Использование краеведческого материала на уроках и во внеурочной деятельност

Начальная школа

Использование краеведческого материала на уроках и во внеурочной деятельности в начальных классах

К 1150-летию Смоленска

И.Ю. ИВАНОВА,
учитель высшей квалификационной категории, МБОУ «СОШ № 29 с углубленным изучением отдельных предметов», г. Смоленск

Всегда задумчива, скромна,
Как верба у ручья,
Моя родная сторона,
Смоленщина моя.
Н. Рыленков

Меняются времена, эпохи, люди… Но вечным остается стремление человека к добру, любви, свету, красоте, истине. Самое большое счастье для школы и родителей – вырастить здоровых и высоконравственных детей.
Воспитание в школе, направленное на развитие всех детей, должно быть построено так, чтобы обеспечить оптимальное развитие каждого ребенка исходя из его индивидуальности.
В последние годы неуклонно возрастает роль краеведения в нравственно-патриотическом воспитании подрастающего поколения. Краеведение лучше других отраслей знания способствует воспитанию чувств патриотизма, любви к родному краю, формированию общественного сознания. Недаром краеведение – всегда «краелюбие».
Как же в нашей школе мы учим любить свой край, свою страну, родину? Какую работу проводим в начальных классах по краеведению?

У меня сложилась своя небольшая система. Перечислю ее основные темы.

1. Семья. Семейные традиции. Практическая деятельность по со-зданию презентаций о семье. Считаю, что именно в семье дети получают практический опыт познания своего края, его обычаев, традиций.
2. Имя твое. История фамилий. Индивидуальная поисковая деятель-ность. Работа с энциклопедической литературой. Составление листа с описанием значения своего имени (фамилии) для ученического портфолио.
3. Моя школа – мой дом.
4. Мой двор, моя улица (за что люблю, что бы изменил).
5. Обзорная экскурсия в городской исторический музей. Памятные места города Смоленска (экскурсия).
6. Мой город - герой. Из истории образования города.
7. Мой край (Смоленщина) на карте страны.
8. Наблюдения в природе. Подвижные игры на свежем воздухе.
9. Удивительная природа. Национальный парк «Смоленское Поозе-рье».
10. Знакомство с творчеством поэтов Смоленщины (М.В. Исаковский, А.Т. Твардовский, Н.И. Рыленков).
11. Знакомство с традициями и обычаями русского народа. Рож-дество, Масленица, Пасха.
12. День птиц. Акция «Покорми птиц». Практическая деятельность по изготовлению кормушек, скворечников.
13. Великая Отечественная война 1941-45 гг. в истории моего края, моего города, моей семьи. Экскурсия в музей Великой Отечественной войны.
14. Люди земли Смоленской.

Я не только знакомлю учащихся с «малой Родиной», но и использую материал о природе Смоленщины, историческом и культурном наследии края, хозяйственной деятельности местного населения на уроках по разным предметам и во внеурочной деятельности.
При отборе краеведческих сведений для уроков придерживаюсь правил:
- события местной истории и культуры должны быть важными, но понятными и доступными возрасту учащихся;
- факты должны быть достаточно яркими, эмоционально насыщенными;
- учащиеся должны иметь возможность совершать маленькие «открытия» (для этого стоит привлекать их к участию в работе по знакомым и интересным им темам, объектам;
- у учащихся необходимо формировать умение наблюдать окружающую действительность, искать неизвестное в известном, незнакомое в знакомом;
- всеми доступными и уместными средствами вызывать у младших школьников интерес к родным местам (улице, дому, школе), содействовать формированию патриотических чувств.
Начинаю работу по этой системе и с учетом названных правил в I классе. На интегрированных уроках обучения грамоте при написании букв связываю уроки с местным материалом, знакомым детям. Практически каждый урок превращается в маленькое путешествие по Смоленску, дети знакомятся с названиями улиц, с теми и тем, в честь кого (чего) они получили такие названия.
Например, при изучении темы «Написание заглавной буквы в начале слов» можно работать со словами «город Смоленск», «Смоленская область», «река Днепр», «улица Твардовского» и т.д. Параллельно с основным учебным материалом дается информация, связанная с этими словами.
В I классе можно давать только краткие исторические справки или просто объяснять значения слов, чтобы дети имели представление о городе или области, в которых они живут, об улице, на которой расположен их дом или школа и т.д. Можно спросить у ребят, какие знаменитые имена и фамилии, связанные с нашей территорией Смоленска и Смоленской области они знают.

Приведу пример фрагмента урока.
- Для начала давайте вспомним некоторые близкие нам слова и объясним их значения.
Учитель раздает детям карточки с изображениями одной из площадей Смоленска, памятников. Ученики называют слово и объясняют его значение:
«Памятник - это постройка, которая напоминает нам о человеке или событии. Например, памятник Михаилу Ивановичу Глинке», «Площадь - это большое свободное место, окруженное постройками, например, площадь Победы».
Далее учитель рассказывает, что «в старом Смоленске насчитывалось 190 улиц. До наших дней свои исторические наименования сохранила ничтожно малая часть из них. Близится 1150-летие Смоленска. Меняется не только внешний облик нашего города-героя, но и внутренний. Воздвигаются новые памятники, обновляются улицы и парки, смоляне все больше и больше влюбляются в свой город. Но сейчас многие из горожан не знают, кто такой Гарабурда и чем он отличился, летчик Воробьев. Это наша история, и ее надо знать».
Конечно, подбирая к уроку краеведческий материал, учитель должен постоянно учитывать уровень развития и возрастные особенности детей. Материал лучше давать маленькими порциями, увеличивая его объем постепенно.
На уроках окружающего мира в теме «Страницы истории Отечества» есть урок «Отечественная война 1812 года». На нем я рассказываю детям, что М.И Кутузов в своем обращении к смолянам писал: «Достойные смоленские жители – любезные соотечественники! С живейшим восторгом извещаюсь я отовсюду о беспримерных опытах и верности и преданности вашей любезнейшему Отечеству. В самых лютейших бедствиях своих показываете вы непоколебимость своего духа... Враг мог разрушить стены ваши, обратить в развалины и пепел имущество, наложить на вас тяжелые оковы, но не мог и не возможет победить и покорить сердец ваших».

В рамках предмета «Азбука Смоленского края» (автор С.А. Болотова) младшие школьники знакомятся с разными блоками (мир природы, мир истории, мир культуры) изучения Смоленщины.

Краеведческий материал широко использую и во внеклассной работе: это встречи и беседы с интересными людьми города и края, проведение экскурсий, викторины, проекты, посещение библиотечных уроков, творческие мастерские, устные журналы, виртуальные экскурсии, заочные путешествия, конкурсы чтения патриотических стихотворений, литературные и музыкальные гостиные и др.
Краеведение – самая доступная и обширная сфера применения приобретаемых учащимися младших классов знаний и умений. Оно создает условия для работ исследовательского характера, что очень помогает развитию творческой инициативы и целенаправленному использованию энергии учащихся. Наряду с интеллектуальным развитием младших школьников краеведение помогает видеть красоту окружающего мира, находить прекрасное в народном творчестве и пр.

Неактивен