Как христианство пришло на Русь
IV класс
В.В. ИГНАТОВА, В.В. КОРЗЮКОВА, Л.В. ШМИТОВА,
учителя начальных классов, Православная гимназия, г. Рославль, Рославльский район, Смоленская область
Тип урока: усвоения новых знаний.
Цели: актуализировать в памяти исторический факт крещения Руси в 988 году; довести до понимания культурообразующую роль православной веры для русского народа; обеспечивать межпредметные связи с уроками окружающего мира (историческая и политическая обстановка Киевской Руси до крещения); развивать умение самостоятельно работать с источниками информации (учебником); воспитывать сознательное отношение к православной вере, толерантность по отношению к верованиям других народов; на примерах из жизни князя Владимира воспитывать милосердие, сострадание, любовь к Родине.
Оборудование: учебник «Основы православной культуры» (авт. А.В. Кураев), презентация «Как христианство пришло на Русь»; экран, ноутбук, проектор; таблички со словами «род», «община», «племя»; таблица «Жизнь киевлян до и после крещения» (по одной на парте).
Ход урока.
I. Организационный момент.
II. Актуализация опорных знаний.
- На уроках окружающего мира мы начали разговор о Древней Руси, о том, как возникла Киевская Русь, почему ее так назвали. Расскажите, каким был общественный строй в Древней Руси?
Отвечающий вывешивает таблички: «род», «община», «племя».
- Как и когда возникла Киевская Русь?
Русь была большим объединением племен. Во главе стоял князь. После Святослава Киевской Русью правил его сын, внук князя Игоря и княгини Ольги, князь Владимир. (Слайд 1) В то время на Руси господствовало язычество. Славяне верили и поклонялись различным богам: неба, солнца, молнии, грома и т.д. Верили они в духов: домового, водяного, лешего, в русалок, считая их душами утонувших девушек. Не было на Руси в то время храмов, а были капища, где приносились жертвы идолам. (Слайд 2)
В центре Киева стояло изображение главного бога славян – Перуна. (Слайд 3) Это был идол с серебряной головой и золотыми усами. Ему приносили жертвы, часто человеческие. Князь Владимир тоже был язычником. Но однажды произошел случай, потрясший Владимира и заставивший его изменить свои взгляды на веру. В 983 году после очередных воинских успехов жители Киева пожелали отблагодарить своих богов человеческими жертвами. Был брошен жребий. Он пал на прекрасного лицом и душою юного варяга Иоанна, сына христианина Феодора. Владимир любил и ценил отца и сына как умных, добрых людей и отважных воинов. Отец был возмущен требованиями толпы, вступился за сына и стал говорить о заблуждениях язычников. Народ в ярости убил обоих. В этот день князь Владимир не помешал своему народу расправиться с представителями другой веры - христианами. Он был язычником и считал: приносить человеческую жертву богам - дело обычное. Однако с этого момента что-то в князе переменилось. Бывало, устроит он пир, приглашенные веселятся, а он печален. Стоят перед глазами светлые лица убиенных, в ушах звенят укором слова: «Нас-то за что? Разве мы враги твои?» «Неужели и впрямь поклоняться идолам - грех и великое заблуждение? - размышлял Владимир. - Но как отказаться от веры отцов и дедов? Впрочем, бабушка Ольга приняла христианскую веру, не испугалась».
III. Сообщение темы, постановка целей.
- Тема сегодняшнего урока: «Как христианство пришло на Русь». (Слайд 4)
Что бы вы хотели узнать или вспомнить по этой теме? Давайте вместе сформулируем цели урока.
Обобщая ответы детей, учитель демонстрирует слайд 5:
·Когда была крещена Киевская Русь?
·Кто участвовал в этом?
·Откуда христианская вера пришла на Русь?
·Как изменилась жизнь людей после крещения?
IV. Изучение нового материала.
- Давайте совершим путешествие в те далекие времена и посмотрим, что же было дальше.
Инсценировка «Как князь Владимир веру выбирал» (текст инсценировки можно найти на педагогических сайтах сети Интернет. – Ред.)
- Итак, князь Владимир выбрал веру. Посмотрите, как это изображено на картине И. Эггинка «Великий князь Владимир выбирает веру». (Слайд 6)
Церковь причислила Владимира к лику святых, равных апостолам. День памяти святого равноапостольного князя Владимира отмечается православным народом 28 июля. (Слайд 7) Послушаем рассказ (сочинение) о князе.
Князь Владимир.
Жил на Руси Владимир. И был он язычником: поклонялся богам и идолам, любил пиры и войны. Но однажды, когда его избрали князем, он подумал о том, какая вера правильная и послал послов в разные страны. Послы вернулись и стали рассказывать, о каких верах узнали. Они предлагали разные веры, но Владимир выбрал православную: веру во Иисуса Христа.
Узнав об этой вере, князь Владимир поехал креститься в Херсонес. По дороге он ослеп. Когда приехал Владимир в Херсонес и окрестился, то снова прозрел. (Слайд 8) Вернувшись в свой город, князь привез иконы, мощи святых, священные книги. Он стал готовить Русь к принятию христианской веры. Князь не заставлял, а убеждал народ креститься.
И вот наступил один из дней 988 года - день крещения Руси. (Слайд 9) Когда люди вошли в реку Днепр, митрополит Михаил со священниками начали молиться. Начало было положено. Очень многие в тот день на земле приняли Святое Крещение, а на небесах была, наверное, великая радость о спасении стольких душ!
Князь Владимир полностью изменил свою жизнь, став христианином. Он заботился о бедных и несчастных, старался судить справедливо, не гордился тем, что он князь. Он любил наш народ всей душой и смог сделать его сильным и независимым. С принятием христианской веры на Русь пришли сострадание, доброта, прощение, любовь к ближним. Народ отвечал любовью на любовь своего князя, за доброту и ласку прозвал его Владимир - Красное Солнышко, складывал о нем былины. Его именем назван г. Владимир. В городе Чебоксары установлен памятник князю Владимиру. (Слайд 10.)
Я уважаю князя Владимира. Наверное, очень трудно резко менять свою жизнь. А Владимир сделал это. Он не только изменился сам, но и народ смог повести за собой. Так умер язычник и родился святой равноапостольный великий князь Владимир - князь великого русского народа (Варвара Головинская, ученица гимназии).
V. Работа с учебником. (Слайд 11)
- Откройте учебники на странице 59, прочитайте, когда и как была крещена Русь?
Что это дало Руси? Ответ на вопрос найдите на страницах 59-60.
Следующее задание выполняйте в парах: положите перед собой листочки, заполните таблицу.
Жизнь киевлян
до крещения |
после крещения |
люди поклонялись ______________ |
люди стали верить ______________; |
приносили жертвы на капищах; |
_______________________________ |
_______________________________ |
детей стали учить грамоте в школах; |
бедные люди сами добывали себе пропитание |
_______________________________ |
только состоятельные люди могли рассчитывать на лечение от болезней. |
_______________________________ |
Выслушиваются ответы детей, затем учитель делает обобщение: «Русь стала православной страной. С 988 года христианство стало распространяться по Руси, преображая жизнь людей и их культуру. Вера в единого Бога собирала славянские племена и помогала им ощущать себя единым народом.
Совсем недавно грамотных людей на Руси почти не было. Теперь же детей начали учить счету и письму. А еще князь Владимир учреждал больницы и богадельни, выкупал должников и пленных. Он боялся причинять зло, за оружие брался только для защиты Отечества. На широком княжеском дворе стали устраиваться трапезы для нищих и голодных, больным развозили пищу по домам. И каждый житель страны любил великого князя, потому что знал: никого из своих подданных он не позволит обидеть.
Конечно, кто-то оставался равнодушным к новой вере. Но шли годы, постепенно люди узнавали христианское учение, всей душой приняли его. В храмах, построенных на месте капищ, стали проводиться богослужения, и вера православная начала распространяться по всей Руси. Вскоре нашу страну стали называть святой Русью». (Слайд 12)
Прочитайте на странице 60 учебника параграф «Святая Русь» и найдите ответ на вопрос: «Почему Русь называли святой?»
Выслушиваются ответы детей.
- Строились храмы, русские мастера многому учились у византийских, но много было и своего - русского, родного, национального. На Руси зарождалось уникальное русское зодчество. Русский писатель А.И. Солженицын так описывал особенности нашей жизни.
Учитель или подготовленные ученики читают текст о храмах на страницах 60-61 учебника. (Слайд 13)
VI. Подведение итогов урока. Рефлексия.