Общественный смотр знаний – одна из форм работы с родителями

Начальная школа

Общественный смотр знаний – одна из форм работы с родителями


М.К. АНЧОКОВА,
учитель начальных классов, школа №3 им. М.И. Кудаева, а. Адамий, Красногвардейский район, Республика Адыгея

Обострившиеся социальные проблемы общества неотвратимо оказы-вают негативное влияние на семейное воспитание. Родители, занятые реше-нием наболевших вопросов обустройства быта, материального благополучия, а порой и просто физического выживания семьи, все меньше уделяют внимания проблемам воспитания детей.

Роль школы в современных условиях - стать центром духовного развития личности каждого учащегося, координатором в деле воспитания социально адаптированного к условиям современной действительности ребенка. Эффективность такой работы во многом зависит от взаимодействия педагога и родителей: от их взаимопонимания в постановке целей и задач воспитания, установления приоритетов личностного и деятельностного компонентов в развитии детей, умелой организации сотрудничества детей и взрослых, создания благоприятных условий для развития детской самодеятельности.

Чтобы помочь родителям понять, что именно они закладывают основы счастья или несчастья в будущем своего ребенка, помочь им в воспитании детей, «повернуть» семью лицом к школе, я использую разнообразные формы работы с родителями: классные родительские собрания разной формы проведения (анкетирование, приглашение психолога, социального педагога, школьного врача, администрации школы); индивидуальные беседы, консультации; посещения на дому; родительский час для родителей первоклассников; общественный смотр знаний с использованием современных информационных технологий.

Общественный смотр знаний организую и провожу ежегодно, приглашаю на это мероприятие не только родителей, но и общественность аула и учителей школы. По сути общественный смотр знаний - это годовойотчет о достигнутых успехах в воспитании и обучении.

Общественный смотр знаний – это редко используемая форма работы с родителями, общественностью, учителями. одна из нетрадиционных форм проведения урока, подготовка к которому должна быть тщательной. Учителю необходимо подготовить всех детей: это индивидуальная работа с сильными и слабыми, групповая, коллективная работа; подобрать разнообразный и интересный материал.

Учащиеся всегда с большим нетерпением ждут своих пап и мам, дедушек и бабушек, в их глазах им хочется выглядеть лучше, очень стараются показать свои достижения в учебе труде. Если в I и II классах смотр знаний проходит в форме праздничного выступления, в игровой форме, то в III и IV классах – это уроки-презентации с тестированиями, опросами, выступлениями, сообщениями детей и учителей, работающих в данном классе, подводящих итоги воспитания и обучения за год.
Родители в течение года из-за занятости не могут часто посещать уроки и внеклассные мероприятия, поэтому посещение в конце учебного года своеобразного отчетного урока позволяет им увидеть, чему научился за год их ребенок, как он работает на уроке, узнать о достигнутых успехах и то, на что следует обратить внимание. Перед смотром знаний родители имеют возможность познакомиться с портфолио своего ребенка.
В последние годы большое значение придается участию в жизни школы общественности. Приглашение на смотр знаний представителей общественности позволяет более объективно оценить работу учителя, качество знаний детей, понять проблемы школы и обсудить, как их преодолеть.

Приведем в качестве примера содержание урока – общественного смотра знаний «Прощание с III классом».
Цель: познакомить гостей с успехами и достижениями детей, с работой на уроке, подведение итогов; развитие чуткости, отзывчивости; воспитание товарищества, уважения к одноклассникам.
Оборудование: результаты индивидуальных достижений детей и класса (портфолио детей и портфолио класса), листы для работы, выставка детских работ, компьютер, проектор.

Ход урока.
Торжественная часть
Учитель. Сегодня мы собрались, чтобы подвести итоги прошедшего года. Мы покажем вам, чему научились, что нового узнали. Итак, смотр знаний начинается.
Подведение итогов учебного года, награждение самых активных родителей и детей
Русский язык
Диктант
Утренняя роса блестит на траве. Лёгкий ветерок шумит над де-ревьями. Показалась зелёная травка.

Задания (слайд)
1. Озаглавьте текст. (Весеннее утро.)
2. Разберите по составу слова «ветерок», «травка».
3. Укажите, какой частью речи являются слова в первом предложении.
4. Найдите во втором предложении подлежащее и сказуемое.
5. Просклоняйте имя существительное «утро».
6. Разделите слова третьего предложения для переноса.
7. Переведите текст на родной язык.
Тест
1. Выберите верное утверждение.
а) Имя существительное – это часть речи.
б) Имя существительное – это член предложения.
2. Выберите верное утверждение.
а) Окончание служит для образования новых слов.
б) Окончание служит для связи слов в предложении.
3. Укажите слово с разделительным мягким знаком.
а) обез.яна б) в.ехал в) с.естъ
4. Укажите однокоренные слова
а) рисует б) рис в) рисунок.
5*. Прочитайте. Допишите в предложения подходящие слова. Под-черкните буквы, которыми они различаются.
По реке плывёт __________. Спелый __________ упал на землю. У Кати в руках ____________. Она гонит гусей на ___________.


Математика
1. Математический диктант.
Учащиеся записывают только: «Да» или «Нет».
Верны ли утверждения?
1. В числе 913 содержится 3 сотни, 1 десяток и 9 единиц.
2. Двузначное число всегда меньше трехзначного.
3. В 1 км – 1000 м.
4. Сумма чисел 500 и 4 равна 540.
5. Число 70 больше, чем 14, в 5 раз.
6. Если число 48 увеличить в 2 раза, то получится 96.
7. Произведение чисел 300 и 2 равно 302.
8. Если число 246 уменьшить на 6, получится 240.
9. В 2 ч 200 минут.
10. Остаток всегда меньше делителя.
2. Решите уравнение.
I вариант: х – 24 = 58
II вапиант:75 – х = 34
3. Решите задачу.
В 8 одинаковых бочонках 72 кг меда. Сколько кг меда в 10 таких же бочонках?
4. Найдите значение выражения.
700 – 100 * (85 : 17) =

Художественная часть
Учитель. Многому мы научились с вами в III классе. А теперь вы все переходите в IV класс.
Ученик.
День за днем, день за днем
Двигались своим путем
Взрослые, а с ними - дети:
Первый класс, второй и третий...

Попурри из детских песен.

Сценка «Перемена»
Расселись ребята на бревнышке в ряд
И тихо о школе втроем говорят.

- Мне нравится школа, -
Наташа сказала. -
Всю жизнь я о школе, ребята,
Мечтала!

- Учитель мне нравится, -
Петя сказал. -
Он строгий,
Каких я еще не видал.

- А мне, -
Чуть подумав, промолвила Лена, -
Мне нравится больше всего...
(вздохнув)
Перемена!
Учитель. Перемена чудесная, шумная, а иногда спасительная. Что только не случается на перемене.
Ученик.
Перемена, перемена!
Лезет первый класс на стену,
Очень дружно третий класс
Здесь стоит на голове.
Ну, а весь четвертый класс
Восседает на трубе.

Мокрые волосы,
Встрепанный вид,
Капелька пота по шее бежит,
Может быть, Тома, и Ваня, и Люда
Всю перемену ныряли в бассейне?
Или на них, на несчастных, пахали?
Или их в пасть крокодила пихали?

Нет!
На перемене мы все... отдыхали!

Попурри из детских песен.

Ученица.
Только в школу расходились,
Да за партой рассиделись,
Да в тетрадках расписались,
На перемене расшумелись,
Всех друзей расслушались –
Вдруг каникулы зачем-то
Тут на нас обрушились.
Ученик.
Лето! Лето! Лето! Лето!
Никаких уроков нету!
Отдыхай!
Всем дана команда –
«Вольно!»
Ждет на поле мяч футбольный –
Забивай!
Никаких заданий на дом!
Речка - рядом, роща - рядом,
Тут как тут! Ну а парта у окошка и звонок
Пускай немножко подождут.

Исполняется любая детская песня о лете.

Ученик.
Сегодня закончен последний урок,
Последний звенит в коридоре звонок.
Но где бы я ни был, куда бы ни шел,
Каких бы я новых друзей ни нашел –
На речке и в поле я помню о школе,
Я помню, в четвертый я класс перешел.

Ученица.
Полюбили мы друг друга,
Дружба крепкая у нас.
Вместе с нами наша дружба
Перейдет в четвертый класс.

Исполняется танец дружбы.

Ученик с колокольчиком.
Все, кто дружен с нашей школой,
Узнают звонок веселый!
И сейчас я вам звоню,
А на уроки не гоню!
Я звоню, звоню сейчас,
Чтоб закрыть на лето класс!
Буду весело звенеть,
А вы должны за это спеть!


Исполняется детская песня о школе или о дружбе.

Учитель. Вот и закончился наш праздник. Спасибо всем нашим гостям за внимание. А вы, ребята, отдыхайте, набирайтесь сил, чтобы 1 сентября продолжить свой путь по удивительной стране Знаний.