Ибрагимова О.В. "ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ МУЗЫКАЛЬНЫХ ВПЕЧАТЛЕНИЙ ШКОЛЬНИКОВ КАК СРЕДСТВО ПОЗНАНИЯ МУЗЫКИ Г.В. СВИРИДОВА"

  • Главная
  • Статьи на сайте
  • Ибрагимова О.В. "ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ МУЗЫКАЛЬНЫХ ВПЕЧАТЛЕНИЙ ШКОЛЬНИКОВ КАК СРЕДСТВО ПОЗНАНИЯ МУЗЫКИ Г.В. СВИРИДОВА"

Начальная школа

ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ МУЗЫКАЛЬНЫХ ВПЕЧАТЛЕНИЙ ШКОЛЬНИКОВ КАК СРЕДСТВО ПОЗНАНИЯ МУЗЫКИ Г.В. СВИРИДОВА

Ибрагимова О.В.,

учитель музыки и МХК МАОУ «Гимназия «Тарасовка»

Пушкинский район, Московская область,

кандидат педагогических наук,

доцент кафедры методики преподавания дисциплин

художественно-эстетического цикла ГБОУ ВО МО АСОУ

«Роль искусства в России, его художественная и нравственная функция немного иные, чем в других

мировых пространствах.

Мы склонны придавать искусству совершенно особое значение. Мы верим в его предназначение,

возвышающую и преобразующую силу»

Г.В. Свиридов

Георгий Васильевич Свиридов один из немногих композиторов второй половины XX века, который не утратил национальное начало в музыке, противостоя тенденциям«глобализации» современного мира. Композитор, воспевший Россию, Г.В. Свиридов и сегодня остается для нас не только патриотом, но и как гениальный провидец, является современником, чье творчество звучит актуально.

Основные положения Федерального государственного образовательного стандарта «второго поколения» диктуют «необходимость освоения педагогами-музыкантами его базовых категорий и понятий, которые составляют «фундаментальное ядро содержания образования». В него включены: базовые национальные ценности, хранимые в религиозных, культурных, социально-исторических, семейных традициях народов России, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие эффективное развитие страны в современных условиях».

Сегодня педагоги ищут новые подходы и технологии формирования базовых национальных ценностей. Авторы учебников по предмету «Музыка» (1 – 4

классы) Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.И. Шмагина, предлагают музыкальный материал, который помогает развитию чувства любви к Родине, к русской природе, к истории и самобытной культуре русского народа [3]. Творчество Г.В. Свиридова проходит сквозной линией во всех классах начальной

школы. Это музыка фортепианная, симфоническая, хоровая, которая так многогранна, как музыкальный иконостас. В ней отражена целая эпоха жизни русского человека, с его переживаниями, надеждами, радостями, победами: Русь крестьянская, «золотой век» пушкинской эпохи, революционные потрясения, патриотический подъем и самоотверженная борьба за освобождение родной земли. Все произведения Г.В. Свиридова, которые предлагаются для слушания и анализа на уроке музыки, отражают главную идею сегодняшних опасений – утраты своей национальной идентичности, которую так остро

ощущал сам композитор.

Первая встреча школьников с музыкальным наследием Георгия Васильевича Свиридова происходит в 1 классе. Тема «Музыка осени» дает возможность услышать фрагмент «Осень» из «Музыкальных иллюстраций» к повести А.С. Пушкина «Метель» и высказать свои впечатления об этой музыке. Первокласснику предлагается подобрать стихотворные строки, которые созвучные музыкальной иллюстрации Свиридова. С первых встреч с музыкальной классикой начинается работа по развитию восприятия и ассоциативно-образного мышления школьников.

Впервые на уроке первоклассники слышат слова, которые как сквозная ниточка, будут соединять их встречи с русской музыкой. Любовь к родному краю, к Родине, к русской природе выражено музыкально через красивую певучую мелодию. Школьники узнают о том, что таких композиторов называют мелодистами.

Ранее на уроках музыки учащиеся знакомились с тем, «что музыка живое существо: в ней бьется сердце, стучит пульс. У музыки есть и душа – это ее

мелодия».

Школьники закрепляют первичные представления о том, что национальное начало в своей музыке Г.В. Свиридов находил в своих мелодиях. А откуда черпал

композитор свое вдохновение? Обязательно, хоть один ученик в классе безошибочно ответит на этот вопрос: русская народная песня. Основа мелодий Свиридова – русская песня, источник его интонаций. Так, постепенно происходит постижение музыки Г.В. Свиридова и узнавание русской души, русской природы, поэтического и литературного наследия, русского уклада жизни, великой русской поэзии.

В теме «Все в движении» второклассники вновь встречаются с музыкой Г.В. Свиридова, слушая произведение «Тройка». Задача учителя не только представить музыкальную иллюстрацию и определить с учениками образ зимней дороги, заснеженных просторов русских полей, летящие сани с тройкой лошадей. Важно узнать композиторскую мысль в нотах, разобраться с нотными записями мелодии и аккомпанемента, которые можно увидеть в учебнике. Проследив характер исполнения распевной мелодии и «дрожащих» струнных, учащиеся без труда определяют образный строй музыкального произведения.

На уроке музыки во втором классе продолжается формирование музыкальной образности и понятий: выразительность и изобразительность. Музыкальные образы Свиридова помогают услышать средства, которые создают ту самую изобразительность. Творческие задания (рисунки, программки, подбор звучащих картин) учащихся становятся музыкальными иллюстрациями на уроке.

Тема «Природа и музыка» дает возможность послушать школьникам уже знакомое произведение Г.В. Свиридова «Весна. Осень». После прослушивания музыки и анализа зрительного ряда – картин В.Э. Борисова-Мусатова, ученикам предлагается подумать над тем, как композитор и художник – каждый по-своему – выразил свое отношение к временам года, ответить на важный вопрос: «Какие чувства ты испытываешь, когда слушаешь музыку Г.В. Свиридова и смотришь картины Борисова-Мусатова?»

В рабочей тетради ребята выполняют творческое задание и подбирают цветовой фон для музыки «Весна. Осень» Г.В. Свиридова, а ноты, которые меняют окраску звучания, обводят красным фломастером. Любование русской природой, заложенное на уроках музыки, найдет свое продолжение, когда речь пойдет о музыкальных образах М.И. Глинки, Н.А. Римского-Корсакова, А.П. Бородина, М.П. Мусоргского, П.И. Чайковского, С.С. Прокофьева. Во втором классе должна обязательно прозвучать мысль о том, что Г.В. Свиридов очень бережно хранил мелодию, как драгоценное сокровище, по выражению М.И. Глинки, «душу

музыки».

В третьем классе встреча с музыкой Г.В. Свиридова предлагает такие понятия как речевая выразительность, интонация русской песенности. Тема «Люблю я грусть твоих просторов» знакомит школьников с важной страницей творчества композитора. Слово и музыка у Свиридова находятся всегда в единстве, и слово мастер понимал как основу мировоззрения, на котором вырастает его творчество. Он говорил, что «Слово несет в себе Мысль о свете… Музыка же несет Чувство,Ощущение, Душу мира. Вместе они образуют Истину мира» [2].

Впервые хоровое произведение «Запевка» («О России петь – что стремиться в храм») на стихи Игоря Северянина звучит на уроке в разных исполнениях. В учебнике третьего класса есть нотные строки, которые учащиеся могут увидеть и услышать как музыкальную мысль автора. Неторопливость, торжественность, выразительность мелодии помогает школьники проанализировать смысл слова и исполнить произведение так, как задумывал Г.В. Свиридов.

Первая часть из «Маленькой кантаты» на стихи Бориса Пастернака «Снег идет…» знакомит школьников с лирической зарисовкой зимней природы. Ребята не только слушают хоровое звучание, но и сопровождающий его оркестр струнных, арфы, челесты, двух флейт. Беседа о музыке выстраивает как диалог о родстве музыкальных и поэтических интонаций в вокальной музыке Г.В. Свиридова.

В обсуждениях на уроке главной мыслью должна прозвучать идея родства интонаций народной песни и православного песнопения как источника свиридовских мелодий. Г.В. Свиридов писал: «Народная песня и старая церковная музыка – вот то, что лежит в фундаменте нашей культуры».

В четвертом классе перед школьниками открывается широкая панорама образов музыки Г.В. Свиридова. Тема «Приют спокойствия, трудов и вдохновенья…» дает большие возможности приобщения школьников к музыке Г.В. Свиридова на сюжеты А.С. Пушкина.

Выстраивается урок на музыкальном материале, обращенном к образу русской дворянской усадьбы Михайловское, к жизненному укладу эпохи Отечественной войны 1812 года, к художественному стилю – романтизм, к образу великого поэта и писателя Александра Сергеевича Пушкина. По-новому звучат произведения «Весна. Осень», характеризуя не только времена года, но и чувства человека.

Красочность мелодий «Пасторали» позволяет на уроке проводить интонационно-образный, жанрово-стилевой анализ, говорить о музыкальных сочинениях Свиридова, как о шедеврах, несущих воспитательный потенциал. Эмоциональность, выразительность, изобразительность, красочность и мелодичность с одной стороны, и, с другой стороны, призыв любить, оберегать матушку-Русь,

заботиться об историческом и культурном наследии сегодня, пронести через века то ценное, что сделали предшественники для России. Преемственность музыкальных впечатлений школьников состоится в том случае, если в процессе диалога будут показаны результаты размышлений, творческих работах,

концертных выступлений учащихся, связанных с музыкальным наследием композитора.

На уроке музыки в начальной школе очень много ярких встреч с музыкальными образами разных композиторов, но именно музыка Г.В. Свиридова захватывает души ребят и они безошибочно определяют его стилевые и интонационные особенности на заключительных уроках и концертах-загадках.

В пятом, шестом, седьмом классах школьники вновь встречаются с музыкой Г.В. Свиридова [4]. В теме «Писатели и поэты о музыке и музыкантах» авторы учебника предлагают школьникам вспомнить народное выражение и поговорку: «золотых дел мастер», «дело мастера боится». Задача – привлечь внимание учащихся к значимости музыки в жизни человека. Школьники знакомятся с отрывком из рассказа Виктора Астафьева «Слово о Мастере». Пятиклассники узнают о том, что писатель назвал Мастером – Георгия Васильевича Свиридова и делают вывод, что «мудрыми страдальцами», «вечными странниками»,

«гениями человечества» писатель называет людей, которые жизнь отдали за служение Отечеству, Миру,Человеку [5, с. 43 – 44].

В шестом классе полностью будут звучать музыкальные иллюстрации в теме «Образы симфонической музыки», прозвучит кантата «Снег идет». Самое ценное для учителя, что говорят о музыке Г.В. Свиридова подростки: «Самое важное качество музыки Г.В. Свиридова это Свет, который несет композитор через столетия»;«Музыку Свиридова нужно слушать и исполнять чаще, тогда мир станет добрее»; «Музыка Свиридова оставлена нам как великий Дар, нам и нашим потомкам».

Как духовное завещание сегодня звучит обращение самого Г.В. Свиридова к своим слушателям: «Русским надо осознать себя как народ. Всеми силами хочу, чтобы россияне обрели чувство уверенности в себе, чувство солидарности».

Георгий Васильевич Свиридов – композитор, художник, гражданин, думающий о судьбе России, о судьбе народа, о душевной красоте человека и талантливых людях, которыми гордится Отечество.

«Свиридовское музыкальное наследие – мелодическая заповедь будущим поколениям, мелодический завет, как оставляли такие заветы будущим поколениям Глинка и Бородин, Мусоргскийи Чайковский, Римский-Корсаков и Глазунов». [1, с. 28].

Использованная литература

1. Вульфов А.Б. Георгий Свиридов в воспоминаниях

современников. – М.: Мол. гвардия, 2006. – 768 с. – с. 28

2. Георгий Свиридов. Музыка как судьба /Сост.,

авт. предисл. и коммент. А.С. Белоненко. – М.: Мол. гвардия, 2002.

– 798 [2] с.: ил. – (Б-ка мемуаров: Близкое прошлое; Вып.2).

3. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Музыка.

Учебники для общеобразовательных организаций. 1 – 4 классы. –

М.: Просвещение, 2015.

4. Сергеева Г.П., Критская Е.Д. Музыка. Учебники для

общеобразовательных организаций. 5 – 6 классы. –

М.: Просвещение, 2015.

5. Сергеева Г.П. Уроки музыки. Поурочные разработки. 5 –

6 классы / Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская. – М.: Просвещение, 2014