О воспитании
О.Д. СОЛОВЬЕВА,
учитель начальных классов, школа № 97, г. Новосибирск
Как воспитать полноценную личность? Как сделать процесс обучения радостным? Как в век технического прогресса сохранить ранимую душу ребенка, научить не только читать и писать, но и создать условия для формирования самостоятельности – залога успешности будущего гражданина? На все эти вопросы пытается дать ответ современная школа, которая сейчас переживает не лучшие времена.
Изменился облик современного первоклассника: с одной стороны, он свободно владеет современной техникой, а с другой ‒ не умеет зашнуровать ботинки, обслужить себя, самостоятельно принять решение. Поэтому основной целью учителя начальной школы считаю создание системы работы по формированию самостоятельности учащихся в учебной и внеурочной деятельности.
Суть самостоятельности в том, что учитель никогда не сообщает ученикам в готовом виде то, до чего они способны додуматься сами – он лишь подводит их этому.
Начиная с первого класса, я учу детей самостоятельно формулировать тему урока, работать в группах. Работа в малых группах создает условия для активного говорения, обсуждения, дает учащимся возможность доказывать свою точку зрения, аргументировано возражать. При работе в группе используются возможности громкой речи. Лишь в совместной деятельности со сверстниками, в общении с ними ученик в полной мере может развить критичность мышления, терпимость, умения аргументировать, согласовывать свои действия с действиями других, принимать или не принимать чужую точку зрения. Помимо этого участие в коллективной работе предоставляет ребенку большую двигательную свободу, причем двигательная активность совсем не мешает ему работать, не отвлекает, поскольку она естественно сочетается с ходом его мысли. Его позы более свободны, раскованны, следовательно, обеспечивается поступление кислорода к мозгу.
Большое значение придаю работе с родителями: родительские лектории, собрания, совместные проекты, семейные чтения, спортивные мероприятия, культмассовые походы, участие в праздниках – все это помогает папам и мама увидеть своего ребенка другими глазами. Считаю, что от уважения к семье, роду зависит уважение к Родине. В моем классе обучаются дети трех национальностей, поэтому в плане воспитательной работы стоят специальные беседы на морально-этические темы, чтение отрывков из художественной литературы, основной смысл которых в том, что все люди братья и все хотят жить в мире.
Объединяет нас и общее дело – кукольный театр. Рождается театр в классной комнате на уроках труда. Из подручного материала: пластиковой бутылки, ниток, цветной и белой бумаги появляются оригинальные куклы, каждая со своей душой, в которой есть увлеченность и настроение ее маленького создателя. Работа с куклой снимает напряжение, развивает творческие способности. Часто слышу от родителей, что дети с радостью идут в школу, потому что их там ждет интересная дружная работа в коллективе. Думаю, что это и есть главный результат моей деятельности.