Любовь и уважение к Отечеству

Начальная школа

Любовь и уважение к Отечеству

IV класс

Т.Н. МУХАМЕДЬЗЯНОВА,
учитель начальных классов, МАОУ «Янтыковская средняя общеобразовательная школа», дер. Янтык, Тюменский район, Тюменская область

Оборудование: компьютер, проектор, музыкальное сопровождение (песни о Родине), слайды, карточки-термины, презентация «Моя малая ро-дина», раздаточный материала «Составь пословицу», «Собери слово», цветные кружки, тексты для чтения, учебник «Основы светской этики» (авт. М.Т. Студеникин, М.: Русское слово, 2012).

Задачи: образовательные (повторить понятия «Отечество», «Родина», «Россия», «любовь»; формировать уважение к Отечеству, ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах); развивающие (развивать познавательный интерес к своей малой родине, навыки выразительного чтения, самостоятельной работы, активизировать творческое воображение детей); воспитательные (воспитывать чувство любви и уважения к Родине, к своему краю, чувство гордости за традиции, обычаи своего народа; учить, чувствовать красоту слова); личностные (формировать представления, о гражданстве, воспитывать любовь к своей малой родине и Родине в целом, уважение к народам своего края); метапредметные (развивать познавательный интерес к изучению своего края); предметные (понимать значение категории «нравственность»).

Виды деятельности: беседа, фронтальная работа, групповая работа, парная работа, творческая работа.

Основные термины и понятия: «Родина», «Отечество», «Россия», «любовь».

Урок сопровождается показом слайдов.

Ход урока.
1. Организация деятельности учащихся.
- Урок проведем под девизом: «Дорог нам наш край родной и в ненастье, и в стужу, и в зной». О нем услышим мы сейчас много нежных, добрых слов.
Звучит песня о Родине (по выбору учителя).
Беседа после прослушивания.
- Какое настроение вызвала у вас эта музыка?
- О чем поется в этой песне?
В каком цвете вы увидели нашу Родину? У вас на партах лежат кружки разного цвета, выберите те цвета, в котором вы увидели нашу Родину, и составьте цветок.
Один ученик составляет цветок на доске, рассказывает, почему он взял кружки разных цветов (например, зеленый - лес, трава, синий - вода, небо, красный - заря, цветы, солнце…, желтый – песок, оранжевый – фиолетовый - цветы или радуга и пр.).

2. Актуализация знаний.
- Мы живем в такой удивительной, яркой стране, у которой такое красивое имя. Как называется наша страна? (Россия.)
Показ слайда (географическая карта России.)

Пятиминутное чтение (тексты о Родине).
- О чем вы прочитали? Обоснуйте свои ответы чтением отрывков из текста.
Выборочное чтение вслух текстов.

Групповая работа.
Буквы рассыпались нужно собрать их и составить слово:
1группа - слово «Родина»
2 группа – слово «Россия»
3 группа – слово «Отечество»
4 группа - слово «Любовь»

- Объясните, как вы понимаете эти слова. (Отечество – страна, где родился человек, земля отцов наших. Родина – родная страна. Россия – наше государство. Любовь – это важнейшее чувство для каждого человека.)

3. Определение темы и цели урока.
- Как вы думаете, о чем мы сегодня будем с вами говорить?
Учитель обобщает ответы учащихся.
- Сегодня мы с вами будем говорить о стране огромной и прекрасной, о стране, где мы родились и живем, о нашем с вами отношении к ней, о людях, которые в ней живут.

4. Актуализация знаний по теме урока.
На доске записаны слова «Россия», «родина".
- Посмотрите на эти два слова, что обозначают эти слова?
(Россия – это название нашей страны, родина – это любимый уголок, это родная улица, родной дом, родная деревня, родной город ...)

Чтение стихотворения подготовленным заранее учеником.
Родина моя - Россия!
Очень я тобой горжусь.
Надо мною небо синее,
В лучи солнца окунусь.
Океан лесов безбрежен
И зеленая трава.
Воздух Родины так нежен –
Этим всем горжусь и я!

Показ слайда «Карта России».

- Как вы уже знаете, Россия – самая большая страна в мире. 30 морей и 2 океана омывают Россию. В России 120 тысяч рек. В стране проживает более142 миллионов человек, говорящих на 150 языках, и каждый из них любит и дорожит нашей Родиной. О любви к Родине, о преданности к Родине народами сложено много стихов, песен, пословиц. Сегодня на уроке мы вспомним некоторые пословицы. Работать будем в группах.
Кто быстрее составит пословицы?

Части пословиц записаны на слайде.

Кто за Родину горой, служить отчизне.
Одна у человека мать, тот истинный герой.
Главное в жизни – одна у него и Родина.
Для Родины своей ни сил, будет Родина крепка.
Если дружба велика, ни жизни не жалей.
умей за нее постоять.
Родина – мать, Родины нашей.
Нет в мире краше всем матерям мать.

На следующем слайде – пословицы для самопроверки.

- В такой большой стране у каждого человека есть свой родной маленький уголок - деревня, улица, дом, где ты родился. Из множества таких уголков и состоит наша родина. С чего начинается ваша малая родина?

Презентация «Моя малая родина» сопровождается прослушиванием песни Ю. Антонова «Родные места».
- Множество красивейших мест на нашей Земле. И главное богатство Земли - это народ. Можем ли сказать, что наша страна – многонациональ-ная?
Какие народности живут в России?

Показ слайдов.
- Вам тоже было предложено провести маленькое исследование на тему «Какие народности живут в нашей деревне Янтык". Давайте проверим, что у вас получилось.

Ученики рассказывают о своей работе. (В нашей деревне живут татары, русские, казахи, мари, чуваши, чеченцы.)
- Людей всех этих национальностей объединяет любовь и преданность к своей малой родине и большой стране России. Добрые слова на родном языке помогают нам лучше понять друг друга. Сейчас вы прослушаете стихотворение Г. Тукая о нашем родном татарском языке.
Показ слайда (Г. Тукай)

Чтение учеником стихотворения «И туган тел… («Родной язык…»).
Звучит песня на татарском языке (по выбору учителя).

5. Закрепление.
1) Чтение текста К.Д. Ушинского «Наше Отечество».
2) Чтение стихотворений о родных местах школьниками.

Есть в сердце Родины большой,
Наш Янтык, уголок для нас родной.
Он сердцу дорог, мил, приятен,
Красив и необъятен.

6. Рефлексия.
Игра «Что отдашь Земле родной?».

7. Итог урока.
8. Домашнее задание.
Подготовить снимки красивых уголков деревни, со своими друзьями поиграть в игру «Что отдашь Земле родной».

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
Богданова О.С., Петрова В.И. Воспитание культуры поведения учащихся. М., 1978.
Дурова Н.В. Беседы-занятия об этике поведения «Очень важный разговор». М., 2002.
Костылева О.Г., Лукина И.Г. Учись быть вежливым. Библиотечка «Первое сентября. Начальная школа». М., 2006.
Методические рекомендации по преподаванию комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» в образовательных учреждениях Тюменской области. Тюмень, 2012.
Методическое пособие для учителей, преподающих «Основы религиозных культур и светской этики». Тюмень, 2012.