Детство, опаленное войной

Начальная школа

Детство, опаленное войной

Внеклассное занятие

Н.Л. БЕЛАЯ,

школа-интернат № 1, г. Воркута

Ход занятия.

1-й ученик.

У каждого есть в жизни берег детства,

Где море сказок и волшебных снов.

На эту красоту не наглядеться!

Так хочется вернуться вновь и вновь

Туда, где легкокрылые мечтанья

Летят искать в тумане острова,

Где рыбок чуть заметное мельканье,

Где спряталась подводная трава…

2-й ученик.

Где в брызгах солнца радужных купаясь,

Плывет, уходит в голубую даль

Такой знакомый белый-белый парус!

И расставаться с ним немного жаль…

Учитель. Что вы представляете, когда слышите слово «детство»? (Ответы учащихся.)

Похожи ли ваши представления на содержание этих фотографий? (Демонстрируются слайды на тему «Детство, опаленное войной».)

Какими словами можно охарактеризовать слово «детство»? (Ответы учащихся.)

Прочитайте слова. (Демонстрируется слайд со словами «СЧАСТЬЕ», «РАДОСТЬ», «СМЕХ», «СОЛНЦЕ», «ЛЮБОВЬ», «ДРУЗЬЯ».)

Какие эмоции возникают у вас, когда вы слышите слово «ВОЙНА»? (Ответы учащихся.)

В жизнь миллионов советских детей война ворвалась 22 июня далекого 1941 года. (Демонстрируются слайды на тему «Начало войны».)

3-й ученик.

В тот день июньский на рассвете,

Вступая в бой, святой и правый,

С отцами поравнялись дети

Геройством, доблестью и славой…

Учитель. Великая Отечественная война– одно из самых ужасных испытаний, выпавших на долю советского народа. Она имела тяжелые последствия для жизни целого поколения.

Дети и война– несовместимые понятия. Война ломала и калечила судьбы детей, но они жили и работали рядом со взрослыми, своим посильным трудом старались приблизить Победу.

«Да разве может ребенок что-либо сделать для фронта?» - скажете вы. Сегодня в это трудно поверить, но ваши ровесники, едва научившись складывать буквы в слова, начинали помогать фронту наравне с взрослыми. Они осваивали станки на заводах, технику на полях, дежурили на крышах во время бомбежек, собирали вещи в армию для солдат. Как могли, они приближали День Победы. (Демонстрируются слайды на тему «Вклад советских детей в Великую Победу».)

Мальчишки и девчонки… На их хрупкие плечи легла тяжесть невзгод, бедствий, горя военных лет. И не согнулись они под этой тяжестью, стали сильнее духом, мужественнее, выносливее. Самые обыкновенные мальчишки и девчонки. До войны они учились, играли, бегали-прыгали, разбивали носы и коленки. Их имена знали только родные, одноклассники и друзья. Но пришел час, и они показали, каким огромным может стать маленькое детское сердце, когда разгорается в нем священная любовь к Родине и ненависть к ее врагам.

4-й ученик.

Майор привез мальчишку на лафете.

Погибла мать. Сын не простился с ней.

За десять лет на том и этом свете

Ему зачтутся эти десять дней.

Его везли из крепости, из Бреста.

Был исцарапан пулями лафет.

Отцу казалось, что надежней места

Отныне в мире для ребенка нет.

Отец был ранен, и разбита пушка.

Привязанный к щиту, чтоб не упал,

Прижав к груди заснувшую игрушку,

Седой мальчишка на лафете спал.

Мы шли ему навстречу из России.

Проснувшись, он махал войскам рукой...

Ты говоришь, что есть еще другие,

Что я там был и мне пора домой...

Ты это горе знаешь понаслышке,

А нам оно оборвало сердца.

Кто раз увидел этого мальчишку,

Домой прийти не сможет до конца.

Я должен видеть теми же глазами,

Которыми я плакал там, в пыли,

Как тот мальчишка возвратится с нами

И поцелует горсть своей земли.

За все, чем мы с тобою дорожили,

Призвал нас к бою воинский закон.

Теперь мой дом не там, где прежде жили,

А там, где отнят у мальчишки он.

К. Симонов

Учитель. Многие пионеры, несмотря на свой юный возраст, уходили в подполье, на фронт, в партизанские отряды. Маленькие герои большой войны… Они сражались рядом со старшими – отцами, братьями, рядом с коммунистами и комсомольцами. Сражались повсюду. На море, как двенадцатилетний Боря Кулешин. В небе, как пятнадцатилетний Аркадий Каманин. В партизанском отряде, как двенадцатилетние Марат Казей и Валя Котик, пятнадцатилетние Леня Голиков и Саша Чекалин. В Брестской крепости, как четырнадцатилетняя Валя Зенкина и пятнадцатилетний Петя Клыпа. В керченских катакомбах, как четырнадцатилетний Володя Дубинин. И ни на миг не дрогнули юные сердца!

Их повзрослевшее детство было наполнено такими испытаниями, что, придумай их даже очень талантливый писатель, в это трудно было бы поверить. Но это БЫЛО в истории нашей страны, БЫЛО в судьбах ее маленькихдетей – обыкновенных мальчишек и девчонок…

5-й ученик.

В нашей истории много событий,

Где приходилось отстаивать Мир.

Взрослых удел это, но не забыты

Дети, идущие в бой вместо игр.

6-й ученик.

Сколько их, маленьких, лесом встревоженным

Тайно носилось по тропкам исхоженным:

Страшно, наверное, было идти,

Важно – записку прижать на груди.

7-й ученик.

На голове вместо кепок – папахи,

Вместо панамок – тугие платки,

8-й ученик.

И гимнастерки – а не рубахи,

Туфли сменили – на сапоги.

9-й ученик.

Сердце ребенка кипело от злобы,

Вместо улыбок, они – вновь и вновь –

Жизнью своей рисковали так, чтобы

Мир на Земле воцарил и Любовь!

Учитель. Памяти погибших пионеров–героев посвящается наше мероприятие. Учащиеся III, IV и V классов подготовили сообщения о погибших пионерах-героях. (Сообщения учащихся сопровождаются демонстрацией слайдов с фотографиями пионеров-героев.)

10-й ученик. Володя Дубинин родился и рос в городе Керчи на Черном море в семье потомственного моряка. Ему не исполнилось и 14-ти лет, когда грянула война. Его отец добровольцем ушел на фронт. Когда фашисты захватили Керчь, многие жители присоединились к партизанам в старых подземных каменоломнях недалеко от города. Настойчивый и отважный Володя добился, чтобы его приняли в отряд.

Давно это было, давным-предавно.

Жил мальчик Володя, ходил он в кино

И бегал на речку, ловил пескарей

И очень хотел он стать взрослым скорей.

И вдруг, на рассвете, в дыму голубом

Земля содрогнулась от вражеских бомб.

Запел над землею горячий свинец.

На фронт уходил добровольцем отец.

Не спится Володе, он думал всю ночь:

«Ну как же, ну как же мне фронту помочь?»

А утром, на зорьке, мальчишка встает

И в каменоломни к солдатам идет.

Со своими друзьями он ходил в разведку, доставлял ценные сведения о том, где расположены части врага и какова их численность. Благодаря этой информации советская артиллерия остановила немало немецких дивизий. Во время боев Володя Дубинин подносил солдатам боеприпасы, даже заменял тяжелораненого бойца.

Гитлеровцы пытались уничтожить партизан: замуровали и заминировали все входы в каменоломни, чтобы они погибли без еды и воды. Но в эти страшные дни Володя проявил большое мужество и организовал группу пионеров-разведчиков. Ребята через потайные ходы выбирались наружу и собирали необходимые сведения. Именно Володя предупредил товарищей о том, что фашисты решили затопить каменоломни. Партизаны успели соорудить из камня плотины.

Уже после освобождения Керчи в 1941-42 годах Володя Дубинин вызвался помочь саперам разминировать подходы к каменоломням. Он погиб от взрыва мины 4 января 1942 года.

Учитель. Юный герой-партизан Володя Дубинин посмертно награжден орденом Красного Знамени. Ему установлены памятники во многих городах. Писатели Лев Кассиль и Макс Поляновский написали книгу о Володе Дубинине «Улица младшего сына», в 1962 году по ней снят одноименный фильм.

11-й ученик. Зина Портнова родилась в Ленинграде в семье рабочего. В июне 1941 года она приехала на каникулы в деревню Зуя в Белоруссии. Ей было 15 лет. После вторжения фашистов Зина оказалась на оккупированной территории. Уходить с беженцами она не захотела, решив защищать родную землю.

В 1942 году Зина вступила в подпольную организацию «Юные мстители». Ее участники распространяли антифашисткие листовки, добывали для партизан сведения о немецких войсках, выводили из строя вражеские машины, устроили несколько диверсий на железной дороге и местной электростанции.

Зине Портновой удалось устроиться работать в столовую для немецких офицеров и отравить пищу. Чтобы спастись от ареста, она ушла в партизанский отряд, стала разведчицей. Однажды, когда она возвращалась с задания, ее схватили фашисты. На одном из допросов вгестапо, схватив со стола пистолет следователя, Зина застрелила его и еще двух гитлеровцев, пыталась бежать, но была схвачена.

И молниеносным движением вдруг

Она пистолет выбивает из рук!

И вот офицер убит наповал,

А Зина бежит через темный подвал.

И к лесу, и к лесу помчалась скорей,

Но кинулись сворой фашисты за ней.

Поймали и долго пытали в тюрьме…

Ее расстреляли в предутренней тьме.

Даже под жестокими пытками Зина не сдала других подпольщиков. Зину Портнову расстреляли 13 января 1944 года. О нечеловеческих пытках, которые перенесла Зина, говорит то, что на расстрел фашисты вели седую и слепую девушку.

Учитель. Зина Портнова посмертно награждена Орденом Ленина, ей присвоено звание Героя Советского Союза. Именем Зины названы улицы, школа и музей, ей установлены памятники во многих городах.

12-й ученик. Валя Котик родился в селе Хмелевка на Украине в крестьянской семье. Его дни были полны простых мальчишеских забав, выдумок, школьных дел, игр с товарищами. Он перешел в VI класс. Но все рухнуло, когда в его жизнь ворвалась война. Германские войска наводили ужас на мирных жителей, однако Валю устрашить не смогли. Вместе с товарищами он решил бороться с врагом.

Соберу свое мужество, силу,

Буду немцев безжалостно бить,

Чтоб друзьям ничего не грозило,

Чтоб могли мы учиться и жить!

Ребята собирали на местах боев оружие, которое потом переправляли партизанам.

Однажды вместе с товарищами Валя выследил и убил главу немецкой жандармерии, взорвав гранатой его машину. Чтобы избежать ареста, Валя с родными ушел в партизанский отряд. Ему доверили быть разведчиком. Он узнавал расположение вражеских постов, помогал взрывать железнодорожные составы и склады. Позже участвовал в боях, был дважды ранен.

В 1943 году Валя совершил свой самый известный подвиг. В дозоре он заметил фашистов, собиравшихся устроить облаву на партизанский отряд. Мальчика скрутили, но решили, что он не опасен, оставили под охраной на опушке леса, а сами двинулись дальше. Однако Вале удалось вырваться, сорвать с пояса охранника гранату и подорвать ею двоих фашистов. Грохот гранаты предупредил партизан об опасности.

16 февраля 1944 года Валя Котик был смертельно ранен в бою.

Учитель. Юный герой-партизан Валя Котик посмертно награжден Орденом Ленина, Орденом «Отечественной войны 1 степени», медалью «Партизану Отечественной войны 2 степени». Ему присвоено звание Героя Советского Союза. Именем Вали Котика названы улицы, теплоход, ему установлены памятники во многих городах.

13-й ученик. Леня Голиков родился в деревне Лукино Новгородской области в семье рабочего. Ему было 15 лет, когда началась война. Вместе со взрослыми Леня ушел в партизанский отряд. Партизаны нападали на вражеские колонны, взрывали поезда, уничтожали склады боеприпасов, занимались разведкой. Леня даже сопровождал обоз с продовольствием в блокадныйЛенинград.

Однажды Леня из засады подорвал гранатой немецкий автомобиль, в которой ехали два гитлеровца. Они смогли выбраться из машины и побежали к Лене. Он не испугался и начал расстреливать их из автомата. У одного из убитых фашистов (он оказался генералом) были при себе ценные бумаги: чертежи новых немецких мин, карты минных полей. Эти документы сразу же отправили в Москву.

Воевать мальчишкам рано.

Все же дети-партизаны

Не боялись холодов

И пронзительных ветров.

Леня партизаном был.

Офицера он сразил

Меткой пулей наповал.

Офицер был – генерал!

Леня Голиков – герой,

За Родину стоял горой!

Всего им было уничтожено: 78 фашистов, 2 железнодорожных и 12 шоссейных мостов, 2 продовольственных склада и 10 автомашин с боеприпасами.

В декабре 1942 года партизанский отряд Лени Голикова был окружен. После жестоких боев ему удалось укрыться в ближайшей деревне. Но среди ее жителей нашелся предатель, который сообщил о партизанах немцам. В январе 1943 года в неравном бою погиб весь отряд вместе с Леней.

Учитель. Леня Голиков посмертно награжден Орденом Ленина, Орденом «Отечественной войны 1 степени», медалями «За отвагу» и «Партизану Отечественной войны 2 степени». Ему присвоено звание Героя Советского Союза. Именем Лени Голикова названы школы и улицы, корабль. Ему установлены памятники во многих городах.

14-й ученик. Марат Казей родился в белорусской деревне Станьково в крестьянской семье. Он рано потерял отца и жил с матерью и сестренкой.

В годы войны фашисты оккупировали его родную деревню.Мать Марата помогала партизанам бороться против фашистов, и ее за это убили.

Маму родную враги погубили!

Мамочку, маму сегодня убили.

Биться с врагом она помогала.

Мамы любимой сегодня не стало…

Что же мне делать теперь одному?

Как буду жить? Ничего не пойму!

Как победить мне лихую беду?

В лес к партизанам с друзьями уйду!

Стану я жить среди партизан,

Буду бойцом и разведчиком там.

Так двенадцатилетний Марат Казей стал партизанским разведчиком.

Ловкий и сообразительный, он много раз проникал в немецкие части и добывал ценную информации, в том числе немецкие военные карты и планы, подрывал железные дороги. Марат Казей был очень отважный: даже раненый, он шел в атаку на фашистов. Однажды весной 1943 года он спас своих товарищей, попавших в окружение: привел к ним подкрепление.

Но в 1944 году на задании фашисты обнаружили и окружили Марата. Мальчик отстреливался до последней пули. Когда патроны закончились, Марат не захотел сдаваться в плен и подорвал гранатой себя вместе с врагами.

Учитель. Марат Казей награжден Орденом Ленина, Орденом Отечественной войны I степени, медалями «За отвагу» и «За боевые заслуги». Ему присвоено звание Герой Советского Союза. Именем Марата Казея назван пионерский лагерь, ему установлены памятники во многих городах. В 1957 году был снят фильм «Орленок», посвященный Вале Котику и Марату Казею.

15-й ученик. Саша Чекалин родился в одном из сел Тульской области в семье охотника. С малых лет он учился метко стрелять, хорошо знал окрестные леса. В начале войны вместе с другими жителями Сашу захватили в плен, но смелый мальчишка подговорил всех бежать в лес, и им это удалось.

Вскоре Саша стал партизанским разведчиком. Он добывал ценные сведения о немецких частях, участвовал в засадах, минировал дороги, подрывал связь, взрывал вражеские поезда.

Однажды Саша вернулся в родное село. Один из его односельчан оказался предателем. Фашисты окружили дом Саши и предложили ему сдаться. В ответ он открыл огонь, потом бросил в них последнюю гранату, но она не взорвалась. Сашу схватили и доставили в военную комендатуру. Несколько дней его пытали, но Саша не выдал ни одного имени, ни одного важного сведения. Ничего не добившись, фашисты повесили Сашу Чекалина на городской площади.

Надежнее, чем обелиски,

Суровая память сердец.

Навеки в отрядные списки

Зачислен был юный боец.

Учитель. Саша Чекалин награжден Орденом Ленина. Ему присвоено звание Героя Советского Союза. Город Лихвин, где был казнен Саша Чекалин, переименован в Чекалин. О жизни и подвигах юного партизана писатель В.А. Смирнов создал повесть «Саша Чекалин». Его судьбе посвящен художественный фильм «Пятнадцатая весна».

16-й ученик. Боря Цариков родился и вырос в белорусском городе Гомель. В войну немецкие войска бесчинствовали на территории Белоруссии. Сотни тысяч человек были замучены в фашистском лагере. В городе действовал комендантский час: за передвижение по улицам в запрещенное время полагался расстрел на месте.

На окраине города Боря увидел траншеи с нашими убитыми солдатами. Рядом стоял фашист, на руке которого от запястья до локтя были надеты часы, снятые с мертвых советских солдат. Немец поднял автомат и пальнул в мальчишку. Боря бросился бежать, а фашист захохотал ему вслед.

Боря Цариков стал партизаном, взрывал поезда с немецкой техникой. А вскоре он стал настоящим военным разведчиком, брал в плен фашистских солдат. В 1943 году Боря участвовал в наступательной операции на Украине. За образцовое выполнение боевых заданий, стойкость, решительность и мужество Борису Царикову присвоено звание Героя Советского Союза.

Через две недели после награждения Боря погиб в бою 13 ноября 1943 года: немецкий снайпер убил его выстрелом в сердце. Борю похоронили в братской могиле в Гомельской области.

Давным-давно окончен бой.

Руками всех друзей

Положен парень в шар земной,

Как будто в мавзолей.

Учитель. Боря Цариков награжден Орденом Ленина, Орденом Красного Знамени. Именем героя названы школа и улицы во многих городах страны.

17-й ученик.

Юные погибшие герои,

Юными остались вы для нас.

Мы – напоминание живое,

Что Отчизна не забыла вас.

Жизнь и смерть – и нету середины…

Благодарность вечная вам всем!

Маленькие, стойкие мужчины,

Девочки, достойные поэм!

Учитель. Война унесла миллионы жизней, погубила миллионы талантов, разрушила миллионы человеческих судеб.

Великое счастье, что мы с вами не знаем, каково это – жить в оккупации, вздрагивать от взрывов, сжиматься от ужаса, когда перед тобой дуло вражеского оружия... Мы не знаем, каково это – голодать. Мы не знаем, что такое – быть «малолетним узником фашизма», как написано на карточках в немецких концлагерях.

Будем благодарны юным героям Великой Отечественной войны. Вечная им память!

18-й ученик.

Горнили «К бою!» трубы полковые.

Военный гром катился над страной.

Вставали в строй мальчишки боевые

На левый фланг,

На левый фланг –

В солдатский строй.

Великоваты были им шинели,

Во всем полку сапог не подобрать.

Но все равно в боях они умели

Не отставать,

Не отступать –

И побеждать.

19-й ученик.

Тянули связь военные мальчишки,

Катили в бой на танковой броне,

Валились с ног в минуты передышки

И в час ночной

Неслись домой –

В коротком сне.

20-й ученик.

Жила в сердцах их глупая отвага.

В двенадцать лет по-взрослому сильны,

Они дошли с победой до рейхстага –

Сыны полков,

Сыны полков

Своей страны.

21-й ученик.

Где вы сейчас, мальчишки боевые?

Вы по весне прислушайтесь порой:

Зовут героев трубы полковые

На правый фланг,

На правый фланг –

В солдатский строй!

В. Суслов