Занимательные задания по русскому языку

Начальная школа

Занимательные задания по русскому языку


Е.А. Бугинова,
учитель начальных классов, школа № 1, с. Красногвардейское, Ставропольский край


Предлагаемые задания могут быть использованы как на уроках, так и во внеклассной работе, а также при составлении работ для олимпиад по русскому языку.

Белые рисунки
На черном асфальте таким мелом белым
Рисую картинку я штрихом несмелым.
Вот аист парит высоко в облаках,
Вот лилии нежно белеют в прудах.
В лугах, словно капли кефира, пролились,
Ромашки невестами скромно склонились.
Но что-то напутала я: ведь зимой
Картинка бывает лишь белой такой!
И вновь я рисую: летит с неба пух,
Он снегом укроет всю землю вокруг.
Старанья мои снеговик завершил, -
Тепло и ему: шубу ватой набил.

Задание 1. Найдите в тексте «белые» слова - существительные.
Задание 2. Подберите из найденных «белых» слов слово, соответствующее схеме: корень, суффикс, суффикс, окончание, основа (условные значки). .
Задание 3. Выпишите из «белых» слов однокоренные слова, замените их словами, близкими по значению.

Ответы к заданию «Белые рисунки»:
1. Аист, вата, зима, кефир, лилия, мел, невеста, облака, пух, ромашка, снег, снеговик.
По 0,25 балла за каждое верно названное слово. Всего 3 балла
2. Правильный ответ - снеговик. Всего 1 балл.
3. Правильный ответ - снег, снеговик.
По 0,5 балла за каждое правильно названное однокоренное слово.
Снег  белые мухи (пушинки, хлопья), снеговик - снежная баба.
По 1 баллу за одну правильно подобранную замену к каждому слову. Всего 3 балла.

Сказка о коте
Вот сказка, в которой живут все коты,
Которых в загадке задумали мы.

Жил - был в просторном доме кот,
С ним по соседству в норке крот.
Они, едва алел восход,
Уж пили утренний компот.
А вечерами жгли костер
Под оживленный разговор.
«Лишь космонавт!» - так кот мечтал
И локоток свой выставлял
При непредвиденной посадке.
А крот, чтоб было все в порядке,
Земли изрядно испахал -
Кота он очень уважал.
«Как акробат! - так думал крот. -
Он сутки скачет напролет.
Ему б костюм повеселей,
И в цирк, чтоб развлекать людей!»
Свою идею весь в поту
Крот изложил как есть коту.
Задумался тут крепко кот,
Крот терпеливо его ждет.
И порешили: быть письму
В цирк дрессировщику тому,
Кто вожаком слывет средь кошек.
Авось он чем-нибудь поможет!
Письмо свое сложив в конверт,
С надеждой кот стал ждать ответ.

Задание 1. Выпишите из текста слова, в которых спряталось слово «кот».
Задание 2. Запишите эти слова в два столбика. Ответ обоснуйте.
Задание 3. Запишите фразеологический оборот со словом «кот». Поясните его значение.

Ответы к заданию «Сказка о коте»:
1. Крот, компот, костер, космонавт, локоток, акробат, костюм, конверт.
По 0,25 балла за каждое правильно названное слово. Всего 2 балла.
2. 1 способ. Обоснование: в один столбик вошли слова, обозна-чающие одушевленные предметы (акробат, крот, космонавт), в другой - неодушевленные (компот, конверт, костер, костюм, локоток).
За каждое правильно записанное слово начисляется 0,25 балла. За правильное обоснование начисляется 1 балл.
2 способ. Обоснование: в один столбик вошли слова, имеющие состав слова -корень, суффикс, окнчание, основа( условные значки) (космонавт, локоток), в другой - слова следующего состава: корень, окончание, основа (условные значки) (акробат, компот, конверт, крот, костер, костюм).
За каждое правильно записанное слово начисляется 0,25 балла. За правильное обоснование начисляется 1 балл.
Всего 6 баллов.
3. Фразеологический оборот: "купить кота в мешке".
Правильный ответ оценивается в 1 балл.
Значение фразеологического оборота: "приобрести что-либо не глядя"( ничего не зная о качествах покупки)
Правильное пояснение значения фразеологического оборота оценивается в 1 балл.
Всего 2 балла.

Сказка о дружбе
В траве сидит кузнечик, там, где родник шумит,
По полевой дороге велосипед шуршит.
Прислушались тут оба - кузнечик и родник:
«Куда это так шустро велосипед спешит?»
И тут велосипед наш увидел вдруг родник,
К тому же здесь кузнечик недалеко сидит!
И радостно замедлил свой ход велосипед,
А вот родник, кузнечик ждут предстоящих бед.
Велосипед же понял, что гость незваный он –
Кузнечик сам отпрыгнул, родник же вспять пошел.
Сказал он им: «Кузнечик, и ты, ворчун - родник,
Ну, пусть велосипед - я, но тайну все ж постиг».
И с этого момента дружны стали они:
Велосипед железный, кузнечик и родник.


Задание 1. Выпишите из текста наиболее часто повторяющиеся слова в начальной форме.
Задание 2. Какое из этих слов можно употребить в значении «живот-ное»?
Задание 3. Определи и запиши количество мягких и твердых согласных в каждом из выписанных слов по образцу:
_________ - _ мягких согласных, _ твердых согласных.

Ответы к заданию «Сказка о дружбе»:
1. Правильный ответ - велосипед, кузнечик, родник.
За каждое правильно названное слово начисляется по 0,5 балла.
Всего 1,5 балла.
2. Примерный вариант ответа на задание 2: в значении «животное» может употребляться слово «велосипед», так как его синонимом является словосочетание «железный конь».
За правильно названное слово (велосипед) начисляется 1 балл.
За правильное обоснование значения употребления слова - 1 балл.
Всего 2 балла.
3. Ученики должны выписать три слова: велосипед, кузнечик, родник.
За каждое из выписанных слов начисляется 0,5 балла.
Всего 1,5 балла.
Велосипед - 3 мягких согласных, 2 твердых согласных.
Кузнечик - 2 мягких согласных, 3 твердых согласных.
Родник - 1 мягкий согласный, 3 твердых согласных.
За каждый верно названный звук начисляется 0,25 балла. Всего 3,5 балла.
Всего 5 баллов.

За любую допущенную в ответах ошибку (в том числе на изученные орфографические и пунктуационные правила) снимается 0,25 балла.
Количество баллов за задания строго не регламентируются и могут устанавливаться на усмотрение педагога.