В мире «волшебных» слов»

Начальная школа

В мире «волшебных» слов»

Внеклассное занятие. I-III классы

Г.В. ЗУЛУНОВА,
учитель начальных классов, школа № 814, Москва

Занятие может проводиться в разных классах – в зависимости от подготовленности школьников.

Цели и задачи: познакомить учеников с понятиями «вежливость», «вежливое общение»; правилами вежливости и деликатности; воспитывать уважение к личности другого человека; развивать навыки общения.
Эпиграфом к занятию могут стать слова: «Спешите делать добрые дела, чтоб не хватило времени на злые» (Карина Филиппова).

Ход занятия.
1. Организационный этап.
- Произнесем хором:
Та-та-та - красота и доброта.
Ти-ти-ти - можно выйти и войти.
Те-те-те – здравствуйте!
Н.Н. Каландарова

2. Формирование положительной мотивации.
Чтение учителем стихотворения В. Солоухина «Здравствуйте!».

Что особого тем самым мы друг другу сказали?
Просто «здравствуйте», больше ведь мы ничего не сказали.
Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?
Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь?

- Как вы ответите на вопрос поэта?
«Здравствуйте», «спасибо», «пожалуйста». Как называются такие слова? (Вежливые.)

3. Формулирование темы и цели занятия.
Мы все научились когда-то
Ходить, рисовать, говорить.
Давайте-ка вспомним, ребята,
Как добрым и вежливым быть.
Елена Шаламонова
- О чем мы сегодня поговорим? (О «волшебных» словах, о доброте.) Мы будем говорить о вежливых словах и вежливости. Задача нашего занятия - научиться по-доброму относиться друг к другу.

4. Беседа. Введение новых знаний
- Какого человека называют вежливым? (Того, кто внимателен к лю-дям, того, кто не причиняет другим неприятности, не оскорбляет.)
Если человек делает только то, что ему хочется, мы говорим о том, что он невоспитан. Таких людей не уважают, не любят. Вежливый человек - почтительный (уважающий других), деликатный (мягкий в обращении), внимательный, с ним легко разговаривать, дружить.
Подумайте, со сколькими людьми вы встречаетесь каждый день? Конечно, не с одним. Даже трудно сосчитать. С кем-то вы просто поздороваетесь, с кем-то поиграете, кому-то ответите на вопрос. Человек находится в постоянном общении. Поведение другого человека, приветливо или грубо сказанное им слово подчас оставляют в душе след на целый день. Часто хорошее настроение у человека зависит от того, были ли с ним приветливы, доброжелательны при общении; человек страдает от невнимания, грубости, злого слова.
Грубость, неуважительное отношение к людям - признак плохого воспитания. Некоторые считают, что это мелочи, пустяки. Но грубые слова не безобидны. Недаром в народе говорят: «Бритва скребет, а слово ранит».
Мы живем не одни, а в обществе. Жизнь среди людей требует, чтобы люди выполняли правила, обязательные для всех: для взрослых, для мальчиков и девочек, для спокойных и шаловливых. Человек, который говорит вежливые, «волшебные» слова, словно ясное солнышко, возле него всегда тепло и уютно.

Вежливые слова рождают тепло души.
Когда ты хочешь молвить слово,
Мой друг, подумай - не спеши.
Оно бывает то сурово,
То рождено теплом души.
Владимир Солоухин

5. Решение поставленных задач.

Игра «Командная вежливость»
- Трудно ли говорить добрые слова? (Ответы детей.)
Это трудно и не трудно. Трудно, если ты не понимаешь, зачем нужно считаться с другими людьми. Легко, если ты считаешь, что хотя ты еще маленький, но уже можешь облегчить горе другого человека, порадоваться чужим успехам.
Посоревнуемся. Разделимся на две команды. Каждый участник команды по очереди будет произносить вежливые слова. За каждое «волшебное» слово ученик получит солнечный лучик. Лучики мы будем прикреплять на доску. Посмотрим, солнышко чьей команды будет ярче!
Вежливость начинается в семье. Дома вы тоже не должны произносить грубые, резкие слова; доброжелательность должна быть законом семьи.
В народе говорят: «Вежливость ничего не стоит, но приносит много». Как вы понимаете эти слова? Если мы скажем друг другу хотя бы по одному приветливому слову, то почувствуем, как потеплеет у нас на душе.

Слушание сказки о друзьях-зверятах
- Послушайте сказку и постарайтесь понять, почему Зайчику стало стыдно?

* * *
Вышел как-то Зайка на улицу. Смотрит - навстречу ему идет Слоненок. Увидел он Зайку, обрадовался и говорит: «Здравствуй, Зайчик! Как я рад тебя видеть!» Но у Зайки было плохое настроение, поэтому он отвернулся, прошел мимо и не поздоровался. Идет Зайчик дальше. Встречает Мишутку. Поздоровался Мишутка с Зайчиком и говорит: «Пойдем в футбол играть. Нас Слоненок в гости звал - ему новый мяч купили». Вспомнил тут Зайка, как он со Слоненком поступил. Стыдно стало Зайке. Но делать нечего: умеешь обижать друзей - умей и извиняться.
Пришел Зайчик к Слоненку: «Извини меня, Слоненок, за то, что не поздоровался с тобой. Настроение у меня плохое было. Больше я так поступать не буду». И Слоненок Зайчика простил. И побежали зверята играть в футбол новеньким мячом.

- Когда Зайчик вел себя вежливо, а когда нет?
Почему Слоненок простил Зайчика?
А вам когда-нибудь помогала вежливость? Расскажите.
Что произойдет, если люди перестанут говорить друг другу вежливые слова? (Ответы детей.)
Надо всегда помнить, что от доброго слова становится тепло на сердце, а от злого - неприятно на душе, от грубого, злого слова дружба может разрушиться, поэтому в народе говорят: «Слово и лечит, слово и ранит».

Игра «Вежливо-невежливо»
- Не только слова должны быть добрыми, но и поступки. Какие? (Уступить место, помочь что-то донести, выполнить чью-то просьбу...)

Понять и исполнить
Желанье другого –
Одно удовольствие,
Честное слово!

- Поиграем. Я буду кидать мячик одному из вас и задавать вопрос. Этот ученик должен ответить: «Вежливо» или «Невежливо».
Уступить место в автобусе.
Помочь донести тяжелую сумку.
Поздороваться с соседями по дому.
Толкнуть и не извиниться.
Поблагодарить за подарок.
Не уступить место в транспорте.
Пропустить вперед бабушку.
Закричать в ответ на грубость.
Обидеть малыша.
Подраться с одноклассником.

6. Релаксация. Рисование под музыку.
Звучат песни «Если добрый ты» из мультфильма «День рождения кота Леопольда»( сл. М. Пляцковского, муз. Б. Савельева), «Воспи-пи-пи-питание»(сл. Н. Пескова, муз. М. Либина).

Достается недешево
Счастье трудных дорог.
Что ты сделал хорошего,
Чем ты людям помог?
Л. Татьяничева

- Давайте вспомним хорошие поступки, которые вы совершили, нарисуем один из них и положим в сундучок добрых дел. Еще много славных дел ждет нас, мы должны вырасти добрыми, отзывчивыми, вежливыми. А сундучок будем бережно хранить в классе и пополнять. Давайте будем помнить, что не одежда красит человека, а его добрые дела.

7. Просмотр мультфильма «Ценная бандероль» (автор В. Капнинский, Волгоградтелефильм, режиссер В. Серабабин, 1986).
- Посмотрим сказку о сварливой Вороне, которая нашла книжку о правилах хорошего поведения и сама решила стать вежливой. Запомните вежливые слова, которые помогли ей.

8. Чтение (или слушание) стихотворений Г. Остера из книги «Вредные советы».
* * *
Если ты пришел к знакомым,
Не здоровайся ни с кем.
Слов «пожалуйста», «спасибо»
Никому не говори.
Отвернись и на вопросы
Ни на чьи не отвечай.
И тогда никто не скажет
Про тебя, что ты болтун.
* * *
Решил подраться – выбирай
Того, кто послабей.
А сильный может сдачи дать,
Зачем тебе она?
Чем младше тот, кого ты бьешь,
Тем сердцу веселей
Глядеть, как плачет он, кричит,
И мамочку зовет.
Но если вдруг за малыша
Вступился кто-нибудь,
Беги, кричи и громко плачь,
И мамочку зови.

- Можно ли эти советы назвать полезными?

9. Итог (рисование).
- Сегодня мы уже сравнивали вежливого человека с солнышком, которое каждое утро ласково здоровается со всеми. А с кем или с чем еще можно сравнить вежливых людей? Нарисуйте.
Вежливым человек не рождается, а становится. Но человек может вы-учить наизусть все правила хорошего поведения и быть в обществе вежли-вым, и все-таки ему это не поможет, если делает он одно, а думает по-другому; когда-нибудь он себя выдаст, потому что действительно воспитанный человек думает так же, как поступает, внутренне он так же порядочен, как и внешне.

А вежливым быть очень просто,
Будь добрым - обычный совет,
Не важно, какого ты роста
И сколько тебе уже лет.
Елена Шаламонова

10. Домашнее задание.
- Знаете ли вы, что такое комплимент? (Ответы детей.)
Это любезные, приятные слова. Люди любят получать знаки внимания. Дома каждый из вас придумает комплименты своему однокласснику, чтобы в следующий раз произнести их и доставить человеку удовольствие. Эти слова должны быть капельками добра, которые вы подарите своим одноклассникам.
Ученики вытягивают карточку с фамилией и именем ученика, для ко-торого будут придумывать комплименты.

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
Богданова О.С, Калинина О.Д. Содержание и методика этических бесед с младшими школьниками. М, 1985.

Активен