Из опыта работы по обучению традиционной японской живописи суми-э

Начальная школа

Из опыта работы по обучению традиционной японской живописи суми-э

С.М. Болховитин, кандидат педагогических наук, доцент ФГБОУ ВПО «Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет», педагог дополнительного образования МАОУ «СОШ №32 имени Г. А. Сборщикова», г. Пермь

Специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва «Киокушинкай» г. Перми открылась 1 сентября 1997 года. Сейчас в школе занимаются более тысячи детей и подростков. За годы существования школы сложился уникальный коллектив тренеров-преподавателей, способный решать любые задачи. Директором спортивной школы является Юрий Афанасьевич Артюшков, главным тренером - Александр Николаевич Алымов.

Проект по созданию спортивно-образовательного центра «Киокушинкай» в школе №32 начал реализовываться в 2009/10 учебном году благодаря совместной инициативе Федерации киокусинкай Пермского края, спортивной школы «Киокушинкай» и самой школы (директор - Александр Маркович Гликсон). Реализация проекта проходит в рамках инновационной образовательной программы «Обеспечение успешной социализации учащихся-спортсменов через формирование личности, гармонично сочетающей физическое здоровье, высокий уровень физической и общей культуры». Сегодня в школе 890 детей, 360 из них – учащиеся 16 спортивных классов. Еще 50 ребят из других классов - члены сборных команд Пермского края и России по различным видам спорта.

Большая поддержка была оказана со стороны Министерства образования Пермского края и Департамента образования г. Перми. В 2012 году школа вошла в проект «Уникальные школы», цель которого – кроме общего образования дать учащимся навыки профессионального самоопределения. В учебные планы и основного и дополнительного образования включено еще одно направление – формирование готовности к профессиональному самоопределению. Ключевой момент – формирование готовности к осознанному самостоятельному выбору профессии, которая обеспечивает проявление и раскрытие индивидуальных особенностей и склонностей каждого ребенка.

В рамках дополнительного образования в учебном плане появились предметы культурно-эстетической направленности: «японская живопись суми-э», «шахматы», «хоровое пение», «сценическое мастерство», «китайский язык», «японский язык», «китайская каллиграфия». Преподавание этих предметов важно не только с точки зрения баланса физического и духовно-эстетического развития, но и с точки зрения киокушинкай. Данный стиль каратэ особенный: это и техника борьбы, и философия, и психология, и кодекс чести, кроме того киокушинкай формирует духовный стержень в человеке.

Живопись суми-э является неотъемлемой частью учебной деятельности в процессе дополнительного образования культурно-эстетической направленности детей спортсменов, занимающихся каратэ киокусинкай. Воспитанники изучают дальневосточное искусство на протяжении двух лет, начиная с ІѴ класса и завершая пятым годом обучения. Освоение суми-э проходит по авторской учебной программе, разработанной педагогом дополнительного образования, мастером суми-э МАОУ «СОШ №32 им. Г. А. Сборщикова» Сергеем Михайловичем Болховитиным.

Занятия проходят в оборудованном кабинете, где созданы условия для освоения учащимися традиционной японской живописи суми-э. Средства обучения для суми-э привезены из Японии. Таким образом, получается, что дети используют и инструменты, и материал точно такие же, как и их сверстники в стране восходящего солнца.

Дети, изучающие суми-э, должны: иметь представление об изобразительных средствах и приемах живописи суми-э; знать начала, первоосновы, основы изобразительной грамоты живописи суми-э; знать историю возникновения суми-э и выдающихся художников прошлого; уметь изображать животных, насекомых, рыб, птиц, пейзажи с натуры (по памяти, представлению); копировать мастеров суми-э; приобрести опыт работы с живописными инструментами и материалами ( бумагой, кистью, тушью и т.д.).

На протяжении восьми лет воспитанники совместно со своим педагогом создавали художественные проекты на площадках города Перми («Центральный выставочный зал», «Дом художника», «Белая гостиная»), в Пермской художественной галерее, представляли свои работы на «Арт-Перми» и в стенах Пермской «Арт - резиденции», краеведческом музее, библиотеке им. А.М. Горького и библиотеке им. А.С. Пушкина. Осенью 2015 г. была проведена первая краевая выставка детских работ по суми-э в Краевом центре художественного творчества учащихся «Росток». Ежегодно вся выставочная деятельность освещается ведущими средствами массовой информации города. На выставках всегда много посетителей, неравнодушных к этому искусству. Учащиеся радуют гостей на вернисажах как своими картинами, выполненных в стиле суми-э, так и показательными выступлениями по каратэ.

В работе с воспитанниками спортивных классов особое внимание уделяется их культурному развитию. Когда мы говорим о культуре, то имеем в виду совокупность духовных и материальных ценностей, при этом у каждого народа, каждой нации эти ценности имеют свои особенности.

Культура была создана человеком, но всегда развертывается и существует на основе природы. В состав культуры входит и отношение людей к природе. Культурный человек видит в ней не просто живую материю, но еще землю как мать. Это не наивная ошибка, а проникновение в суть природы, чему нас и учит живопись суми-э. Данный вид изобразительного искусства позволяет увидеть человеку материальную составляющую вселенной в ее духовной сути, позволяет воспринимать мир не таким, каким он кажется, а таким, какой он есть на самом деле.

Кратко представим историю живописи суми-э.

Традиционной японской живописи суми-э предшествовал китайский стиль сеи. Живопись сеи (в переводе с китайского) - «передача идеи». Это живопись настроения, экспрессии, уверенных отточенных движений. Картину сеи невозможно повторить. Ведь в ней каждая деталь создана одним двумя мазками кисти. Эти мазки нельзя исправить. Они отданы бумаге и неуничтожимы. Именно поэтому в картинах сеи столько жизни, энергии, свежести. Живопись сеи часто монохромна, выполнена только тушью. Но иногда в нее добавляют яркие цвета минеральных красок.

Сеи - в традиционном искусстве Китая - эстетический принцип и соответствующая живописная манера, призванная выразить внутреннюю суть изображаемого объекта, сложилась под влиянием философии чань. Манера сеи узнается по легким, беглым движениям кисти, лаконичному рисунку, который требуется домыслить зрителю.

В картинах, написанных в стиле сеи, как правило, отсутствуют четкие контурные линии, картины написаны непосредственно нанесением тушью «фактуры» изображаемого предмета. Художник больше заботится о передаче эмоционального, душевного настроения, чем о точной передаче деталей.

Стиль сеи называют также стилем «грубой кисти». Художники этого стиля нередко прибегали к таким приемам, как обобщение, гиперболизация, ассоциация. Именно в стиле сеи работали художники, писавшие экспромтом, по наитию, под влиянием сиюминутного настроения.

Живопись суми-э (она же сеи) со времени своего появления в Китае на рубеже нашей эры и в течение всего последующего развития основывалась на принципах философского мировосприятия, на акцентировании духовно-интеллектуальных и психофизических аспектов творческого процесса. Начальный этап становления японской монохромной живописи относится к середине XIII в. и полностью определялся воздействием китайских дзэнских (чаньских) художников-монахов.

В последующие годы японская живопись, пройдя свой путь развития, обрела собственный национальный характер и формы выражения. В японском языке существуют два равнозначных термина, обозначающих монохромную живопись: «суми-э» (картина тушью) и «суйбокуга» (картина водой и тушью), или чаще просто «бокуга» (картина тушью).

Кто думает, что тушь - просто черная краска, приготовленная из золы и клея, а тушевой рисунок - всего лишь черно-белая картинка, глубоко заблуждается. «На первый взгляд, небольшое количество туши на листе белой бумаги кажется простым и скучным, но по мере пристального всматривания оно трансформируется в образ природы - маленькую частицу этого мира, видимую вроде бы смутно, как в тумане, но частицу, которая может увести дух зрителя к величественному целому», - писал современный японский исследователь НомаСэйроку.

В зрелых монохромных произведениях достигается не только гармоничное единство безупречной художественной формы и философского осмысления, но и особое эмоциональное звучание, которое создается самой магией тушевой техники, передающей в линиях, штрихах, пятнах и размывах «дыхание вечности» и отражение личности художника. Природа живописи тушью отличается подвижностью, текучестью, ритмичностью, и незаполненное пространство, как эхо, отзывается на одухотворенность линий, пятен, размывов, дымки, давая возможность ощутить «дыхание» вселенской пустоты, из которой, как говорили древние, все приходит и в которую все уходит.

Изобразительные возможности туши очень многообразны и увлекательны. Она может быть «старой» и «новой», «влажной» и «сухой», «толстой» и «тонкой», «блестящей» и «тусклой». Пигментные добавки придают ей те или иные оттенки, и все это имеет огромное значение для конечного результата и должно учитываться художником.

Великолепные монохромные произведения оставили мастера разных живописных школ - от камерных образцов на свитках и альбомных листах до масштабных декоративных настенных росписей.

Среди них выделяется целая плеяда японских художников прошлого: Дзесэцу (1405-1423 гг.); Сэссю Тоё (1420-1506 гг.); Кано Мотонобу(1476-1559 гг.); Хасэгава Тохаку (1539-1610 гг.); Таварая Сотацу (1600- 1643 гг.); Икэ-но Тайго (1723-1776 гг.); Маруяма Окё (1733-1795 гг.); Матцумура Кэйбун (1779-1843 гг.); Сибата Дзэсин (1807-1891 гг.).

Изначально суми-э (как и китайская живопись сеи) была монохромной и писалась лишь при помощи туши, но со временем японские художники начали писать и цветными минеральными красками. Большой импульс развития живопись суми-э получила не только в Японии, но и в других странах мира, в частности в США и России. В Москве сегодня работает школа живописи суми-э, которую поддерживает посольство Японии.

Приобщение учащихся спортивно-образовательного центра к древним восточным техникам, идущим во взаимосвязи с русской культурой, несомненно, может способствовать дружескому сплочению стран Китая, Японии и России.

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

Григорьева Т.П. Японская художественная традиция. - М.: Искусство,1989.

Кочетова К. В. Японская житийная живопись на свитках XII - XIII вв. (становление и развитие), Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения. - М., 2010.

Краткая история возникновения традиционной японской живописи суми-э от древнейших времен до нашего времени: учеб.-метод. пособие / Сост. С. М. Болховитин. - Пермь: ООО Издательский дом «ТИПОГРАФИЯ КУПЦА ТАРАСОВА», 2015.

Пострелова Т. А. Академия живописи в Китае в X—XIII вв. - М.: Наука, 1976.

Уотс Алан В. Путь дзен.- Киев: София,1993.

Gowing, L (ed.) 1995,A Biographical Dictionary of Artists, Rev. edn, Andromeda Oxford Limited, Oxfordshire.