Оформи электронную подписку на журнал и читай его первым!
Научно-методический журнал России (создан в 1933 г.) Журнал «Начальная школа» является уникальным методическим пособием, универсальным по своему характеру: в нем публикуются материалы по всем предметам и курсам для каждого класса начальной школы, официальные документы Министерства образования и науки РФ.

Статьи13 сентября 2018

Два письма В.А. Сухомлинского ( к 100-летию со дня рождения)

28 сентября 2018 г. исполняется 100 лет со дня рождения

выдающегося педагога Василия Александровича Сухомлинского (1918-1970).

В 2010 г. редакция журнала «Начальная школа» получила копии двух писем В.А. Сухомлинского. Их прислала в редакцию Лилия Васильевна Маркова (Республика Татарстан), учитель начальных классов с 42-летним педагогическим стажем. В своем письме она рассказала историю переписки с педагогом.

В 1969 г. Лилия Васильевна была начинающим завучем. Однажды прочитала в «Комсомольской правде» статью о книге В.А. Сухомлинского «Сердце отдаю детям». И загорелась: во что бы то ни стало приобрести книгу. Ни в поселковом, ни в районном книжном магазине ее не было. Родные Лилии Васильевны искали книгу в Ростове-на-Дону, Новосибирске, Казани, Кирове, подруга – в Свердловске (Екатеринбурге). Но увы! Книги не было. И тогда она написала самому автору – В.А. Сухомлинскому. Вскоре пришел ответ: «Уважаемая Лилия Васильевна! Очень рад, что Вы заинтересовались книгой «Сердце отдаю детям». К сожалению, лишних экземпляров у меня нет. Но я объявляю чрезвычайный поиск, и книгу мы Вам найдем». Вскоре из Киева пришла книга. Коллеги Л.В. Марковой буквально выстроились в очередь, чтобы прочитать ее.

В это же время молодому педагогу поручили подготовить доклад «Система учета знаний» для районного совещания директоров и завучей школ. И Лилия Васильевна опять обратилась к В.А. Сухомлинскому: поблагодарив за книгу, просила совета. Вскоре пришел ответ.

Уважаемая Лилия Васильевна!

Я получил Ваше письмо. Очень рад, что Вы получили из Киева книгу «Сердце отдаю детям». Вы просили поделиться мыслями, дать совет о системе учета знаний… Меня несколько смущает и огорчает эта просьба. Оценки, учет – все это результаты работы. Ставить детям оценки, учитывать знания – все равно что срезать (или срывать) цветы, которые Вы вырастили своими руками. Срезать (или срывать) цветы – для этого особенной мудрости не надо )ну, конечно, следует срезать или срывать цветы так, чтобы не сломать куст…). В своей практической работе мы не особенно задумываемся над системой оценки, учета знаний. Важно уметь вырастить цветы; важно, чтобы зацвели благоуханные цветы, а не пустоцвет или чертополох; важно, чтобы было что срезать или срывать. Поэтому мы считаем важнейшей проблемой заботу о том, чтобы все дети хорошо трудились, все достигали в учении успеха. И самое главное – чтобы детям всегда хотелось учиться, чтобы никогда у ребенка не угас интерес к знаниям. Вот тогда и будут цветы!

Этот вопрос надо решать скорее в эпическом плане, чем в том, который Вы имеете в виду, обращаясь за советом. Сейчас я заканчиваю работу над большой книгой «Как воспитать настоящего человека». В этой рукописи много страниц посвящается вопросу, который Вас интересует. Но, повторяю, он должен интересовать Вас в такой мере, как цветовода волнует вопрос: как вырастить хорошие цветы?

С уважением В. Сухомлинский

14/ХІ – 69 г.


Л.В. Маркова поддерживала связь с Павлышевской школлй, где работал В.А. Сухомлинский, получила оттуда книги педагога «Мудрая власть коллектива», «Рождение гражданина», «Как воспитать настоящего человека», «Письма к сыну». Цитаты из этих книг - «Надо развивать мышление детей, укреплять умственные силы ребенка среди природы – это требование естественных закономерностей развития детского организма. Вот почему каждое путешествие в природу есть урок мышления, урок развития ума. Мы сидим на кургане, вокруг нас звучит стройный хор кузнечиков, в воздухе аромат степных трав. Мы молчим. Детям не надо много говорить, не надо пичкать их рассказами, слово – не забава, а словесное пресыщение – одно из самых вредных пресыщений. Ребенку нужно не только слушать слово воспитателя, но и молчать; в эти мгновения он думает, осмысливает услышанное и увиденное», «Самое страшное для человека – это превратиться в спящего с открытыми глазами: смотреть и не видеть, видеть и не думать о том, что видишь, добру и злу внимать равнодушно; проходить спокойно мимо зла и неправды. Опасайся этого, сын, больше смерти, больше любой самой страшной опасности. Человек без убеждений – тряпка, ничтожество. Раз ты убежден, что на твоих глазах творится зло, пусть сердце твое кричит об этом, борись против зла, добивайся торжества правды» и др. - легли в основу читательских конференций, работы родительского университета и клуба «Сухомлинец».