Великая Отечественная война 1941-1945 гг.

Начальная школа

Великая Отечественная война 1941-1945 годов

Урок окружающего мира. IVкласс

И.Ю. ЛЮТИНА,

учитель начальных классов, школа № 63 с углубленным изучением отдельных предметов, г. Екатеринбург

Оборудование: учебники (УМК «Начальная школа ХХI века, авторы: Н.Ф. Виноградова, Г.С. Калинова); мультимедийное оборудование; презентации («Блокада Ленинграда», «Николай Кузнецов, «Пионеры-герои»); аудиозаписи (сообщение о начале войны, песня Б. Окуджавы "Нам нужна одна победа (Десятый наш десантный батальон)», стук метронома); выставка фотоматериалов «История моей семьи в истории моей страны»; ватман с вопросами, задания для групповой деятельности; простые карандаши; георгиевские ленточки.

Цель урока: формировать уважительное отношение к подвигам людей на войне, историческую память о героизме советского народа, воспитывать благодарность к участникам Великой Отечественной войны, хранить память о героизме советского народа.

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Актуализация знаний о начале Великой Отечественной войны, знакомство с событиями блокадного Ленинграда

Познавательные УУД:

ориентироваться в учебнике; обосновывать свои суждения; делать выводы;

обобщать; представлять сообщения на заданную тему.

Регулятивные УУД:

определять задачи, способы решения; планировать и действовать по намеченному плану; понимать перспективы дальнейшей работы; оценивать степень успешности / неуспешности работы (своей и товарищей).

Коммуникативные УУД:

высказываться на предложенную тему; составлять ответы на вопросы;

владеть монологической формой речи

Испытывать чувство гордости за народ, Россию; благодарность, уважение к участникам Отечественной войны;

Осознавать ответственность за происходящее в стране

Домашнее задание. Выбрать вопрос, на который не найден ответ, приготовить сообщение.

Ход урока.

I. Организационный момент.

Учащиеся проверяет наличие учебных принадлежностей, сообщают о готовности к уроку. Учитель настраивает их на работу.

II. Беседа, подводящая к тебе урока.

- Сегодня мы с вами прикололи к одежде георгиевские ленточки. Кто из вас знает, когда она появилась? Что символизирует георгиевская ленточка в настоящее время? Кто хочет об этом больше узнать? (Ответы учащихся.)

Георгиевская ленточка появилась в 1769 году как составная часть воинской награды России – Императорского ордена Святого Великомученника и Победоносца Георгия. Екатерина II повелела вручать его офицерам за мужество и особые заслуги на полях сражений.

Распространяемые сегодня перед Днем Победы ленточки – символ нашего уважения к ветеранам, благодарность людям, отдавшим все для фронта. Это символ памяти о событиях Великой Отечественной войны.

III. Определение темы, целей урока.

    - Какая тема будет рассматриваться на уроке? (Тема урока – «Великая Отечественная война».)

    Представим, как это было. (Учитель включает аудиозапись сообщения диктора Ю. Левитана о начале войны.)

    Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите слово «война»? (Разруха, смерть, горе, голод, бомбежки, смерть.)

IV. Актуализация знаний и способов действий.

- Что вы знаете о Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.? (Высказывания учащихся.)

Какие источники информации вам помогли узнать об этом? (На классных часах мы говорили о Георгии Константиновиче Жукове, разведчике Николае Кузнецове, пионерах-героях. Мы готовили сообщения, читали книги, посещали музеи, рисовали, разучивали стихи и песни, готовили проекты и презентации на тему Великой Отечественной войны.)

Какие героические истории войны нам важно сегодня вспомнить? (Учитель организует деятельность детей в соответствии с их предложениями.)

V. Актуализация знаний.

Подготовленный ученик рассказывает о блокаде Ленинграда. Учитель организует помощь в показе презентации, в создании благоприятных условий для выступления. Затем задает вопросы.

- Сколько дней длилась блокада города? Благодаря чему город выжил? (Ответы учащихся.)

VI. Открытие нового знания.

Ученик рассказывает о разведчике-уральце. Учитель помогает показывать презентацию, создает благоприятные условия для выступления ученика.

- Кто из уральцев показал пример беззаветной любви к Родине, пример героизма, бесстрашия и самопожертвования? Какими качествами характера нужно обладать, чтобы выполнять работу разведчика? (Ответы учащихся.)

VII. Исполнение песни Б. Окуджавы "Нам нужна одна победа" («Десятый наш десантный батальон»).

Учитель организует деятельность учеников. Учащиеся поют песню, выполняют ритмические движения под музыку.

VIII. Смысловое чтение, анализ текста учебника.

- Как, знакомясь с новым текстом, мы его анализируем? (Карандашом ставим пометки: «+» - знаю; «-» - не знаю; «V» - слышал, но недостаточно владею информацией.)

Приготовьте простые карандаши. Прочитайте текст. (Учащиеся, читая текст, ставят на пометки карандашом.)

Текст с пометками

В истории России было немало войн, о которых ты узнаешь в старших классах. +

Великая Отечественная война 1812 года. Наполеон вторгся в Россию.

12 июня 1912 г. – 31 декабря 1912 г.

Самая тяжелая из них – Великая Отечественная война 1941-1945 годов. +

27 млн. человек.

Она началась 22 июня 1941 года. На рассвете этого дня немецко-фашистская армия вторглась на территорию нашей страны. +

Вражеская авиация бомбила советские города и села. Границу перешли танки, пехота на мотоциклах и грузовиках. V

Первыми приняли на себя удар пограничники. Советские солдаты сражались как герои, но силы были неравными. V

- Какую еще Отечественную войну вы можете назвать? Назовите число погибших в войне. Какой пограничный город принял на себя удар? Кто поможет дополнить сведения и назвать период защиты Брестской крепости? Какой город принял на себя тяжелый бомбовый удар? (Ответы учащихся.)

IX. Итог урока. Рефлексия.

- В начале учебного года вы записали вопросы, ответы на которые хотели бы узнать. (Учитель показывает плакат cвопросами.)

На все ли вопросы вы нашли ответы? Почему? (Высказывания учащихся.)

Что нужно сделать, чтобы найти ответы на все вопросы? (Заниматься самообразованием. Изучать, узнавать, исследовать, читать, смотреть фильмы, программы, путешествовать.)

Что символизирует георгиевская ленточка? (Ответы учащихся.)

Как можно почтить память погибших на войне? (Минутой молчания.)

Объявляется минута молчания. (Звучит стук метронома. Все встают.)

    Вспомним всех поименно,

    Всех героев бесстрашных.

    И, склоняя знамена

    Перед памятью павших,

    Вспомним всех поименно,

    Горем вспомним своим…

    Это нужно не мертвым,

    Это нужно живым!

    Р. Рождественский

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

http://www.vesti.ru

http://www.er3ed.qrz.ru