Неутомимый живописец, страстный любитель моря

Начальная школа

Неутомимый живописец, страстный любитель моря

К 200-летию со дня рождения художника-мариниста И.К. Айвазовского

Л.Ф. КОРЕПИНА,

доцент кафедры теории и методики гуманитарного образования, Псковский государственный университет

На картинах великого художника Ивана Константиновича Айвазовского (1817 - 1900) море изображено во все времена года, в любую погоду. Глядя на картины этого художника, зрители будто ощущают запах морской воды, слышат шум морских волн.

Когда-то он, бедный мальчик, одержимый страстью к рисованию, жаждой постичь тайны художественного мастерства был замечен градоначальником Тавриды Александром Ивановичем Казначеевым. Однажды на выбеленном заборе Казначеев увидел нарисованные углем фигуры солдат в полной амуниции; на другой день там же появились изображения героев греческого восстания. В 1830 г. он взял Ваню с собой в Симферополь, определил в гимназию и поселил в своем доме. По истечении времени стали говорить, что А.И. Казначеев «подарил художника Феодосии».

Гимназист Айвазовский отличался большим усердием к наукам и подолгу писал виды дорогой сердцу Феодосии. «На этих рисунках жило, дышало море – голубое, кроткое во время штиля, разъяренное, черное – в шторм» [1,11].

Мальчик много и с увлечением читал. Позднее рисунки гимназиста показали Алексею Николаевичу Оленину – президенту петербургской Академии художеств. Отметив большие способности юноши к живописи, президент высказался за определение подростка в Академию за казенный счет. Класс, в котором занимался Айвазовский, возглавлял известный пейзажист М. Воробьев. Вскоре на Айвазовского обратил внимание и Карл Брюллов. Академические успехи И.К. Айвазовского были несомненны. Море он начал писать уже в Академии. К 1837 г. юноша написал уже несколько марин. К. Брюллов высказался за сокращение на два года срока обучения Айвазовского в Академии и за предоставление ему возможности работать самостоятельно: «Пройдет год-два, и Айвазовский затмит всех маринистов», – говорил Брюллов. А художник А. Иванов отзывался об Айвазовском так: «Воду никто так хорошо здесь не пишет». Восторженный сонет посвятил Айвазовскому английский маринист Д. Тернер, увидевший картину «Неаполитанский залив лунной ночью» (1839) [2, 100-101].

В 1838 г. И.К. Айвазовский был удостоен Большой Золотой медали и направлен на два года в Крым для самостоятельной работы. В 1839 г. генерал Н.Н. Раевский (сын героя войны 1812 г., сам прославившийся участием в боях вместе с отцом) предложил художнику принять участие в десантных операциях Черноморского флота у Кавказских берегов. Трижды Айвазовский ходил в плавание – так родилась его батальная живопись, началась его многолетняя дружба с М. Лазаревым, В. Корниловым, П. Нахимовым, В. Истоминым, будущими знаменитыми адмиралами.

В конце лета 1839 г. Айвазовский вернулся в Петербург, где 23 сентября получил аттестат об окончании Академии, свой первый чин и личное дворянство.

В 1840 г. И.К. Айвазовского отправили в заграничную пенсионерскую командировку – «для дальнейшего усовершенствования в художестве». Его итальянские годы – череда успехов, выдвинувших художника в первые ряды европейских живописцев. Находясь в заграничной командировке, Айвазовский изучал древнее искусство, подружился с Н.В. Гоголем, посещал с ним Колизей. В Италии Айвазовский встретился со своим братом Габриэлем. Картину И.К. Айвазовского «Хаос» купил папа Григорий XVI для Ватикана и наградил Айвазовского золотой медалью. В начале 1842 г. Айвазовский через Швецию отправляется в Голландию, потом в Англию, посетил Париж, Португалию и Испанию. Путешествие в целом продолжалось 4 года. В 1857 г. И.К. Айвазовский стал одним из первых из зарубежных художников, кавалеров французского ордена Почетного легиона.

С 1844 г. Айвазовский снова в России. Он получил сложный заказ – написать все русские военные порты на Балтийском море. Художник был причислен к Главному морскому штабу со званием живописца и правом ношения адмиральского мундира. В это время художнику едва исполнилось 27 лет.

Весной 1845 г. И.К. Айвазовский отправился с адмиралом Литке в путешествие к берегам Малой Азии и островам Греческого архипелага. Во время этого плавания он сделал большое количество рисунков карандашом, служивших ему в течение многих лет материалом для создания картин, которые он всегда писал в мастерской.

После окончания путешествия Айвазовский задержался в Крыму, приступив к постройке в Феодосии большой художественной мастерской и дома, который станет местом его постоянного жительства; постройка дома и мастерской была завершена в 1848 г. Дом строился по проекту мариниста в стиле итальянских ренессанских вилл, украшался слепками с античных скульптур. К жилым комнатам примыкает просторная мастерская, в которой он впоследствии создаст большую часть из шести тысяч написанных им картин. Среди них «Девятый вал», «Черное море», «Среди волн». Из стен его мастерской вышли талантливые художники А. Фесслер, Л. Лагорио, А. Ганзен, М. Латри, К. Богаевский.

С 1847 г. Айвазовский профессор Петербургской Академии художеств (с 1887 г. – ее почетный член); состоял также в европейских академиях Рима, Парижа, Флоренции, Амстердама и Штутгарта.

Но петербургская жизнь была не по душе художнику. «Чуть повеет весной, - писал он, – меня тянет в Крым, к Черному морю». Вскоре, отпросившись у начальства, живописец, к удивлению петербургской публики, оставил столицу и переехал в Феодосию. Таким образом, несмотря на успех, признание и многочисленные заказы, на стремление императорской фамилии сделать его придворным живописцем, И.К. Айвазовский оставил Петербург.

Шумные толки в петербургских гостиных вызвала женитьба Айвазовского. Влюбившись с первого взгляда в англичанку Юлию Гревс, дочь петербургского врача, служившую гувернанткой в богатом доме, он «в две недели», по собственным словам, решил дело. В этом браке родились четыре дочери: Александра, Елена, Мария, Жанна. Поначалу семейная жизнь была вполне благополучна – Юлия Яковлевна, как казалось, разделяла интересы своего мужа и даже принимала активное участие в архивных раскопках близ Феодосии, предпринятых Айвазовским в 1853 г. Они были вполне успешны: обнаруженные художником золотые изделия, датируемые IV веком до н.э., сейчас находятся на закрытом хранении в Эрмитаже.

Между тем семейная жизнь вскоре дала трещину. Жена Айвазовского быстро заскучала в провинциальном захолустье и, прожив с ним 11лет, уехала в Одессу; дальнейшие их отношения складывались очень тяжело: Юлия Яковлевна жаловалась на Айвазовского царю и всячески препятствовала его общению с дочерями.

Только на склоне лет семейное счастье улыбнулось художнику. Он женился на молодой вдове феодосийского коммерсанта Анне Никитичне Саркизовой, она стала верной подругой и понимающим собеседником художника.

Иван Константинович Айвазовский писал в основном морские пейзажи, создал серии портретов крымских побережных городов. Его карьера была очень успешной. Картины Айвазовского, появившиеся на выставках с середины 30-х годов XIX в., привлекали неизменное, часто восторженное внимание мастерством исполнения, воодушевлением, которое жило в них, зоркостью взгляда на природу. Постепенно бури и штормы сменяются изображением моря в его обычном состоянии, мягким соотношением красок, примером такой картины называют «Черное море» (1881).

И.К. Айвазовский был последним и самым ярким представителем романтического направления в русской живописи. Художника влекла к себе свободная стихия моря, бесконечная изменчивость его состояния. Неистовые морские штормы, клубящиеся тучи, грандиозность пространства бушующего или умиротворенность океана – основные темы его картин. Он никогда не писал морских стихий, неуловимых для кисти, с натуры, а всегда опирался на свою феноменальную зрительную память. «Движения живых стихий – неуловимы для кисти: писать молнию, порыв ветра, всплеск волны – немыслимо с натуры, – утверждал живописец. – Сюжет картины слагается у меня в памяти как сюжет стихотворения у поэта …» [2, 102].Однако в основе его импровизаций лежало постоянное изучение природы и ее особенностей.

За длительную творческую жизнь (65 лет) неустанного труда Иваном Константиновичем Айвазовским написано несколько тысяч картин, в большинстве они изображают море. Он писал и «сухопутные» пейзажи: степи Украины, горные ущелья Кавказа, виды многих европейских городов.

Особое место в наследии И.К. Айвазовского занимают произведения, посвященные подвигам русского флота.

Человек большой активности и жизнелюбия, отзывчивости, художник никогда не замыкался в рамках творческого труда. Он ежегодно устраивал выставки своих произведений в разных городах, а также в Европе и Америке. Делал их мастер почти всегда с благотворительной целью – в пользу неимущих художников или студентов, нуждающихся семей воинов, армейских семей или неимущих актеров. Более 120 персональных выставок было устроено им в течение жизни.

И.К. Айвазовский вел большую общественную деятельность, занимался археологическими раскопками, часто выезжал в Петербург и Москву; принимал участие в международных выставках. Его дом и мастерскую посетили художники И. Репин, И. Шишкин, Г. Семирадский, коллекционер П. Третьяков, польский скрипач-виртуоз Г. Венявский, дирижер, пианист и композитор А. Рубинштейн, писатель А.Чехов, актеры Малого театра и др.

В своих путешествиях И.К. Айвазовский был неутомим – из каждого привозил новые впечатления, ложившиеся в основу его картин. В 1865 г. в своем феодосийском доме живописец открыл картинную галерею, которую завещал родному городу, она стала и остается центром художественной жизни Феодосии. Там еще при жизни художника устраивались публичные музыкальные концерты и театральные спектакли.

Стараниями Ивана Константиновича в Феодосии был построен археологический музей, открыта библиотека, реконструирован порт, проведена железная дорога. В знак уважения к личности и деятельности Айвазовского феодосийская Государственная дума в 1881 г. присвоила ему звание почетного гражданина города Феодосии. У главного фасада дома художника установлен бронзовый памятник, на постаменте – лаконичная надпись: «Феодосия – Айвазовскому».

Визитной карточкой Феодосии служит фонтан. Город издавна испытывал трудности с водоснабжением, пресной воды катастрофически не хватало. Проблема была решена, когда Иван Константинович Айвазовский подарил городу 50 тысяч ведер воды ежесуточно из имения Су-Бош (ныне с. Айвазовское). Строительство водопровода и пуск фонтана на Новобазарной площади на средства и по проекту Айвазовского состоялись после богослужения в феодосийском Александро-Невском соборе. За пользование водопроводом взималась плата, но воду из фонтана пили бесплатно. По центру фонтана, над краном, находилась серебряная кружка с надписью «Выпейте за здоровье Ивана Константиновича и его семьи».

И.К. Айвазовский всегда был полон новых замыслов и неустанно трудился до последних дней жизни. Последняя незаконченная картина осталась на мольберте.

«Эпической поэмой о море представляется удивительно цельное по мироощущению творчество И. К. Айвазовского, снискавшее ему еще при жизни всемирную славу» [2, 99].

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

1.Вагнер Л.А.,Григорович Н.С.Айвазовский. М., 1970.

2.50 кратких биографий мастеров русского искусства. Л., 1970.

3.http//www.bibliotekar.ru/rusAyvaz.

4.www.art-spb.ru