Урок мужества «Недаром помнит вся Россия про день Бородина!»

Начальная школа

Урок мужества «Недаром помнит вся Россия про день Бородина!»

IV класс

С.П. ЕФИМОВА,
учитель начальных классов высшей квалификационной категории, с. Хорновар-Шигали, Дрожжановский район, Республика Татарстан

Цель урока: познакомить учащихся с историческим событием - Бородинским сражением, объяснить его значение в ходе Отечественной войны 1812 г., с литературным произведением, отображающим это историческое событие; показать взаимосвязь истории, литературы, изобразительного искусства; формировать чувства любви к Родине, ее народу, уважения к историческому прошлому.

Оборудование: карта, диафильмы «Отечественная война 1812 г.», «Бородино»; портреты участников Отечественной войны 1812 г. и Бородинского сражения; портрет М.Ю. Лермонтова; записи песен В. Мигули «Аты-баты, шли солдаты» и русской народной песни «Солдатушки, браво ребятушки».
До урока проводится конкурс рисунков «Скажи-ка, дядя…».

Структура урока.
1. Художественное вступление. Инсценировка стихотворения М.Ю. Лермонтова «Бородино».
2. Историческая справка о Бородинском сражении (показ слайдов).
3. Физкультминутка.
4. Просмотр диафильма «Бородино».
5. Закрепление пройденного материала.
6. Вывод.


Ход урока.
I. Инсценировка стихотворения «Бородино».
Под барабанный бой входят учащиеся (мальчики) в костюмах солдат и читают стихотворение М.Ю. Лермонтова «Бородино».
2. Историческая справка о Бородинском сражении.
- Вы послушали стихотворение. А как называется это стихотворение? («Бородино».)
Это стихотворение М.Ю. Лермонтова «Бородино», в котором рассказывается о великом сражении на Бородинском поле. Стихотворение было написано в связи с 25-летием Отечественной войны 1812 года в 1837 г.
Сегодня мы познакомимся с событиями, вошедшими в нашу историю как «Отечественная война 1812 года».
К началу XIX в. Россия стала одним из самых могущественных государств в Европе. Она имела сильную армию и флот. Сокрушить могущество России, захватить ее богатства, покорить русский народ мечтали многие чужеземцы. Император Франции Наполеон, покоривший к тому времени многие страны Европы, двинул свои полчища на Россию...
Как вы думаете, какие качества проявлял русский народ, когда отстаивал свою независимость?

Дети отвечают, учитель обобщает ответы, давая определение перечисляемым качествам.
Мужество – присутствие духа в момент опасности.
Храбрость – отсутствие страха.
Отвага – смелость, бесстрашие, храбрость.
Удаль – безудержная, лихая смелость.
Героизм – отвага, решительность и самопожертвование в критической ситуации.
Патриотизм – преданность и любовь к Родине и ее народу.

- Эта война показала образцы патриотизма и военной доблести. Вот почему, вспоминая ее, мы и сейчас с гордостью повторяем слова великого русского поэта М.Ю. Лермонтова:
Недаром помнит вся Россия
Про день Бородина!

12 июня 1812 г. огромная наполеоновская армия вторглась в Россию. «Не пройдет и месяца, как мы будем в Москве»,  любил повторять Наполеон. Два месяца продолжалось отступление русских войск. 26 августа 1812 г. под деревней Бородино, в 124 км к западу от Москвы, произошло генеральное сражение. Перед сражением французским войскам зачитали приказ Наполеона, который пытался пробудить в солдатах своей армии боевой дух, надежду на богатую добычу, удобные квартиры в Москве и громкую славу в случае победы. В русской армии, которой командовал М.И. Кутузов, отслужили торжественный молебен и понесли вдоль линии войск считавшуюся чудотворной икону Смоленской Божьей Матери. Русские солдаты понимали, что в сражении решается судьба Москвы, а значит, России. Вот как вспоминает это сражение один из очевидцев: «Трудно себе представить ожесточение обеих сторон в Бородинском сражении. Многие из сражавшихся побросали свое оружие, сцепились друг с другом, раздирали друг другу рты, душили один другого в тесных объятиях и вместе падали мертвыми. Кавалерия скакала по трупам, как по бревенчатой мостовой, втискивая трупы в землю, пропитанную кровью; раскаленные пушки не могли выдерживать действие пороха и лопались с треском…» Бородинская битва продолжалась целый день, почти 15 часов. Бомбы и ядра сыпались с обеих сторон градом, залпы пушек и мелкого орудия сливались в один гул... Земля дрожала... От дыма не было видно даже солнца…
Несмотря на потери, русские воины не теряли веру в победу, они продолжали отражать натиски врага. Целый день продолжалась битва. К вечеру постепенно смолкли орудия. Страшную картину представляло собой Бородинское поле. Никогда еще французы не видали такого большого количества убитых.


Вы запомнили имя императора Франции, начавшего войну против России?

Мрачный, молчаливый Наполеон объехал поле сражения. Убитых было так много, что лошадь еле находила, куда поставить ногу. Не смолкали крики и стоны раненых, однако Наполеон редко слышал русскую речь.
Здесь не было побежденных: войска устояли на своих местах. Россия и Франция продемонстрировали свои силы всей Европе. Французская армия стремилась в Москву. Сломить русское войско не удалось, но оно было обескровлено. Как вы думаете почему? (Предположения учащихся.)

Русские, встретив врага грудью, стояли твердо и сражались с удивительным мужеством. Они понимали, что спасают Родину, заслоняют собой сердце России.
Бородино явилось примером героической борьбы русской армии и народа за независимость своей страны.
«Француз боек, да русский стоек!» - поговаривали тогда в России.

Физкультминутка
- Вспомните советы А.В. Суворова солдатам? Какими должны быть воины, чтобы выдержать тяготы войны?
А сейчас, перефразируя слова великого полководца «Служба службой, а отдых по расписанию», предлагают вам отдохнуть.
Ать - два, ать - два, вдоль по дороге столбовой
Куда иду - не знаю я.
Дорога сама меня приведет куда-нибудь, ать - два.
Исполнение песни «Солдатушки, бравы ребятушки».

III. Просмотр диафильма «Бородино».
- Как вы думаете, что побудило М.Ю. Лермонтова написать стихотворение «Бородино»?
Да, Бородинская битва сыграла важную роль в Отечественной войне 1812 г., она является переломным этапом в сражении, после которого стал очевиден исход войны. Такие события, конечно же, не забываются. О подвиге русских солдат и офицеров слагались песни, легенды, даже басни. Память народная нетленна, вот почему М.Ю. Лермонтов обращается к этой теме.
М.Ю. Лермонтов родился в 1814 г. В имении Тарханы, где прошло детство поэта, его окружали люди 1812 года: братья бабушки - Афанасий и Дмитрий Столыпины, воспитатель французского языка мосье Капэ, муж кормилицы – это все участники Бородинского сражения, они рассказывали маленькому Мише о подвиге русских воинов. В 1819 г. Лермонтов приезжает в Москву, хранящую следы разрушений. В летние месяцы 1830-32 г. поэт живет в Середникове - имении вдовы генерала Столыпина, знакомится с библиотекой генерала, где было много книг о войне.

IV. Закрепление пройденного материала.
- В своем стихотворении М.Ю. Лермонтов сумел передать не только самоотверженность русских солдат, но и нарисовать яркую картину событий: отступления и поражения.
Какие слова для описания картины боя можно подобрать?

Дети работают с карточками, на которых написаны слова: сражение, стихотворение, Великая Отечественная война, Кутузов, Пушкин, Лермонтов, Наполеон, Отечественная война, англичане, французы, русские, поэт, смелость, трусость, патриотизм.

V. Вывод.
- Бородинское сражение является яркой страницей в истории нашей Родины, показавшей сплоченность, мужество, самоотверженность народа. Ему посвящены многие исторические исследования, ее героев воспели поэты и художники.
В этом году мы будем отмечать 200-летие со дня Бородинского сражения. Почему и сегодня нас волнует и стихотворение Лермонтова, и события, в нем описанные?
Война не может восхищать, потому что это кровь, ужас, смерть, но подвиг русских солдат, не пощадивших жизни ради спасения Отечества, будет жить вечно, и этот подвиг «недаром помнит» и будет помнить «вся Россия».

Учащиеся исполняют песню «Аты-баты шли солдаты».
- А теперь подведем итоги конкурса рисунков «Скажи-ка, дядя, ведь недаром…» Победителями стали ... Вот их рисунки.

Рисунки учащихся размещены на обложке журнала "Начальная школа" №10, 2012.