатно, без назидательности и нравоучений. К сожалению, приходится констатировать тот факт, что школьникам часто непонятны слова хоровых сочинений. В этом случае эмоционально окрашенное восприятие хоровых образцов духовной музыки Свиридова целесообразно начинать с текста, привлекая при этом разнообразные ассоциации: живописные (иконы, фрески),архитектурные (храм, его изображения в природном интерьере, внутреннее убранство). Вспомним первую строку Евангелия от Иоанна (Новый Завет): «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и

Слово было Бог».

Обратимся к одной из частей цикла «Песнопения и молитвы» – «Величание Богородицы».

О, всепетая, Мати, Родшая всех святых святейшее Словою Радуйся, невеста неневестная. Радуйся, святая, Пречистая Мати!


Вот уже две тысячи лет воспевается образ Божией Матери. Ей посвящают свои творения художники и скульпторы, поэты и композиторы. Россию называют домом Богородицы. Недаром среди многих обращений к Богородице – Дева Мария, Царица Небесная, Мадонна – есть обращение: Всепетая, всеми

прославляемая, воспеваемая. У А.С. Пушкина читаем:

Одной картины я желал быть вечный зритель,

Одной: чтоб на меня с холста, как с облаков,

Пречистая и наш Божественный Спаситель –

Она с величием, он с разумом в очах –

Взирали, кроткие, во славе и в лучах…

Образ Марии – матери Иисуса Христа, Спасителя мира, в сознании школьников может соединиться с образом мамы. Земля, Родина, Природа, Красота, Любовь – каждое из этих слов можно соединить со словами: Матушка, Мать, Материнская. Ведь самое дорогое, родное, святое в жизни каждого

человека связано с матерью [6, с. 43 – 46].

Красота музыки «Величание Богородицы» Г.В. Свиридова, трепетный характер звучания хора a capella, неторопливый стиль повествования, возвышенно-торжественный строй не может оставить равнодушными ни взрослых, ни детей, так как она «сохранила в себе свет призывающей благодати» [8, с. 53].

Свиридов, претворяя литургические традиции в музыке, создал миф о России.

Исследователи считают, что «выражая в музыке и собственное видение судьбы России, и свойственные ряду русских мыслителей интуитивные прозрения, <…> необходимо уловить в изменчивости исторических реалий и запечатлеть нечто сущностное – то, чем определяется бытие национальной культуры, а в соотнесении с этим сущностным – и мало подвластные времени ценностные ориентиры народа, эту культуру созидавшего» [7, с. 26].

Русский писатель П.И. Мельников-Печерский тридцать лет тому назад сказал: «Мы к старости выслуживаем лицо, как солдат Георгия". Какое удивительное лицо он, Свиридов, выслужил!

Но самое замечательное, что наша культура, наша музыка «выслужила» такого могучего Георгия Победоносца, каков есть Георгий Свиридов…» [3].

Неизвестный Свиридов ждет от почитателей своего таланта новых встреч. Слушайте, исполняйте музыку великого русского композитора, находите в ней, как сказал П.И. Чайковский «подпору и утешение». Пусть литургическая музыка Г.В. Свиридова поможет каждому из нас ответить на вопросы:

Что внезапно в ней свершилось?

Тоскованье ль улеглось?

Сокровенное ль открылось?

Невозможное ль сбылось?

А.К. Толстой

Использованные источники

1. Белоненко, А. С. Начало пути (К истории свиридовского стиля) // Музыкальный мир Георгия

Свиридова: сб. ст. / сост. А. Белоненко. — М.: Сов. композитор, 1990. С. 146 – 164.

2. Белоненко А.С. Из чего рождается гармония/Текст музыки. Персоналии: Г.В. Свиридов //Открытый

текст: Электронное периодическое издание. URL:

http://www.opentextnn.ru/music/personalia/sviridov/ с. 11. Дата

обращения 12.11.15

3. Гаврилин В. Три времени года / Советская музыка. 1985.

№ 12.

4. Георгий Свиридов. Музыка как судьба /сост., авт. предисл. и коммент. А.С. Белоненко. – М.: Мол.

гвардия, 2002. – 798 [2] с.: ил. – (Б-ка мемуаров: Близкое прошлое; Вып.2).

5. Кинаш Л.А. Философско-культурологические основания музыкального творчества Г.В. Свиридова.

Дис…канд. философ. наук: 24.00.01. – Белгород, 2015. – 163 с.

6. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Музыка.

3 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. – М.: Просвещение, 2015. – 128 с.

7. Лучкина М.М. Миф о России в творчестве Г.В. Свиридова:

автореф…дис…канд. искусств: 17.00.02. – М., 2012. – 30 с.

8. Медушевский В.В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. М.,

1976. – 254 с.

9. Сергеева Г.П. Научно-методическое сопровождение последипломного образования

педагогов-музыкантов: моногр. –

М.: Триумф, 2014. – 166 с.

10. Спиркин, А.Г. Философия [Текст]: учебник для выс. учеб. заведений. 2-е изд. – М.: Гардарики,

2006 – 736 с.

11. Федулова Е.А. Претворение литургических традиций в

духовной музыке Георгия Свиридова. Автореф…дис…канд.

искусствоведения: 17.00.02. – Манитогорск, 2010. – 20 с.