В поисках Снежной королевы, или На помощь Герде

Начальная школа

В поисках Снежной королевы, или На помощь Герде

Внеклассное интегрированное занятие

И.С. БАЛЯЕВА, Н.Я ВАРТАНЯН,

учителя начальных классов, НОУ «Школа радости»,

Е.А. СЕРГЕЕВА,

воспитатель детского сада, г. Люберцы, Московская область

Занятие проводится в рамках осуществления процесса преемственности воспитания и обучения между детским садом и начальной школой (II класс).

Задача: способствовать развитию познавательных способностей учеников, воспитание интереса к приобретению знаний.

Цели: создать игровую ситуацию, в ходе которой вспомнить и закрепить знания детей об однокоренных словах, постановке правильного ударения, закрепить умения играть на музыкальных инструментах, выделять сильную долю, в игровой форме совершать простейшие логические действия; развивать орфографическую зоркость, фонематический слух, плавность речи, логическое мышление, коммуникативные навыки; закреплять умение выразительно читать стихотворения, развивать речевые и творческие способности; расширять кругозор и словарный запас; развивать интерес к изучению русского языка прививать любовь к культуре родного края (в ходе чтения поэтических текстов); восприятие, воображение, творческое мышление, чувство ритма и слуха, интонационную выразительность; воспитывать вежливость, терпимость, умение продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми.

Оборудование: музыкальные инструменты, магнитофон, обруч, корзинка с «ледяными осколками», на которых написаны слова, бумажные треугольники, скрепки, карточки с буквами, костюмы героев (Герда, Кай, Разбойница, Снежная королева, Ворон).

Ход занятия.

На сцену выходят дошкольники с воспитателем.

Воспитатель. Ребята, вы не видите второклассников? Странно. Пригласили нас на прогулку в зимний лес, а самих нет. Но пойдемте, может, встретимся.

Дошкольники читают любые стихи о зиме и зимнем лесе - «Все нет зимы» А. Барто, «Как на горке...» И. Токмаковой, «Снег идет» М. Познанской, «Белые стихи» С. Михалкова и др.

Музыкальная игра «Эхо». Воспитатель поет слово, а дошкольники повторяют его, пытаясь воспроизвести высоту и чистоту спетой ноты, например:

Воспитатель. Эхо!

Дети. Эхо!

Воспитатель. Пой со мной!

Дети: Пой со мной!

Воспитатель. Эхо!

Дети. Эхо!

Воспитатель. Я - друг твой!

Дети. Я - друг твой!

Дошкольники уходят со сцены, садятся на места. На сцену выходят второклассники.

Учитель. Ну, вот мы с вами и пришли: где-то здесь должны быть наши друзья, которых мы пригласили в зимний лес. Давайте зайдем поглубже в лес, наверное, они уже пришли.

Второклассники читают стихотворения о зиме - «Чародейкою Зимою...» - Ф.Тютчева, «Зимушка-зима» А. Прокофьева, «Покормите птиц» А. Яшина, «Вот север, тучи нагоняя...» А. Пушкина, «Это было в декабре» Р. Кудашевой, «Мама! глянь-ка из окошка...» А. Фета и др.

Исполняется песня «Здравствуй, гостья-зима!» (сл. И. Никитина, муз. народная).

Учитель (показывает на дошкольников в зале). Да вот же они наши друзья!

Второклассники садятся на места.

Появляется Ворона и Герда.

Ворона. Кар-кар! Что им дома не сидится? Хороший хозяин собаку из дома не выгонит в такую погоду, а эти... по доброй воле пришли. (Улетает.)

Герда. Здравствуйте, друзья! С нетерпением жду вас я! Вы случайно не видели Ворону? Говорят, она знает, где живет сама Снежная королева, которая увезла моего названного братца. И хоть мне, боязно отправляться одной на поиски, но делать нечего. Друга надо из беды выручать, бабушка очень волнуется.

Воспитатель. Герда, а можно мы отправимся вместе с тобой, нас много и наша помощь пригодится в дороге.

Герда. Я буду очень рада. Но только смелым и дружным открыт путь в сказку.

Учитель. Вот и посмотришь, какие мы дружные и внимательные.

Проводится игра «Ложки, маракасы, колокольчик». Можно часть школьников пригласить на сцену, все остальные играют в зале.

Учитель. Вот правила игры: если я буду играть на ложках, то рядом стоящие должны будут потереться спинками друг о друга, если зазвенит колокольчик - то пожать руку товарищу, а если заиграют маракасы - то обняться друг с другом. Итак, начали.

Герда. Смотрите, смотрите, ворона! Она-то мне сейчас и нужна. Постой. Не видела ли ты мальчика лет десяти?

Ворона. Мальчика лет десяти … (горделиво ходит).

Вбегает Разбойница.

Разбойница. Вау, пипл, всем хэлло! Что сюда вас привело?

Ворона. Караул! (Улетает.)

Герда. Здравствуй, милая леди!

Разбойницам (передразнивает). Здравствуй, милая леди! Ну, кто так говорит?

Герда. Вежливые люди. Есть специальные волшебные слова, которые помогают нам исполнять все наши желания. Вот посмотри. (Обращается к зрителям.) Ребята, когда я буду говорить слово «пожалуйста», вы выполняйте мою команду, а если волшебного слово не будет, то просто стойте на месте.

Проводится игра на внимание. Герда произносит слова: правую руку вперед, пожалуйста; подпрыгните; на месте шагом марш, пожалуйста; помашите рукой; поплавайте, пожалуйста; хлопните в ладоши; хлопните в ладошки, пожалуйста...

Разбойница. Прекратите это все..., пожалуйста. Силу этого слова я поняла, а оно одно такое?

Герда. Послушай ребят.

Дошкольники декламируют «Вежливые стихи» А. Кондратьева.

Герда. Не знаешь ли ты, милая Разбойница, где живет Снежная королева? Она увезла к себе моего названного брата. Мы с ребятами идем спасать его.

Разбойница. Знать-то знаю, но не скажу, пока вы меня не повеселите.

Учитель. Думаю, частушки тут будут в самый раз.

Исполняются частушки (муз. Ю. Кудинова, сл. Е. Щепотьева, Ю. Кудинова, диск «Уроки пения).

Эх, девчушки-ребятушки,

Шире ушки на макушке.

Шире ушки на макушке.

Слушай школьные частушки!

Утром хочется поспать

Но пора, пора вставать,

В школу я пойду с подружкой,

- А, с Полиной?

- Нет, с подушкой!

На урок скачу вприпрыжку

Очень быстро, даже слишком.

Чтоб отличникам под стать,

Все задания списать.

В классе строгие порядки

Тут не поиграешь в прятки.

Второй класс не детский сад,

Эх, вернуться бы назад!

Мы помыли три морковки

И одну отдали Вовке.

Ну, решишь задачу сам?

Я морковку не отдам.

Чтобы грамотно писать,

Нужно правила читать.

Чтоб ошибок избежать,

Лучше вовсе не писать.

Разбойница. А теперь поиграйте со мной в игры: «Кто шире откроет рот», «Кто громче заорет», «Кто больше кукол украдет».

Герда. Это совсем неинтересные игры. Лучше вставай к нам в круг и посмотри, какие игры мы любим.

Проводится игра «Летит, летит птичка»: в середине круга стоит «птичка» с закрытыми глазами. Дети поют:

Летит, летит птичка,

Птичка-невеличка.

На кого-то сядет,

Голосок узнает.

Воспитатель глазами показывает дошкольникам, стоящим в кругу, кому из них здороваться с «птичкой». Если «птичка» угадывает по голосу ребенка, то она встает в круг, а ребенок становится «птичкой» и т.д. Разбойница встает к дошкольникам.

Герда. Теперь скажешь, как найти Снежную королеву?

Разбойница. Живет она в Лапландии, там, где вечный снег и лед и все, что связано с пургой, метелицей и любыми другими вещами. Дорогу тебе подскажет твое сердце и дружба. Мне пора, а то я забуду игру, в которую хочу научить играть своих разбойничков. Спасибо вам, ребята. Берегите Герду. Удачи. (Уходит и сразу возвращается.) А это тебе, девочка, от меня. (Протягивает Герде варежки.) Ну, прощайте.

Герда плачет.

Воспитатель. Я, кажется, поняла, что надо делать, как помочь Герде. Сила дружбы, песни и воображения помогут нам и Герде отыскать дорогу в Лапландию. Сейчас мы вспомним все, что связано с зимой. Снег, снег, снег ... А мы знаем снежную песенку.

Дошкольники поют песню «Мы в снежки играем смело» (сл. и муз. Н. Вересокиной).

Герда. Пока ничего не изменилось. Ребята, школьники, выручайте нас. Наступайте на тропинку и называйте однокоренные слова к словам снег, лед, зима.

Второклассники встают друг за другом и по очереди называют однокоренные слова, пролезая в обруч, украшенный мишурой.

Раздаются звуки снежной бури, метели, сияет северное сияние. Появляется Снежная королева и Кай.

Снежная королева. Веселье никогда не заглядывало сюда! Ни разу не устраивались здесь медвежьи балы под музыку бури; ни разу не собралось здесь общество, чтобы поиграть в жмурки или фанты; даже беленькие кумушки лисички и те никогда не забегали сюда поболтать за чашкой кофе. Холодно и пустынно в моих чертогах. А северное сияние сияет так правильно, что можно рассчитать, когда оно разгорится ярким пламенем, а когда совсем ослабнет. Теперь я полечу в теплые края! Мне нужно побелить кратеры вулканов и верхушки гор. Сложи свое имя, мальчик, расставь в словах ударение, используя мои ледяные осколки». И тогда ты будешь сам себе господин и я подарю тебе новые коньки. (Уходит.)

Герда. Кай, мой милый Кай! Наконец-то я тебя нашла! Но что с ним? Он даже не пошевельнулся: он сидит такой невозмутимый и холодный. Что же делать?

Воспитатель. Ребята, вы можете помочь Каю поставить в словах ударение?

Герда передает детям корзину с «ледяными осколками», на которых написаны слова метели, снегопад, снеговик, метелица, пурга, ледянки, салазки, королева, вьюга, пурга, пороша. Каждый из второклассников получает также синий бумажный треугольник и скрепку. Треугольник надо закрепить на ударном слоге.

Герда. Кай, помнишь, зимой наши окна часто замерзали, и мы нагревали медные монетки на печке и прикладывали их к замерзшим стеклам - лед быстро оттаивал и получалось чудесное окошко, такое круглое, в нем показывался веселый и ласковый глазок: это мы смотрели друг на друга.

Кай. Герда, милая Герда! Я все вспомнил: тебя, наш дом, нашу бабушку. Ты нашла меня. Но мне нужно выполнить задание Снежной королевы, а оно у меня не получается.

Герда. Не волнуйся, Кай. Ребята нам помогут.

Второклассники по очереди показывают слово «осколок» с ударением и отдают его Каю. Дошкольники складывают имя «Кай».

Кай. Нам пора в путь, больше нам здесь делать нечего. Спасибо, вам, ребята.

Исполняется песня «Что нам нравится зимой» (сл. Л. Некрасовой, муз. Е. Тиличеевой).

Воспитатель. Сказочная у нас получилась прогулка. Хорошо, что школьники нас пригласили в лес. (Уводит дошкольников.)

Учитель. Хорошо, когда есть знания, и вы можете ими воспользоваться и помочь тому, кто нуждается в помощи, я думаю, что теперь на уроках русского языка вы будете еще более внимательными и старательными. А нам пора в класс.

Прощай, зимний лес и его сказочные герои.