Дидактическая игра как средство обучения младших школьников
Ю.Н. Харибутова, учитель начальных классов, МКОУ «Уксянская средняя общеобразовательная школа»,
с. Уксянское, Далматовский район, Курганская область
Одним из эффективных средств, которое помогает школьникам усваивать новые знания, закреплять сложные умения и навыки, развивать интерес к учебному предмету, является дидактическая игра.
Родоначальником применения игры в процессе обучения в отечественной науке является педагог К.Д. Ушинский, который утверждал, что игра – это необычный род деятельности человека, легкий и в тоже время сознательный, под которым понимается стремление чувствовать, действовать и жить [3].
В.А. Сухомлинский, говоря о необходимости применения дидактической игры, отмечал, что: «Без игры нет полноценного умственного развития. Игра пробуждает творческое воображение, без которого нельзя представить полноценное обучение» [4, 12].
Общеизвестно, что игра – это не развлечение, а деятельность, в которой лучше усваивается и воспроизводится социальный опыт, в данном процессе совершенствуется личность ученика; игра − один из видов деятельности, значимость которой заключается не в результатах, а в самом процессе [2, 43].
В педагогике нет единой классификации игр. Благодаря многокомпонентности, особенностям структуры, большому количеству функций каждый ученый, исследуемый дидактическую игру, создает свою классификацию, ориентируясь на то, что (на его взгляд) важно для процесса обучения и воспитания детей Например, Б.Г. Мещеряков классифицирует игры как ролевые, с правилами, режиссерские, дидактические. Г.М. Коджаспирова делит игры на предметные, символические, сюжетные, ролевые, компьютерные, развивающие, дидактические. А.И. Сорокина классифицирует дидактические игры как игры-путешествия, игры-поручения, игры-предположения, игры-загадки, игры-беседы. Л.И. Федорова выделяет дидактические игры по характеру использованного материала, по виду деятельности, по предметной области, по этапу педагогического процесса, по игровой методике, по количеству участников. Е.Э. Селецкая подразделяет дидактические игры на репродуктивные, частично-поисковые, поисковые. М.М. Захаров выделяет игры-минутки, игры-эпизоды, игры-уроки, А.А. Смоленцева – подготовительные, творческие.
Несмотря на имеющуюся разницу в классификациях, ученые выделяют и подробно рассматривают дидактическую игру как вид игры, организуемой взрослым для решения обучающей задачи, для усвоения, закрепления материала.
Дидактические игры впервые были введены в педагогику Ф. Фребелем и М. Монтессори для детей дошкольного возраста. Для начальной школы это понятие ввел О. Декроли.
С середины прошлого столетия дидактические игры стали применяться в отечественной педагогической практике, сначала только в начальных классах, а позднее – в средних и старших.
Одни педагоги дидактические игры относят к методам обучения, другие же выделяют их в особую группу, потому что, во-первых, они выходят за пределы наглядных, словесных и практических приемов, вбирая в себя их элементы, а во-вторых, они имеют присущие только им особенности:
а) дидактические игры специально создаются или приспосабливаются для целей обучения;
б) правила дидактической игры создаются учителем с целью обучения и воспитания;
в) дидактическая игра - эффективное средство умственного развития ребенка;
г) дидактическая игра помогает не только знакомить с конкретными знаниями, но и учит их творческому применению;
д) дидактическая игра имеет занимательную форму, которая интересна для детей [1, 53].
Современные ученые считают, что дидактическая игра состоит из нескольких компонентов и обладает определенной структурой. К компонентам дидактической игры относят следующее:
а) игровой замысел;
б) игровые действия;
в) познавательное содержание или дидактические задачи;
г) оборудование;
д) результаты игры.
Игровой замысел содержится в названии игры и находится в той дидактической задаче, которую надо решить на уроке. Игровой замысел придает игре познавательный характер, предъявляет к ее участникам определенные требования в отношении получения знаний.
Правилами определяется порядок действий и поведение учащихся в процессе дидактической игры. Они разрабатываются с учетом цели урока и возможностей учащихся. Правила создают условия для формирования умений обучающихся, с их помощью школьники могут управлять своим поведением.
Ядром (основой) дидактической игры является инновационное содержание. Оно заключается в усвоении тех знаний и умений, которые применяются при решении учебной задачи.
Оборудование игры включает в себя оборудование урока: наглядность, ТСО (технические средства обучения), дидактический раздаточный материал и др.
Итог игры подводится сразу по ее завершению. Это может быть подсчет баллов; определение игроков, успешнее других выполнивших игровую задачу; определение команд-победителей и другое. Всегда важно в игре оценить ее результат. [5, 9]
Перечислим функции дидактической игры, которые доказывают ее необходимость и важность для учебного процесса:
а) образовательная - дидактическая игра помогает получить ученикам новые знания по изучаемому предмету);
б) воспитательная – это одна из основных функций дидактической игры, которая дает ребенку возможность научиться различать добро и зло, правду и ложь и др., помогает выявить индивидуальные особенности детей;
в) развивающая - определятся тем, что в основе игровой деятельности находится, по мнению психологов, интрогенное поведение (поведение, обусловленное такими факторами личности, как потребности и интересы);
г) функция эмоционального стимулирования учебно-познавательной деятельности школьника называется многими учеными ведущей функцией дидактической игры. Значение этой функции заключается в том, что дидактическая игра в качестве эмоционально-ценностного стимула поддерживает и закрепляет смыслообразующий мотив деятельности учения ( то есть не только «обязан», но и «хочу»). Это способствует формированию общественно ценностного мотива учения;
д) функция оптимизации учебного процесса. Дидактическая игра является инструментом снятия противоречия между потребностью школьника к самостоятельности в учении и внешним педагогическим руководством, основанным на выполнении нормативных требований. Она позволяет ученику самому добыть новые знания, закрепить умения и навыки. Учитель с помощью игры только подводит ученика к этим действиям, грамотно подбирает дидактическую игру, чтобы ребенок усвоил знания, закрепил умения и навыки;
е) диагностическая - каждый человек проявляет себя в игре на максимальном уровне физических сил, интеллекта, творчества. С помощью дидактической игры можно диагностировать сформированность тех или иных личностных качеств у игроков, уровень знаний и умений, характер взаимоотношений в коллективе, интересы детей;
ж) коммуникативная - в процессе дидактической игры происходит развитие речи;
з) развлекательная - данная функция связана с созданием определенного комфорта, благоприятной атмосферы, душевной радости как защитных механизмов личности;
и) коррекционная - вносит позитивные изменения, дополнения в гибкую структуру личностных показателей учащихся; процесс коррекции происходит естественно;
к) профориентационная - состоит в том, что дидактическая игра знакомит детей с различными профессиями, и их спецификой. [1, 65]
Говоря о значении дидактических игр в процессе обучения детей, ученые указывают на следующее:
а) значительно растет познавательный интерес к предмету;
б) каждый урок становится более ярким, необычным, эмоционально насыщенным;
в) активизируется учебно-познавательная деятельность;
г) формируется положительная мотивация к учебной деятельности, развивается внимание, увеличивается работоспособность. [1, 67]
Многообразие дидактических игр позволяет педагогу выбирать любую, приемлемую для учащихся его класса. Педагог, анализируя процесс обучения, со временем приходит к выводу, какой вид игры в большей мере помог добиться положительного результата.
Дидактическая игра – необходимый элемент процесса обучения, который развивает у детей воображение, мышление, память, дает младшему школьнику психологическую стойкость, формирует ориентировку в жизненных ситуациях, служит созданию и сплочению детского коллектива.
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Аванесова В. Н. Дидактическая игра как форма организации обучения. – М.: Просвещение, 1992.
2. Коджаспирова Г. М., А. Ю. Коджаспиров. Педагогический словарь.– М.: Академия, 2003.
3. Серова А. А. К.Д. Ушинский о роли русского языка в воспитании человека / А.А. Серова // Знание. Понимание. Умение. – 2009. – №2. С.15-16.
4. Сухомлинский В. А. Методика воспитания. – М.: Просвещение, 1981.
5. Чен Н. В. Дидактическая игра – основа развития воображения и фантазии // Методическая копилка. Пилотный выпуск. 2011. С. 6-10.