Как христианство пришло на Русь

Начальная школа

Как христианство пришло на Русь

IV класс

В.В. ИГНАТОВА, В.В. КОРЗЮКОВА, Л.В. ШМИТОВА,

учителя начальных классов, Православная гимназия, г. Рославль, Рославльский район, Смоленская область

Тип урока: усвоения новых знаний.

Цели: актуализировать в памяти исторический факт крещения Руси в 988 году; довести до понимания культурообразующую роль православной веры для русского народа; обеспечивать межпредметные связи с уроками окружающего мира (историческая и политическая обстановка Киевской Руси до крещения); развивать умение самостоятельно работать с источниками информации (учебником); воспитывать сознательное отношение к православной вере, толерантность по отношению к верованиям других народов; на примерах из жизни князя Владимира воспитывать милосердие, сострадание, любовь к Родине.

Оборудование: учебник «Основы православной культуры» (авт. А.В. Кураев), презентация «Как христианство пришло на Русь»; экран, ноутбук, проектор; таблички со словами «род», «община», «племя»; таблица «Жизнь киевлян до и после крещения» (по одной на парте).

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Актуализация опорных знаний.

- На уроках окружающего мира мы начали разговор о Древней Руси, о том, как возникла Киевская Русь, почему ее так назвали. Расскажите, каким был общественный строй в Древней Руси?

Отвечающий вывешивает таблички: «род», «община», «племя».

- Как и когда возникла Киевская Русь?

Русь была большим объединением племен. Во главе стоял князь. После Святослава Киевской Русью правил его сын, внук князя Игоря и княгини Ольги, князь Владимир. (Слайд 1) В то время на Руси господствовало язычество. Славяне верили и поклонялись различным богам: неба, солнца, молнии, грома и т.д. Верили они в духов: домового, водяного, лешего, в русалок, считая их душами утонувших девушек. Не было на Руси в то время храмов, а были капища, где приносились жертвы идолам. (Слайд 2)

В центре Киева стояло изображение главного бога славян – Перуна. (Слайд 3) Это был идол с серебряной головой и золотыми усами. Ему приносили жертвы, часто человеческие. Князь Владимир тоже был язычником. Но однажды произошел случай, потрясший Владимира и заставивший его изменить свои взгляды на веру. В 983 году после очередных воинских успехов жители Киева пожелали отблагодарить своих богов человеческими жертвами. Был брошен жребий. Он пал на прекрасного лицом и душою юного варяга Иоанна, сына христианина Феодора. Владимир любил и ценил отца и сына как умных, добрых людей и отважных воинов. Отец был возмущен требованиями толпы, вступился за сына и стал говорить о заблуждениях язычников. Народ в ярости убил обоих. В этот день князь Владимир не помешал своему народу расправиться с представителями другой веры - христианами. Он был язычником и считал: приносить человеческую жертву богам - дело обычное. Однако с этого момента что-то в князе переменилось. Бывало, устроит он пир, приглашенные веселятся, а он печален. Стоят перед глазами светлые лица убиенных, в ушах звенят укором слова: «Нас-то за что? Разве мы враги твои?» «Неужели и впрямь поклоняться идолам - грех и великое заблуждение? - размышлял Владимир. - Но как отказаться от веры отцов и дедов? Впрочем, бабушка Ольга приняла христианскую веру, не испугалась».

III. Сообщение темы, постановка целей.

- Тема сегодняшнего урока: «Как христианство пришло на Русь». (Слайд 4)

Что бы вы хотели узнать или вспомнить по этой теме? Давайте вместе сформулируем цели урока.

Обобщая ответы детей, учитель демонстрирует слайд 5:

·Когда была крещена Киевская Русь?

·Кто участвовал в этом?

·Откуда христианская вера пришла на Русь?

·Как изменилась жизнь людей после крещения?

IV. Изучение нового материала.

- Давайте совершим путешествие в те далекие времена и посмотрим, что же было дальше.

Инсценировка «Как князь Владимир веру выбирал» (текст инсценировки можно найти на педагогических сайтах сети Интернет. – Ред.)

- Итак, князь Владимир выбрал веру. Посмотрите, как это изображено на картине И. Эггинка «Великий князь Владимир выбирает веру». (Слайд 6)

Церковь причислила Владимира к лику святых, равных апостолам. День памяти святого равноапостольного князя Владимира отмечается православным народом 28 июля. (Слайд 7) Послушаем рассказ (сочинение) о князе.

Князь Владимир.

Жил на Руси Владимир. И был он язычником: поклонялся богам и идолам, любил пиры и войны. Но однажды, когда его избрали князем, он подумал о том, какая вера правильная и послал послов в разные страны. Послы вернулись и стали рассказывать, о каких верах узнали. Они предлагали разные веры, но Владимир выбрал православную: веру во Иисуса Христа.

Узнав об этой вере, князь Владимир поехал креститься в Херсонес. По дороге он ослеп. Когда приехал Владимир в Херсонес и окрестился, то снова прозрел. (Слайд 8) Вернувшись в свой город, князь привез иконы, мощи святых, священные книги. Он стал готовить Русь к принятию христианской веры. Князь не заставлял, а убеждал народ креститься.

И вот наступил один из дней 988 года - день крещения Руси. (Слайд 9) Когда люди вошли в реку Днепр, митрополит Михаил со священниками начали молиться. Начало было положено. Очень многие в тот день на земле приняли Святое Крещение, а на небесах была, наверное, великая радость о спасении стольких душ!

Князь Владимир полностью изменил свою жизнь, став христианином. Он заботился о бедных и несчастных, старался судить справедливо, не гордился тем, что он князь. Он любил наш народ всей душой и смог сделать его сильным и независимым. С принятием христианской веры на Русь пришли сострадание, доброта, прощение, любовь к ближним. Народ отвечал любовью на любовь своего князя, за доброту и ласку прозвал его Владимир - Красное Солнышко, складывал о нем былины. Его именем назван г. Владимир. В городе Чебоксары установлен памятник князю Владимиру. (Слайд 10.)

Я уважаю князя Владимира. Наверное, очень трудно резко менять свою жизнь. А Владимир сделал это. Он не только изменился сам, но и народ смог повести за собой. Так умер язычник и родился святой равноапостольный великий князь Владимир - князь великого русского народа (Варвара Головинская, ученица гимназии).

V. Работа с учебником. (Слайд 11)

- Откройте учебники на странице 59, прочитайте, когда и как была крещена Русь?

Что это дало Руси? Ответ на вопрос найдите на страницах 59-60.

Следующее задание выполняйте в парах: положите перед собой листочки, заполните таблицу.

Жизнь киевлян

до крещения

после крещения

люди поклонялись ______________

люди стали верить ______________;

приносили жертвы на капищах;

_______________________________

_______________________________

детей стали учить грамоте в школах;

бедные люди сами добывали себе пропитание

_______________________________

только состоятельные люди могли рассчитывать на лечение от болезней.

_______________________________

Выслушиваются ответы детей, затем учитель делает обобщение: «Русь стала православной страной. С 988 года христианство стало распространяться по Руси, преображая жизнь людей и их культуру. Вера в единого Бога собирала славянские племена и помогала им ощущать себя единым народом.

Совсем недавно грамотных людей на Руси почти не было. Теперь же детей начали учить счету и письму. А еще князь Владимир учреждал больницы и богадельни, выкупал должников и пленных. Он боялся причинять зло, за оружие брался только для защиты Отечества. На широком княжеском дворе стали устраиваться трапезы для нищих и голодных, больным развозили пищу по домам. И каждый житель страны любил великого князя, потому что знал: никого из своих подданных он не позволит обидеть.

Конечно, кто-то оставался равнодушным к новой вере. Но шли годы, постепенно люди узнавали христианское учение, всей душой приняли его. В храмах, построенных на месте капищ, стали проводиться богослужения, и вера православная начала распространяться по всей Руси. Вскоре нашу страну стали называть святой Русью». (Слайд 12)

Прочитайте на странице 60 учебника параграф «Святая Русь» и найдите ответ на вопрос: «Почему Русь называли святой?»

Выслушиваются ответы детей.

- Строились храмы, русские мастера многому учились у византийских, но много было и своего - русского, родного, национального. На Руси зарождалось уникальное русское зодчество. Русский писатель А.И. Солженицын так описывал особенности нашей жизни.

Учитель или подготовленные ученики читают текст о храмах на страницах 60-61 учебника. (Слайд 13)

VI. Подведение итогов урока. Рефлексия.